Помогите ребенку обнаружить в себе ЧИТАТЕЛЯ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помогите ребенку обнаружить в себе ЧИТАТЕЛЯ



Дети не рождаются читателями, за редким исключением отношение к чтению – результат воздействия среды на ребенка. Это воздействие может отбить интерес к чтению или помочь развиться этому интересу.

Ошибочно думать, что настойчивое усаживание сопротивляющегося ребенка за книгу – это и есть то развивающее мероприятие, которое должно привести ребенка к литературе.

Также критика некачественного досуга и инертности ребенка не заставят его интересоваться книгами. В руках воспитателя, который хочет действительно влиять на формирование мира и интересов ребенка, должен быть, по выражению знаменитого педагога В.А. Сухомлинского, не ржавый топор, а острый и нежный резец скульптора.

Прежде чем придумывать стратегии приучения ребенка к чтению, нужно ответить себе на вопрос: зачем детям чтение и зачем оно нужно именно вашему ребенку.

Что такое чтение

Чтение – приобщение к сложному и бесконечно разнообразному миру языка, а язык – это инструмент мышления. Автор текста кодирует в знаках свое понимание реальности, и каждый читатель по-своему расшифровывает это послание.

Никогда прочитанное произведение не будет равно просмотренному. Читая хорошее произведение, вы самостоятельно создаете мир, описанный автором, воспринимая экранизацию или театральную постановку – во многом пользуетесь чужим прочтением.

Книги, тексты – отдельный вид искусства, это искусство словесности. Оно никакими силами не может быть превращено в видеоряд. Есть красота, многозначность, оттенки восприятия языка. Фильм может дополнить, даже обогатить понимание текста, подарить нам отдельные впечатления. Но он не может заменить чтение, это разные виды искусства. Литературное произведение – это искусство слова, а фильм – это явление киноискусства. Одно может заменить другое, только если надо перед экзаменом срочно ознакомиться с сюжетом.

Чтение гораздо более сложный процесс, чем поглощение видеоинформации. Уча детей читать, вы учите их делать серьезные интеллектуальные усилия и усложняете их внутренний мир, развиваете мышление.

Чтение – возможность иметь свое мнение. Нет готового прочтения литературного текста, в хороших текстах есть недоговоренности, пустоты, оттенки смыслов, они многослойны. Тексты можно понимать и толковать на разных уровнях; с ростом образования, изменением кругозора, жизненного опыта человека один и тот же текст может приобретать разные грани, наполняться новыми смыслами. Чтение тренирует способность кристаллизовать свое мнение, отношение к жизни.

Книги открывают доступ ко многим профессиям. Конечно, некоторые специальности не требуют навыков серьезного чтения ни в процессе обучения, ни в самой работе. Но есть и другие, которые требуют постоянного умения обращаться с большим объемом текстовой информации. Например, чтобы быть водителем трамвая или кассиром, не требуется уметь и любить читать и тем более разбираться со сложными текстами. А вот профессия режиссера, писателя, юриста, ученого, журналиста, психолога, редактора, историка и многие другие требуют и в процессе учебы, и в самой работе постоянной переработки сложной текстовой информации. Для тех, кто читать не привык или может читать только самые простые тексты, доступ к таким специальностям значительно сужен.

Чтение никогда не было простым делом. Это только кажется, что именно информационные технологии оторвали людей от мира книг, а раньше все из библиотек не вылезали. Чтение, тем более – осмысленное чтение серьезной литературы, всегда было делом сложным, свидетельствующим о высоком культурном уровне. Да, сейчас все дети сидят в гаджетах, но раньше те же дети не сидели за книгами, а слонялись по дворам. И до эпохи торжества медиатехнологий дети также отдавали предпочтение тому, что не требует напряжения, а не тому, что полезно с точки зрения взрослых.

Серьезное чтение – навык, не дающийся легко, именно поэтому люди, много читавшие, имеют особый статус.

Чтение книг – не просто досуг и даже не просто способ получить информацию. Это способ тренировать мозг, умение оперировать сложной знаковой системой. Это навык и удовольствие высокого уровня, которое ничем заменить невозможно. Электронные технологии отчасти вытеснили книги, это нормально. Но та часть, которая по праву остается за книгами, ничем не заменима. Задача родителей помочь ребенку освоить глубокое и осмысленное чтение как важный вид человеческой деятельности.

Есть несколько педагогических стратегий, которые маскируются под обучение чтению детей, но на деле вредят любви к книгам.

Проблема старта

Основное количество проблем с чтением закладывается на первых этапах общения с книгой. Главные факторы, формирующие отрицательное отношение к чтению, таковы.

Жесткое обучение, связанное с эмоциональным или физическим воздействием. Здесь все просто: если на вас орут, обзывают тупицей, а могут и затрещину отвесить, пока вы учитесь чему-то, то к этому чему-то у вас вполне вероятно зародится неприязнь. Так же, как и к кому-то, кто оказывает на вас давление.

Чрезмерная нагрузка на первых порах в обучении. Обычно это более сложные тексты, чем может прочесть ребенок, или требование читать непременно вслух, произносить все слова правильно, да еще и с выражением. Родителям кажется, что чем больше они нагрузят ребенка, тем больше он выучит, но это далеко не всегда так. Нужно чутко воспринимать ту границу, за которой препятствия не вдохновляют ребенка на усилия, а вызывают апатию. Чувство удовлетворения, успешности и рост самооценки, так же как и желание ставить дальнейшие цели, возникают, когда человек выполняет сложную для себя, но посильную работу. Чрезмерно сложные и слишком простые задачи порождают скуку, апатию и отказ от деятельности.

При обучении чтению ребенок должен видеть результат своих усилий, получать от него удовольствие, и результат этот должен быть достижим сравнительно небольшим усилием. Тогда ребенок будет ставить новые цели, а не опускать руки.

Слишком раннее обучение. Если ребенок уже может читать то, что он не может осмыслить, то со временем, когда восторги взрослых перестанут его радовать, он может перестать читать, так как чтение как деятельность поддерживалось не внутренним интересом, а внешними стимулами.

Книги слишком рано

Лестно, когда малыш в 4 года уже прочитал «Волшебника Изумрудного города», а в 7 – читает Булгакова. Родители гордятся таким умным ребенком. А выросший ребенок порой до очень зрелых лет приводит в пример свои прошлые читательские заслуги.

Но с точки зрения восприятия текста польза от такого чтения весьма спорна. Ребенок до определенного возраста не способен рассуждать о сущностных, абстрактных понятиях, понимать нюансы социальной картины, представленной в книге. В лучшем случае он уловит последовательность событий, и будет считаться, что он «все понял».

Печальна судьба прекрасных книг, прочитанных ребенку (или ребенком) слишком рано. Впоследствии он, возможно, не захочет читать их, так как знает сюжет и не испытывает интереса.

Чтение без полноценного понимания, проживания прочитанного не способствует развитию, оно скорее обучает механическому поглощению информации. Дети, которые научились читать слишком рано и способны прочитать внушительный текст, не способны его осмыслить. Они так мало могут получить из него, что для них он почти пустой. Часто дети, читающие много, не помнят, что они читали: информация не интегрирована в их внутренний мир, не пропущена ребенком через себя, она отбраковывается сознанием как несущественная, не оставляя следа ни в голове, ни в сердце.

Методики раннего обучения чтению также не способствуют развитию вдумчивых читателей. Навыки чтения опережают интерес к знаковым системам и способность переработать информацию, полученную из текста. Добиться успеха в раннем обучении чтению можно, но это результат ради результата, он никак не будет способствовать дальнейшему интересу к чтению у ребенка. Часто он даже губит и интерес к чтению, и познавательную активность ребенка, так как обилие внешней мотивации (а это именно то, что происходит при активном обучении маленького ребенка) гасит внутреннюю мотивацию, стремление ребенка к познанию и освоению нового.

Каким бы одаренным вы ни считали своего ребенка, он развивается по общим законам. Это предполагает то, что у него только в определенное время разовьется способность воспринимать абстрактные понятия (любовь, дружба, честность, верность), в свое время он сможет понимать социальное устройство окружающего мира, в свое время придет понимание собственного внутреннего мира и чувств окружающих его людей.

Предлагая ребенку книги, рассказывающие о том, чего он понимать еще не может, вы не только уменьшаете пользу, которую могла бы впоследствии принести ребенку книга, но и рискуете вызвать противодействие неинтересному процессу чтения.

Можно, конечно, и даже полезно читать ребенку книги немного «на вырост», чтобы стимулировать его развитие. Но ключевое понятие при этом НЕМНОГО.

То, что сегодня ребенок может понимать и воспринимать вместе с вами, завтра он сможет понимать самостоятельно. Будьте вместе с ребенком, помогая освоить непонятные фрагменты (при условии, что книга не переполнена ими), объясняйте непонятные слова, используйте словари. Но категорически не стоит оставлять ребенка один на один со сложной книгой и предлагать его спросить вас, «если что-то будет непонятно». В 90 процентах случаев ребенок ничего не спросит, просто пропустит мимо осознания непонятные части.

Книги оптом

Большая библиотека скорее рассеивает, чем поучает читателя. Гораздо лучше ограничиться несколькими авторами, чем необдуманно читать многих.

Сенека

Не всегда хорошо читать много, хотя на первый взгляд в этой области «больше, значит лучше». Делайте ставку на обдуманное чтение, количество – не единственный и не лучший критерий в сфере чтения. Суть чтения не в освоении стольких-то сотен или тысяч страниц, а в том, чтобы обдумать информацию, сделать ее частью себя.

Бывает, что ребенок под влиянием ожиданий и восхищения взрослых принимается глотать информацию для того, чтобы в нужный момент «блеснуть эрудицией». Он понимает, какими желанными в его устах являются «умные слова», которые он изрекает, как ценят взрослые упоминания о прочитанных книгах, как поражают окружающих факты, которые он успел узнать.

Я болтаю по-детски – мои слова запоминают, повторяют мне, по их образцу я изготовляю новые. Я болтаю и по-взрослому, я наловчился с наивным видом высказываться «не по годам разумно». Высказывания эти – истинные поэмы; рецепт их прост: наобум, на авось, наудачу заимствуй у взрослых целые фразы, расставь их как бог на душу положит и повторяй, не вникая в смысл.

Ж.-П. Сартр «Слова»

В случае, когда восхищение взрослых становится основным двигателем развития ребенка, познание начинает носить отраженный характер, он питается знаниями не ради удовольствия познания, а ради кайфа от восхищения взрослых, он как бы постоянно видит себя в отражении окружающих его людей. Впоследствии это чревато ощущением внутренней пустоты, бессмысленности и потерей возможности понимать самого себя. Если я делаю нечто только в надежде на реакцию окружающих, то что такое я сам?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.011 с.)