Как воспитывать произвольность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как воспитывать произвольность



Поскольку произвольность имеет отношение к зрелости мозга ребенка, то необходимо организовать среду для наиболее благоприятного его развития. К началу дошкольного возраста ваш ребенок практически полностью импульсивен, поэтому все мероприятия по развитию произвольности должны идти рука об руку с естественными наклонностями и интересами ребенка, его тенденцией развития – ведущей деятельностью. Все насильственные действия будут отринуты ребенком именно потому, что произвольно действовать еще он не может.

Много раз я слышала обращение родителей детей 2–5 лет: «Нормально ли, что мой ребенок не слушает преподавателей на занятии? Мне сказали, что он недостаточно внимателен». Тут дело в недостаточном знании психологии развития ребенка. Отвлекаемость (отсутствие произвольности внимания) – норма возраста. Дети имеют разный уровень устойчивости внимания от природы (см. подробнее об этом в части «Натура ребенка: власть природы» ), но в целом в таком возрасте норма – не уметь удерживать внимание, если тебе неинтересно.

Если ломать ребенка, ругать его и записывать в нерадивые ученики в столь раннем возрасте, то возрастная норма переродится в трудности характера и мотивации. И тогда сложности с обучением действительно ребенку обеспечены.

Чтобы произвольность развивалась максимально полно:

Развивайте речь ребенка.

Такие на первый взгляд не связанные вещи, как речь и произвольность поведения, имеют много точек соприкосновения.

Изначально речь становится нужной ребенку для общения с взрослым, ребенок использует речь, чтобы выразить свои потребности, которые становятся все сложнее с возрастом. Потом речь становится средством мышления, познания мира. Следующая очень важная функция речи – регуляция своего поведения, самоконтроль.

Не имея возможности «думать о себе», представлять себя в виде отдельного существа с возможностью ПО СВОЕЙ воле менять свое поведение, ребенок не может научиться соблюдать правила. Чтобы управлять собой, надо, по крайней мере, уметь думать о своих поступках, описывать их, смотреть на себя со стороны. А это возможно только с развитием речи, причем довольно высоким развитием.

Рефлексия начинается в речи, с описания себя посредством языка. Так ребенок начинает понимать, что он отдельное существо, что он обладает способностью направить свое поведение по одному или другому пути, начинает задумываться о своем поведении, видеть себя со стороны. И это становится впоследствии основой сдерживания себя от неодобряемых поступков и побуждения себя к желательным действиям.

Слабым развитием речи во многом объясняется невозможность маленьких детей контролировать свое поведение и главное – согласовывать его с нашими требованиями. Речь – инструмент мышления, а само мышление уже является предпосылкой к контролю. Не имея внешней и внутренней связной речи, ребенок не может представить себя «действующим», не осознает, что сам направляет свое поведение, поэтому не может им управлять. Кроме того, содержание правил, передающихся через речь, ему не доступно в полной мере.

Установка родителей на разговор с ребенком и развитая речь, как показывают исследования, положительно влияют на способность ребенка к самоконтролю уже в раннем возрасте. Детям с хорошо развитой речью и богатым полем общения со взрослым легче подчиняться инструкциям, они раньше начинают держать себя в руках без внешнего контроля со стороны взрослого.

Развить речь можно, читая ребенку и разговаривая с ним о том, что ему интересно. Помогите ребенку увидеть себя через рассказ о нем, обсудите с ним его поступки и отчасти их причину. Чаще рассказывайте ребенку о себе, своем детстве, придумывайте с ним истории. Техники для развития устной речи приведены в разделах «Эмоциональный интеллект», «Интеллектуальное развитие», «Социальный интеллект».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.006 с.)