Елизавета николаевна филоненко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Елизавета николаевна филоненко



Елизавета Николаевна Филоненко

Большая книга родителей будущих первоклассников

 

Академия психологии для родителей –

 

 

Текст предоставлен издательством

«Елизавета Филоненко. Большая книга родителей будущих первоклассников»: АСТ; Москва; 2018

ISBN 978-5-17-105790-9

Аннотация

 

Родители дошкольников и младших школьников! Эта книга – для вас!

Учеба – самая сложная работа в жизни ребенка, и большинство родителей в наши дни начинают готовить свое чадо к школьному обучению чуть ли не с пеленок. В ход идут различные методики «раннего развития» и развивающие пособия, призванные обеспечить первокласснику успешный школьный старт, развить в нем лидерские способности и сформировать гармоничную личность. Однако чаще всего старания взрослых приводят к обратному результату – увы, современные дети не хотят учиться, не умеют общаться, отдают предпочтение не книгам и подвижным играм, а гаджетам, и школа для них становится источником постоянного стресса.

Существует ли выход из этого тупика? Да. Дверь в успешное будущее для дошкольника открывают пять ключей: социальный интеллект, эмоциональный интеллект, произвольность и мотивация, физическое развитие и интеллектуальные навыки. Обо всех тонкостях и секретах развития этих сфер рассказывает детский психолог и специалист в семейной психотерапии Елизавета Филоненко.

 

Елизавета Филоненко

Большая книга родителей будущих первоклассников

 

Макет подготовлен редакцией ПРАЙМ

© Филоненко Е. Н., 2017

© ООО «Издательство АСТ», 2018

 

Родители – не дизайнеры внутреннего мира ребенка, они только помощники, которые должны способствовать его гармоничному, максимально естественному развитию.

Елизавета Филоненко

 

Главный принцип воспитания

 

В наши дни в распоряжении родителей поистине космическое количество литературы о воспитании. На нас идет прямо-таки лавина советов, как воспитать счастливого и успешного человека. Часть из них пустовата, есть откровенно бесполезные вещи, часть очень актуальна и полезна. Можно выбрать в соответствии с ситуацией на свой вкус что-то подходящее.

Однако в реальности людей, которые могут похвастаться успешной воспитательной стратегией, немного. Отчасти это происходит оттого, что не особенно довольные жизнью, не процветающие и несостоявшиеся (то есть самые обыкновенные) люди сплошь и рядом стремятся выращивать «счастливых победителей и лидеров», а это в принципе невозможно. Родители, не обладающие нужными качествами и не являющиеся примером счастливой и полноценно развитой личности, не могут воспитать счастливых и высокоразвитых детей. В воспитании детей люди, как правило, воспроизводят самих себя, то есть их дети функционируют в личном и профессиональном плане примерно на том же уровне, что и они сами. Поэтому главный ориентир в воспитании ребенка – личное развитие.

 

Будь самим собой, ищи собственный путь, познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить. Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке.

Я. Корчак

 

Не боритесь с недостатками ребенка, отводя глаза от своих собственных. Лень, инертность, узость интересов, падкость на удовольствия, грубость, истеричность – все это наши дети перенимают от нас, а не «приносят с улицы» и не «берут из Интернета».

 

Пять ключей

 

Помимо личного примера взрослых, который не всегда является блестящим образцом для ребенка, родители в воспитании сталкиваются и с другой проблемой – отсутствием системного подхода.

Познания большинства людей в психологии, в частности психологии воспитания, весьма поверхностны, разрозненны, часто это обломки устаревших психологических теорий или искаженные популяризаторами факты. Обычно это адская смесь советов, «лайфхаков», красивых гуманистических идей о любви к ближнему и страшилок от психологии.

 

Эти разрозненные советы не связаны системой, они хаотично существуют внутри мозга и скорее создают шум, нежели освещают путь.

 

В итоге у человека создается совершенно ложное впечатление, что он много знает о психологии, потому что много читал. Стандартный комментарий при обращении к психологу для решения проблем: «Я много читаю психологической литературы».

Информация, которую человек получает, не всегда становится знанием. Советы без опоры на глубокое понимание закономерностей развития ребенка приносят не много пользы, а понятые ложно могут и навредить.

Родители стремятся туда, куда указывают модные психологические веяния: то укреплять привязанность, то развивать интеллект, то освобождать детей от требований, то помогать им эмоционально выражать себя. А между тем, за последние десятилетия ничего принципиально нового в психологии развития человека открыто не было, так что нет никаких оснований для педагогических революций.

Воспитывая ребенка – дошкольника (именно об этом возрасте пойдет речь), нужно не просто руководствоваться отдельными симпатичными советами, а представлять общее поле развития ребенка. Уделив внимание одному направлению, но упустив из виду другие, вы исказите общий результат воспитания. Так, уделяя большое внимание интеллектуальному развитию дошкольника, но игнорируя физическое, вы повлияете на общий исход дела. Или сконцентрировавшись на развитии навыков у ребенка, но оставив без внимания его социальную компетентность, вы также получите не лучший результат.

Для успешного воспитательного воздействия на ребенка, нужно охватывать пять областей:

– СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ;

– ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ;

– МОТИВАЦИЯ И ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ;

– ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ;

– ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ.

В каждой из этих областей происходят важные возрастные изменения, о которых я расскажу в соответствующих главах.

 

 

Каждая область является ключом к успешному школьному старту, сочетание всех пяти ключей – гарантия того, что ребенок сможет учиться в школе без внутренних противоречий.

Фокус внимания книги – подготовка ребенка к школе. Основы воспитания рассматриваются в применении к этой важной области.

Помогая ребенку развить свои способности в пяти основных областях, вы заложите хорошую основу для его школьных успехов. Однако понимания сущности развития ребенка в пяти главных областях достаточно и для выстраивания общего направления воспитания, подготовка к школе является только частной задачей.

Все пять ключей взаимосвязаны и, занимаясь одной областью, вы косвенно влияете на остальные. Так, занимаясь эмоциональной грамотностью ребенка, вы улучшаете его интеллект. Посвящая время физической активности, вы оказываете влияние на его интеллект, мотивацию и развитие произвольности поведения.

 

Фон настроения

 

Некоторые дети просыпаются с улыбкой. Это большой подарок родителям, как правило, он не имеет ни малейшего отношения к воспитательным талантам взрослых. Дети от природы делятся на тех, у кого есть тенденция к негативным эмоциям и, наоборот, счастливцев, которые преимущественно настроены позитивно. Родители первых часто говорят о своих детях: «Ему всегда все плохо!», часто винят себя в том, что не могут создать позитивный эмоциональный фон ребенку.

Счастливые же родители детей, склонных к позитивной реакции на мир, могут переоценивать свой педагогический талант, считая себя главной причиной счастья ребенка. Вероятно, обе категории могут ошибаться, большая роль в этой области принадлежит натуре ребенка: его склонность к позитивным или негативным эмоциям определяется природой.

Не стоит ругать ребенка за то, что он «плакса». Конечно, нужно учить ребенка формировать и поддерживать хорошие эмоции, помогающие жить. Но ему вряд ли помогут регулярные напоминания, что он «нытик» и всегда ревет.

О том, как культивировать позитивные эмоции и создавать эмоции, помогающие работать, подробнее написано в главе, посвященной ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ.

 

Порог реакции

 

Этот показатель определяет, насколько сильным должно быть какое-либо событие, чтобы вызвать реакцию ребенка. Дети с высоким порогом реакции могут почти не реагировать беспокойством на самые значительные стимулы: яркий звук, давление, свет и прочее (разумеется, при нормальном функционировании органов чувств). Такие дети могут не обращать внимания на физический дискомфорт долгое время. Напротив, дети с низким порогом реакции будут болезненно реагировать на малейшие изменения, неудобства, доставляемые физическим миром: запахи, физическое давление и проч.

Часто так называемые «капризули» и «нытики» как раз относятся к детям с низким порогом реакции, им действительно доставляет дискомфорт то, чего другой ребенок даже не замечает.

Разумеется, одна из главных задач воспитания – сформировать у ребенка определенную устойчивость к помехам, дискомфорту. Без этого жизнь становится скоплением больших и маленьких неприятностей. Но, работая вместе с ребенком в этом направлении, нужно понимать, что мы имеем дело с разными стартовыми возможностями детей, и не претендовать на программирование ребенка в удобном взрослому направлении.

 

Адаптивность

 

Этот параметр близок к предыдущему с той разницей, что адаптивность означает скорость привыкания к новому. Реакция приближения – удаления относится к первоначальному ответу ребенка на новое, а адаптивность отражает то, насколько быстро первоначальная реакция сменяется устойчивым привыканием к новому. Так по характеристике приближения – удаления ребенок может быть ближе к реакции удаления от новых стимулов, а адаптивность иметь довольно высокую, привыкать к новому быстро.

Дети с низкой адаптивностью могут привыкать к новому очень долго. Так, ребенок может ходить в детский сад больше года, так и не привыкнув к нему окончательно.

Детям с низкой адаптивностью лучше реже менять окружающие обстоятельства, еду, распорядок дня, школы и детские сады. Также они могут стабильно тяжело чувствовать себя (и вести себя соответственно) в отпуске, даже если вы едете на райские острова.

 

Интенсивность реакции

 

Некоторые дети вкладывают много психической энергии во все, что они делают, это дети с высоким уровнем энергичности. Природой им отпущено больше энергии на все чувства и проявления. Такие дети ярко радуются, но и громко переживают негативные чувства, их ответ на события мира всегда интенсивный. Реакция других детей более стертая, часто это дети, с которыми спокойнее родителям.

Не всегда тихий и спокойный ребенок – заслуга воспитателей, а ребенок крикливый и шумный – недостаточно воспитан. Часто это природная данность.

 

Ритмичность

 

Ритмичность означает степень регулярности соматических процессов ребенка. Насколько ритмично или, наоборот, хаотично ребенок хочет есть, просыпается и засыпает, чувствует усталость – определяется природой ребенка. Дети, имеющие высокие показатели ритмичности, в одно и то же время просыпаются и засыпают, чувствуют голод и усталость. Установить таким детям режим очень просто, вполне справедлив в таком случае совет – просто понаблюдать и построить режим дня в соответствии с природным ритмом ребенка. Но такой совет подойдет далеко не всем, за детьми мало ритмичными от природы практически бесполезно наблюдать, их природные ритмы разнообразны, они каждый день существуют в новом ритме.

И тем и другим детям режим полезен, он создает основу для успешной работы нервной системы. Не стоит жить хаотичной жизнью, даже если ваш ребенок неритмичен от природы. Большинство людей координирует свои действия с помощью выработанных совместных ритмов. Если ребенок вырастает без понятия о нормальном режиме, ему трудно встраиваться в любые общественные институты. Так, ребенок, не привыкший к режиму сна и бодрствования, будет иметь дополнительные трудности при адаптации к саду или школе. Непривычная ритмичность будет для него добавочным стрессом.

 

Уровень активности

 

Есть дети, которые залезают на шкафы, раскачиваются на шторах, носятся на детских площадках с умопомрачительной скоростью, и их трудно дисциплинировать даже очень умелым воспитателям. Есть и другие, которые тихонько играют, медленнее передвигаются, с ними меньше хлопот. Количество видов поведения, которое ребенок запускает в определенный промежуток времени, – это и есть уровень активности.

Воспитывая ребенка, организуя его досуг, нужно учитывать его природный уровень активности. Активные дети хуже переносят однообразие, они хорошо выдерживают высокий темп жизни. Ребенок с меньшей активностью будет испытывать значительный стресс, если его сильно тормошить. Не все во власти родителей, если даже вы очень хотите своему ребенку непременно «драмкружок, кружок по фото», все же вам придется сообразовывать свои мечтания с природным уровнем активности ребенка. В противном случае вас ждут плохие результаты.

Значительные трудности могут возникать, если уровень активности ребенка и родителя разные: допустим, родитель из активных, а ребенок из малоактивных по природе людей. Родитель готов горы свернуть, успевает сделать тысячу дел за день, а ребенок с трудом переходит от одного дела к другому, довольно инертен в поведении. Родитель в таком случае может думать, что воспитанием он должен сделать ребенка активнее, или обвинять окружающих, что те не привили ребенку должной энергичности. Это не всегда так, определенный уровень активности – качество, присущее каждому ребенку с самого рождения.

 

Отвлекаемость

 

Прежде всего, повышенная отвлекаемость в целом характерна для детей, особенно для детей раннего возраста. Подробнее об этом можно узнать из книги «Воспитание ребенка от 1 до 3 лет: перезагрузка». Высокая степень переключаемости и совсем непродолжительная по времени концентрация внимания – норма для детей раннего возраста и дошкольников. Поэтому не стоит считать, что ваш трехлетний ребенок невнимательный, только потому, что он не может усидеть на месте более пяти минут. Это просто нормальный ребенок.

Но и в рамках нормы есть дети более и менее отвлекаемые, есть те, чье внимание абсолютно пластично, и есть те, кто все же больше склонен к фиксации на предмете или эмоции.

Если ваш ребенок может продолжительно сидеть за одним занятием, его трудно успокоить и отвлечь от неприятных переживаний – он относится к группе с низкой отвлекаемостью. Если же, наоборот, ребенка легко отвлечь от переживаний и он меняет направление своей деятельности каждые несколько минут – вы родитель ребенка с высокой отвлекаемостью.

Отвлекаемость имеет отношение к работе нервной системы, ее нельзя изменить по щучьему велению. Всем детям полезно вырабатывать усидчивость, но не стоит ругать ребенка за то, что он слишком неусидчив. Не все в его власти, дети изначально имеют разные уровни по шкале отвлекаемости. Помогать ребенку нужно, учитывая реальную картину, а не ориентироваться на идеальные (как правило, выдуманные) образцы.

Идеальный критерий при выработке любого навыка, в том числе усидчивости – сегодня могу сделать чуть больше, чем вчера. Если движение есть, значит, навык развивается, обучение успешно.

 

Настойчивость

 

Наконец, настойчивость, способность длительное время следовать своим интересам в игре или творческой деятельности, характеристика, близкая к предыдущей, отчасти перекрывающая ее. Настойчивость не имеет отношения к истерическим требованиям детей немедленно выполнить их желания. Настойчивость имеет отношение к способности концентрироваться на задаче более или менее длительное время.

Дети с высоким уровнем настойчивости в детстве могут выглядеть более успешными, так как у них хватает способностей достичь результата. Но те же дети могут проявлять настойчивость в занятиях не слишком полезных, они склонны как бы зацикливаться на деле. В зависимости от дела это может давать положительные или отрицательные результаты.

Настойчивость, целеустремленность – одно из качеств, которое формируется воспитанием, его выращивание – важная педагогическая мишень. Каков бы ни был природный уровень настойчивости ребенка, ее можно и нужно развивать практикой и правильными установками. Но нельзя это делать грубо, а тем более жестоко, особенно если это идет вразрез с натурой ребенка.

В процессе воспитания и дальнейшего опыта человека любая из характеристик может изменяться. Так, например, ребенок с низким порогом реакции в результате воспитания может стать достаточно терпеливым и сдержанным, несмотря на свою натуру. Ценность выдержки и терпения, прививаемая воспитателями, может сделать свое дело, воздействовать на ребенка, и благодаря этим идеям поведение человека изменится. Но привить сдержанность такому человеку сложнее, и результатов он достигнет невысоких по сравнению с человеком с изначально высоким порогом реакции.

Несмотря на возможность воспитания, многие люди в течение всей жизни сохраняют свои природные характеристики в целом неизменными. Воспитывая ребенка, лучше не ломать его природные свойства, пытаясь насильно истребить то, что вас не устраивает в его натуре, а стараться создать мостики между требованиями реальности и природой ребенка. Если у вас растет ребенок с высокой активностью, высокой интенсивностью реакций и значительным уровнем концентрации, постарайтесь найти ему сферу деятельности, где его качества будут востребованы, например спорт. Также спорт может сыграть очень большую роль при склонности к негативному настроению, так как физическая активность порождает позитивные эмоции, которые будут в значительной мере вытеснять негативные. Если ребенок от природы трудно адаптируется, склонен к негативным настроениям и бурным реакциям, стоит сто раз подумать, прежде чем переводить его в новую, даже очень престижную школу.

 

Понимание природной данности позволит родителям трезво оценивать свой вклад в развитие личности ребенка. Родители – не дизайнеры внутреннего мира ребенка, они только помощники, которые должны способствовать гармоничному развитию человека, максимально соответствующего его естественному существу.

 

 

Эпохи детства

 

Детство – неоднородный период, внутри него есть разные стадии, каждая из которых отвечает за формирование определенных качеств характера ребенка или его навыков. В каждом этапе есть главная работа, которую в психологии называют – ведущая деятельность.

Ведущая деятельность – это активность, которая необходима человеку на разных этапах его развития. Ведущая деятельность необходима для того, чтобы развитие на каждом этапе шло гармонично и вело к внутренней и внешней адаптации к окружающей человека реальности. Нарушение или невозможность ведущей деятельности ведет к тому, что развитие человека искажается и он не в состоянии развить свои способности полноценно. Иногда отсутствие ведущей деятельности ведет даже к глобальной дезадаптации человека.

 

Год

 

Ведущая деятельность этого периода – эмоциональное общение с близким взрослым. Это именно то, что позволяет ребенку расти полноценным и развиваться физически и умственно.

Невозможность эмоционального общения (то есть ведущей деятельности) в младенчестве приводит к самым плачевным последствиям.

 

Печально знаменитый «синдром госпитализма» был исследован в годы войны, когда многие дети остались без родителей на попечении государства, которое могло обеспечить их уходом, но не могло предоставить каждому ребенку эмоционального общения. В итоге дети были в безопасности, накормлены, но лишены эмоциональных контактов с взрослыми. Это привело к тому, что дети плохо развивались физически (часто даже не учились ходить), умственно, имели психические отклонения.

 

Тот же эффект, хотя обычно в более слабой степени, можно наблюдать при недостаточном контакте матери с ребенком в семье. Младенцы, лишенные человеческого внимания, физического и эмоционального контакта с близким взрослым, имеют эмоциональные и даже психические проблемы, часто отстают в физическом и умственном развитии. Причиной отсутствия контакта может стать болезнь матери или психологическая заброшенность ребенка.

В младенчестве для развития ребенка критически важно откликаться на его настроения, поддерживать физический контакт, мимически и словами реагировать на его проявления, показывая ему свое принятие, отражая его чувства в своем поведении.

 

З года

 

Ведущая деятельность этого периода называется предметно-орудийной. Ребенок, благодаря возросшим возможностям мышления, передвижения, общения, стремится к миру вещей, которыми пользуются люди в своей ежедневной жизни. Он энергично тянется буквально ко всему, до чего может достать. Он стремится убрать посредничество взрослого, получить самостоятельный доступ к миру предметов. Так ребенок осваивает физический пласт жизни, мир предметов и способ, которым люди эти предметы используют. Он отвечает для себя на вопрос: что такое мир вокруг меня, как он устроен из чего состоит.

Обратите внимание, что этот этап развития ребенка подготовлен предыдущим! Для того чтобы на него перейти, необходимо созреть умственно и физически, а без ведущей деятельности предыдущего периода это попросту невозможно.

 

Если задерживать ребенка на предыдущей, эмоциональной стадии развития, то его развитие будет затруднено. Задерживание ребенка, как правило неосознанное, на предыдущей стадии развития (где ведущим было эмоциональное общение) может происходить, если основной формой контакта с ребенком остается обмен эмоциями: объятия и подобные формы общения. При этом к миру предметов ребенка допускают неохотно, чрезмерно опасаясь, опекая его (ведь именно в этом возрасте дети многое хотят пробовать, но еще весьма неловки).

Также есть мамы, у которых отлично получается эмоциональный контакт с ребенком, но уже так называемое «деловое» общение с ним удается хуже. Такие мамы с удовольствием носят детей на ручках, кормят их грудью, купают, ухаживают за их телом, и младенческий период детства удается на славу. Но при переходе на следующий этап начинаются трудности: ребенок становится слишком суетливым, «неудобным», заканчивается такой уютный симбиоз с ребенком, форму контакта нужно менять. Испытывая неприязнь к этим изменениям, женщина может пытаться удержать ребенка на младенческой стадии развития, чрезмерно опекая или не отпуская его от себя, сохраняя ведущей формой контакта эмоциональное общение. Такой подход может притормаживать развитие речи, моторных навыков, а в крайних случаях – и мышления.

 

Переходя с этапа на этап, важно не застревать, давать ребенку новые возможности, но и не втягивать его на следующий этап преждевременно. Именно это (преждевременное втягивание ребенка в несвойственную ему по природе сферу развития) и происходит с детьми во время типичной подготовки малышей к школе. И это является одной из важных причин последующих неприятностей. Насильственное вовлечение ребенка в несвойственную ему деятельность происходит при активных попытках навязать ему изучение букв, цифр и других элементов, к которым у ребенка нет интереса, нет возможностей и, главное, необходимости полноценно освоить информацию. Неестественное обучение ребенка идет вразрез с его естественным ритмом развития и нарушает его.

 

Лет

 

Успешно пройдя предметно-орудийную стадию, ознакомившись с миром предметов и тем, как люди эти предметы используют, ребенок готов к следующей стадии – стадии игры. Это важнейшая стадия, на ней закладываются и развиваются ключевые свойства личности, многие из которых останутся неизменными до конца жизни человека. Именно этот возрастной период будет в фокусе внимания нашей книги. Здесь же коротко скажем, что на стадии дошкольного детства все необходимые ребенку свойства развиваются лучше всего в игре, игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста. И прежде всего родители должны обеспечить правильный контекст для игровой деятельности ребенка.

 

Игра – не безделье для ребенка, не бездарная потеря ценных лет жизни, а важнейший, необходимый психический процесс, который кардинально влияет на его дальнейшую успешность в жизни.

 

Современным родителям трудно смотреть, как ребенок «валяет дурака», ничего не делает, а мог бы, между прочим, в это время что-то полезное выучить. Например, родителям неприятно смотреть на то, как ребенок, нарядившись Человеком-пауком, с гиканьем носится по квартире, а было бы гораздо приятнее, если он бы за это время выучил пару китайских иероглифов, ну или, на худой конец, нарисовал бы картинку или построил замок из Лего.

Родители, движимые беспокойством об упускаемых возможностях, могут с большей или меньшей активностью подталкивать ребенка к «полезной» с их точки зрения деятельности и осуждать «бесполезную». Вовсе необязательно это происходит в грубой форме, но все же родители считают, что ребенка хорошо бы занять делом, и начинают активно обеспечивать свое дитя занятиями в разных секциях, большинство из которых имеют мало общего с игрой, а много общего со школьными занятиями.

Так ребенок лишается критически необходимой ему игровой деятельности (либо на нее остается мало времени), и нужные психические свойства к началу школьного периода у него попросту не формируются, что и является основой дальнейшей школьной дезадаптации. Подробнее о том, что это за необходимые свойства психики, мы поговорим в главе «Мотивация и произвольность».

Много историй школьных трудностей начинаются с такой преамбулы:

 

«Еще до школы пытались его развивать, водили на занятия, на подготовку, но уже тогда дело шло худо, ребенок ничего не хотел…»

 

Родители считают, что приложили все возможные усилия, начали учить заранее, как положено, чтобы уж к школе-то обеспечить «уровень». Но ребенок оказался неподходящий, он никак не хотел учиться, все время сопротивлялся культурным влияниям родителей, и вот результат – в школе он тоже учиться не желает! На деле же произошло ровно обратное. Взволнованные родители начали обучение слишком рано, не дав малышу спокойно переходить с одного этапа развития на другой. И разумеется, малыш сразу сопротивлялся такой неестественной для него деятельности (и кстати, тут же был записан в трудновоспитуемые), «не хотел учиться». На этой почве естественно возникали конфликты и недовольство всех участников, давление на ребенка.

К началу школы у ребенка имелась уже вполне разрушенная мотивация к обучению, негативное отношение к самому процессу освоения знаний и напряженные отношения с родителями. Ребенок при этом совершено нормальный, но тактика дошкольного развития была выбрана в корне неправильная.

 

Тактика «чем раньше – тем лучше» не подходит к развитию дошкольника!

 

 

Лет

 

Главная деятельность в этом периоде – наконец-то учебная, что радует многих. Но обратите внимание, что полноценно эта деятельность может развернуться только при условии, что не было нарушений на трех предыдущих этапах, что прошел их ребенок благополучно. Только в этом случае можно рассчитывать на полноценную учебную деятельность.

Грубые нарушения на первой стадии (0–1 год), как мы помним, вообще не дадут ребенку полноценно адаптироваться к жизни, или для этого потребуется специальная работа. Нарушения на второй стадии (1–3 года) тормозят его эмоциональное и социальное развитие, что в конечном счете сказывается на его благополучном взаимодействии с детским коллективом. А детский коллектив – обязательное условие игры – ведущей деятельности на стадии 3–6 лет. Невозможность полноценно реализовать игровую деятельность сказывается на развитии двух ключевых свойств личности ребенка, которые необходимы к началу школьного обучения:

• мотивации к обучению;

• развитию произвольности (подробнее в главе «Мотивация и произвольность»).

 

Лет

 

Короткий период, когда ведущая деятельность ребенка, на радость взрослым, была учебная, заканчивается примерно к 14 годам, и начинается новый период, когда основной деятельностью, ведущей к развитию, становится близкое общение с ровесниками. В этом периоде главное – найти свое место в коллективе ровесников, этот период известен как трудный подростковый (ранний его период).

Как бы ни хотелось взрослым оторвать ребенка (уже отрока) от общения с ровесниками в пользу учебы, это почти невозможно, к тому же неполезно для развития его личности. Так, если ребенок в период 12–15 лет сидит за книгами, а не общается со сверстниками, это говорит скорее о его проблемах, хотя он может создавать видимость «правильного ребенка».

 

Лет

 

Ведущая деятельность этого периода – учебно-профессиональная, почти взрослые дети с гораздо большим вниманием относятся к учебе и своим социальным выборам.

Ведущая деятельность – это не та деятельность, которой ребенок занят с утра до вечера. Но это именно та деятельность, которая ребенку органична и ведет к его личностному развитию. Потребность в другой деятельности у ребенка также есть. Так, ребенок в любом возрасте может любить и хотеть играть, нуждается в эмоциональном общении. Однако ведущая деятельность играет критически важную роль в определенные возрастные периоды.

Воспитывая ребенка, нужно обязательно учитывать, что определенный период его жизни – окно возможностей развития разных жизненных областей. И желательно предоставлять ребенку опыт именно того характера, который соответствует этапу его развития.

 

 

Пять ключей успеха

 

Социальный интеллект

 

Первым ключом к готовности ребенка к школе является хорошо развитый социальный интеллект.

Социальный интеллект — правильное понимание взаимоотношений людей и способность эти отношения поддерживать в балансе, без ущерба для себя и с пользой для других. Социальный интеллект характеризует способность человека поддерживать отношения с окружающими таким образом, чтобы это было комфортно ему самому и комфортно другим.

Социальный интеллект определяет способность встраиваться в различные социальные группы, удерживать комфортное расстояние с людьми, способность перестраивать отношения по своей воле в желательном направлении.

При подготовке к школе развитие социального интеллекта ребенка играет решающую роль. Школа – не только место, где вашему ребенку передают знания, это пространство, наполненное огромным количеством самых разных людей: детей и взрослых.

Школа – сложно структурированная иерархическая система, работающая по своим правилам и требующая определенной ловкости от ее участников. На самочувствие ребенка в школе и на его успеваемость будет иметь огромное влияние то, как сложатся отношения с одноклассниками и учителями.

• Как занять правильную позицию по отношению к одноклассникам?

• В какие отношения вступать с учителями?

• Как относиться к старшим и младшим товарищам?

Ответы на эти вопросы строго индивидуальны, они учитывают сложившуюся ситуацию и характер ребенка. От того, насколько точно ребенок будет отвечать на эти вопросы, насколько гибким будет его поведение, зависит и самочувствие ребенка в школе, и его успеваемость. Успешно учиться ребенку, которого не принимает коллектив или не любит учитель, очень сложно.

 

Неблагополучие в эмоциональной сфере, к сожалению, подавляет способности к обучению и интеллектуальную деятельность.

 

Развитие социальной сферы ребенка, социального интеллекта нередко приносится в жертву его интеллектуальному развитию. Родители могут считать, что наилучшим образом они подготовят ребенка в школе, если будут до первого класса держать его в тепле и уюте домашней обстановки и заниматься его умственным развитием. Тогда ребенок окрепнет душевно и умственно и придет к первому классу сильным и умным. А такому ребенку все по плечу: и дружить он научится, и оценки будет хорошие приносить. Однако не все так просто: для того чтобы человек научился общаться, его прежде всего нужно поместить в среду, где навыки общения будут востребованы. Причем поместить в правильное время.

 

Детский коллектив

 

Детский коллектив в саду – это совсем не то же самое, что «друзья на площадке», с которыми можно проводить время под присмотром старших. Детский коллектив гораздо шире, разнообразнее и состоит не только из тех детей, которых выбрала мама. Поэтому и опыт, который получает ребенок, шире и разнообразнее.

В детском саду один-два взрослых на группу из 10–20 (а чаще и больше) детей. Для многих родителей это недостаток, они волнуются, что ребенок не получит персонального внимания. Но в свободной динамике детского коллектива есть свои плюсы. Дети самоорганизуются без пристального присмотра взрослых и получают разнообразный и полезный опыт:

• дети учатся защищать себя от агрессоров;

• учатся приближаться к симпатичным детям, дружить;

• создают коалиции;

• соревнуются.

Дети в коллективе не только завязывают отношения с двумя-тремя близкими знакомыми, но и находят свое место среди многих детей, отстаивают это место, выдерживают определенное давление сверстников. Без всех этих навыков учиться в школе, где мало того что 20–30 человек в классе, но и высокие требования к деятельности, очень тяжело.

В детском саду уже есть дисциплина, есть требования большого коллектива, но почти нет требований учебного характера. Если ребенок, лишенный опыта пребывания в большом коллективе ровесников, приходит в школу, перед ним стоит двойная задача, обе части которой очень сложны. Ему нужно освоить высокий темп учебного режима и постоянную ответственность за свою работу и результат. Но кроме этого ему нужно привыкнуть к вечно шумящей пестрой школьной среде, в которой каждый думает о себе и мало думает о нем. Это сложная задача, и, удерживая дошкольника в тепле домашнего уюта, вы осложняете ему жизнь в школе.

 

Вопросы, которые задают родители дошкольников

 

 

Разве ребенок не станет увереннее, если до школы воспитывать его дома? Он будет обласкан постоянным вниманием, но кроме этого он может знать больше ровесников благодаря индивидуальному обучению дома, что и поможет ему адаптироваться в школе. Он будет тратить меньше времени на учебу, ему останется только привыкнуть к школьным требованиям и ребятам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.210 (0.106 с.)