Существуют две главные сложности в воспитании эмоционального интеллекта у детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существуют две главные сложности в воспитании эмоционального интеллекта у детей.



• Низкий эмоциональный интеллект родителей. Для того чтобы развить эмоциональный интеллект, нужен проводник, взрослый, который покажет и расскажет, что к чему. У многих взрослых, соответственно родителей, эмоциональный интеллект (ЭИ) развит слабо, они сами неверно понимают свои эмоции, не отличают их от мыслей, не могут их интерпретировать и тем более на них влиять. Также слабо и неверно они понимают чувства и мотивацию других, а уж о сознательном изменении чувств окружающих в желательную сторону и речи нет. Автоматически, бессознательно взрослый передает ребенку именно свой уровень эмоционального интеллекта, никак не может воспитать то, чего сам не имеет.

Тем не менее у ребенка может развиться неплохой эмоциональный интеллект вне зависимости от влияния родителей, под воздействием другого опыта или особой природной чуткости, интуитивности считывания реакции.

Если же вы хотите осознанно повлиять на развитие такого важного свойства, как ЭИ ребенка, то прежде всего вы должны работать и развивать собственный ЭИ.

• Вторая сложность в воспитании ЭИ ребенка состоит в том, что сам ребенок-дошкольник осознает свой внутренний мир смутно, фрагментарно, не способен к рефлексии и эмпатии до определенного возраста. Не способен из-за природных темпов развития. Например, дети вплоть до школьного возраста мало способны к эмпатии – осознанию чувств окружающих. Бессмысленно говорить малышу четырехлетнего возраста, который тянет сестру за волосы: «А вот если тебе так?!» Конечно, он может призадуматься и остановиться, может отпустить сестру, видя гнев родителя, может, в конце концов, воспринять ваши слова как угрозу. Но всерьез построить цепочку, которая приведет его к пониманию того, что почувствовал бы он на месте сестры, он не может. Позже сможет, при нормальном развитии, а сейчас не может.

В воспитании дошкольника мы можем только заложить базу для дальнейшего развития эмоционального интеллекта.

Подспудно взрослые требуют от ребенка очень развитых навыков эмоционального интеллекта в следующих случаях.

Взрослые требуют, чтобы ребенок успокоился, перестал рыдать, не злился, не обижался или был повеселее.

Управление своими эмоциями – сложный навык, который в лучшем случае разовьется у ребенка к зрелому возрасту. Большинство взрослых им не владеет, обычно не владеет и тот взрослый, который требует самоконтроля от ребенка. Сами взрослые срываются на ребенка, кричат на него, иногда бьют – под влиянием захлестнувших сознание эмоций. И в то же время требуют от детей взять себя в руки. Спрашивается, на каком основании ребенок должен уметь то, чего не умете вы?

Отчасти ребенок-дошкольник может подавить ЭКСПРЕССИЮ чувства, его внешнее выражение. Может научиться бессознательно вытеснять нежелательные чувства. Но все это имеет мало отношения к осознанному изменению эмоций в нужном направлении.

Взрослые требуют от ребенка, чтобы он полноценно понимал их.

Безотчетно, а иногда и вполне осознанно взрослые хотят, чтобы их понимали дети. Чтобы дети понимали и учитывали их беспокойство, усталость и вспышки раздражения. При этом мало кто из взрослых доволен уровнем понимания даже со стороны друзей и супругов, так что неизвестно, откуда у этих людей берутся иллюзии, что их способен понять ребенок.

Ребенок всегда чутко РЕАГИРУЕТ на настроение взрослого, но он мало осмысливает то, что воспринимает. Так, он чувствует вашу грусть, страх, злобу, и это влияет на него. Но он не понимает, а только чувствует, что нечто неладно.

Эмпатия – сложнейший навык, часто он находится в упадке даже у взрослых. Люди сконцентрированы на себе, мало кто чутко следит за изменением настроения других людей. Еще меньше тех, кто осознанно координирует свое поведение в соответствии с этим переменчивым явлением – настроением окружающих.

Можно научить ребенка очень многому в сфере эмоций. Но тут, как и в других областях, понадобится время родителей, использование правильных подходов и понимание возрастных ограничений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.004 с.)