Урок 95. Повторение изученного в V классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 95. Повторение изученного в V классе



Цель урока: повторение и углубление знаний о глаголе, его грамматических признаках, употреблении в речи; дать понятие о бессоюзии как средстве выразительности речи.

 

Работа с текстом, который записывается под диктовку. Объясняется выбор орфограмм, постановка знаков препинания.

 

Свистит косая метель — белая метла дороги метет. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная поземка. Февраль летит на всех парусах. Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги.*

Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом — снеговорот. Над каждой елью — белые флаги.

Завевает, кружит, заносит.* Свистит, скулит, воет.* Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не дает.*

Тучи-снегосыпы сыплют сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.

Круговерть от земли и до неба! (Н. Сладков.)

(Заструга — конец колесной спицы.)

 

— Озаглавьте текст.

— Определите тип и стиль текста.

— Использование каких средств выразительности помогает писателю создать образную картину февраля-снеговея? (Учащиеся должны найти эпитеты, метафоры, олицетворения.)

Внимание школьников обращается на использование однородных членов предложения без союзов как средства выразительности речи, помогающего описать быстро сменяющиеся события, действия, движения (бессоюзие).

Учащимся предлагается проанализировать предложения, отмеченные звездочкой.

— Вставьте (устно) между однородными членами предложения союзы и. Что изменится в передаче стремительности движения, изображении круговорота метели? (Наличие союзов замедляет движение, так как перед каждым союзом необходима, хоть и короткая, но пауза. Для писателя же главное в этой зарисовке — передать стремительность действия, сменяющееся движение.)

— Чем, по-вашему, объясняется то, что писатель использует в данной зарисовке короткие предложения для описания февральских метелей? (С их помощью также удачно передается описание порывов метели, сне́га. Длинные предложения «замедлили бы» это стремительное движение.)

— Слова какой части речи несут основную смысловую нагрузку в тексте? Вспомните, что обозначают глаголы несовершенного вида. Как вы думаете, почему в тексте употреблены, кроме одного, глаголы несовершенного вида? (Глаголы несовершенного вида обозначают неоднократно повторяющиеся действия. Употребление их в тексте как бы говорит о том, что эти действия воет, скулит, заносит и др. — будут повторяться не один день — в этом особенность февраля-снеговея.)

— Найдите в тексте глагол совершенного вида, разберите его по составу. Найдите два глагола, спряжение которых определяется по личным окончаниям; выделите в них окончания, поставьте ударение. Найдите по два глагола I и II спряжения, для правильного написания личных окончаний которых надо определять спряжение. Есть ли среди глаголов текста такие, которые имеют нулевое окончание? На что оно указывает? В каком случае глаголы могут иметь нулевое окончание? Докажите 2—3 примерами из текста. Найдите глагол с окончанием - ть. На что указывает это окончание?

— Найдите однокоренные слова (метель, метла, метет, заметают; снеговеи, снегосыпы, снеговорот).

— Найдите фразеологический оборот, подберите к нему синонимы (лететь во весь дух, лететь сломя голову). Возможна ли в тексте замена этими фразеологическими оборотами?

— Подчеркните грамматические основы предложений первого абзаца. Надпишите, чем выражены сказуемые.

 

Домашнее задание: написать короткую зарисовку, используя в ней как средство выразительности речи однородные сказуемые, выраженные глаголами, без союзов.

Возможные варианты тем: «Метель разбушевалась», «Летний дождь», «Летняя гроза», «Снежные забавы» и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.004 с.)