Повторение и систематизация изученного в VI классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повторение и систематизация изученного в VI классе



Итоговый тест за курс VI класса………………………………………………………………………...147

Итоговые контрольные диктанты……………………………………………………………………….149

 

ВВЕДЕНИЕ

Данное пособие «Уроки русского языка в 6 классе» следует рассматривать как одно из звеньев в системе методических рекомендаций по обучению русскому языку в V—IX классах, предлагаемых учителем-методистом с большим стажем практической работы в школе, кандидатом педагогических наук.

Во вступительных статьях вышедших «Уроков...»[1] раскрыты методические идеи, которые положены в основу этих книг, но, поскольку, возможно, не все учителя знакомы с этими пособия ми, целесообразно повторить некоторые принципиальные положения, которыми руководствовался автор при разработке данных уроков.

Одно из главных положений — ход и содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного конечного результата, т. е. на овладение определенными умениями и навыками. Этим объясняется выделение в каждом уроке рубрик «Знать», «Уметь» (вернее, знать, чтобы уметь).

Опыт показывает, что четкое представление о том, с че́м на данном уроке учащиеся должны познакомиться, о че́м узнать, а что́ должно быть ими усвоено и че́м они должны овладеть на уровне практического применения, заставляет учителя целенаправленно отбирать материал, выбирать форму его подачи, приемы и виды работ, определять композиционную структуру урока, его этапы и устанавливать связи между ними, строить систему тренировочных, проверочных и других видов работ. Это и определило основное содержание представленных в пособии уроков.

Уроки планировались с учетом тех знаний, которыми должны были овладеть школьники в процессе изучения русского языка в предшествующие годы обучения. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся и продвигать их дальше в совершенствовании умений и навыков.

Пособие содержит методические разработки уроков всех тем курса VI класса. Автор стремится реализовать взаимосвязанные задачи обучения: вооружение учащихся знаниями основ науки о языке и формирование умений грамотно, четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в различных жизненных ситуациях.

Предлагаемые уроки строятся в основном по традиционной схеме: 1) опрос и проверка домашнего задания; 2) объяснение нового материала; 3) закрепление его; 4) задавание на дом.

Объем материала, включенного в урок, иногда больше, чем требуется для одного занятия. Сделано это сознательно: в зависимости от подготовки класса учитель решит сам, какой материал нужен для отработки на обязательном уровне, какой — на продвинутом.

Что касается форм проверки домашнего задания, учитель так же планирует их в зависимости от цели и задач урока, особенностей класса. В ряде случаев даются образцы такой работы.

В закрепительно-тренировочных упражнениях автор стремился избегать однотипных заданий: они выдержаны по принципу нарастания трудностей — вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения.

В упражнения включены задания, связанные с различными видами разборов: найти в тексте (предложении) слово, строение которого соответствует определенной структуре, найти слово по его морфологическим признакам; составить предложение, предварительно выполнив ряд действий (из одного предложения взять, например, обстоятельство, из другого — определение, согласовать слова и т. п.). Ученик должен показать, что он владеет знаниями не на формальном уровне, а осознает взаимосвязи языковых явлений.

С целью усиления внутрипредметных связей, формирования синтаксических и пунктуационных навыков практически на каждом уроке проводится работа по синтаксису и пунктуации. Это различные (письменные и устные) синтаксические пятиминутки с заданиями разобрать предложение по членам, составить его схему, придумать предложения по заданным схемам и т. п.

При проведении устных синтаксических пятиминуток анализ предложений производится, как правило, без их предварительной записи. Это не только экономит время на уроке, но и формирует у учащихся умение определять на слух структуру предложения, что очень важно при написании диктанта.

В «Уроках...» большое внимание уделено формированию умения «видеть» структуру слова, определять значение морфем, и в первую очередь корня, так как это во многом способствует успешной работе по предупреждению одной из самых распространенных ошибок — ошибки в написании безударной гласной в корне, особенно в глаголах. С такими словами работа ведется постоянно начиная с V класса. Вначале «гнездо» слов включается в раздел ученического словаря — в «Словарь корней»[2]. Необходимо, чтобы туда вошли слова различных частей речи. Принадлежность слова к той или иной части речи учащиеся определяют сами, что в значительной степени помогает формированию умения «узнавать их в лицо». Затем эти слова многократно «пропускаются» через различные виды работ: орфографические и словарные диктанты, тренировочные упражнения, задания, связанные с анализом структуры слова, тренировочные работы и, наконец, контрольные диктанты.

Так, в «Словарь корней» в V классе были включены «гнезда» слов с такими корнями, как - дол-, -дал-, -слад-(-слажд-), -един-, -свящ- (-свят-), -свет- (-свещ-), -ясн-, -ближ- (-близ-), -да-, -див- (-дивл-), -драж-(-драз-), -вожд-(-вод-) и др. В VI классе отрабатываются слова с корнями -бав-(-бавл-), -верг-(-верж-), -прек-, -стиг-(-стиж-), -зна- и др. Слова с данными корнями составляют основу контрольных словарных диктантов. Подобная работа продолжается в VII классе (см. «Уроки русского языка в 7 классе»).

Как показывает практика, а также специально проведенные исследования (см.: Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков.— М., 1987; Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе.— М., 1996 и др.), чаще всего учащиеся допускают ошибки в написании безударной гласной в корне глаголов[3]. Поэтому в «Уроки...» включено большое количество упражнений, заданий на отработку умения выбора орфограммы в корне именно глаголов. Поскольку глаголы, как правило, сложны и по структуре, они чаще других частей речи предлагаются для разбора по составу.

В «Уроках...» уделяется внимание и работе со словами с непроверяемыми или труднопроверяемыми орфограммами. Это так называемые словарные слова. Они записываются в раздел ученического словаря — «Словарь трудных слов» — и заучиваются наизусть. Эти слова также систематически включаются в контрольные словарные диктанты. Полную самостоятельность при проведении таких диктантов обеспечивает наличие двух вариантов. При этом сразу диктуются два слова — первое для одного, второе для другого варианта.

Как уже отмечалось, основным, с точки зрения автора пособия, критерием оценки эффективности урока русского языка является конкретный результат — достигнута ли его цель или нет, что усвоили и как усвоили учащиеся, какие конкретные умения отработаны на данном уроке. В работе по орфографии с целью проверки знаний и умений учащихся весьма часто используются виды контроля с применением безмашинного программирования, которые дают учителю сиюминутные показатели результатов обучения. К таким формам проверки относится работа с использованием различных перфокарт.

Перфокартой может служить, например, лист плотной бумаги, совпадающий с 1/2 согнутого по вертикали листа тетради. Перфокарта имеет 9 круглых отверстий, по 3 в ряду. Всего 27 отверстий. Вертикально они пронумерованы арабскими цифрами 1, 2,..., 9. Так выглядит перфокарта и листок с ответами учащегося на указанное ниже задание:

 

Ученик подкладывает под перфокарту согнутый пополам по вертикали лист тетради (он должен совпасть с перфокартой) и в отверстиях перфокарты проставляет нужные буквы.

Например, при проверке усвоения способа действия при выборе приставок на -з, -с учитель диктует слова (по 3 слова): бесшумный, разбить, безжалостный; расписать, сделать, развалиться и т. д. Ученик должен проставить в отверстиях перфокарты:

1. С З З

2. С С З и т. д.

У учителя имеется контрольный листок с правильными ответами, листки с ответами учащихся складываются в пачку, сверху накладывается контрольный листок, по которому прокалывается каким-нибудь острым предметом (можно шилом) во всей пачке одна из букв (например, в данном случае — З). При проверке обращается внимание на место прокола. Если на месте прокола буква З, а С без прокола — ученик правильно написал согласную в приставке. Если, скажем, на месте прокола оказывается С, значит, в этом слове ученик ошибся. Ошибка будет и в том случае, если написана З, а возле нее нет прокола.

Допустим, ученик оформил свою запись так:

1. С С • З

2. З • С З

Точки (они проставлены на месте проколов) показывают, что ученик ошибся во втором слове первого ряда (разбить) и в первом слове второго ряда (сделать).

Обязательной является работа в классе над всеми допущенными ошибками. Она проводится на этом же или на следующем уроке. Методика ее такова. Учитель спрашивает: есть ли ошибка в первом слове первого ряда (если в классе допущена хотя бы одна ошибка, слово записывается, графически объясняется выбор в нем орфограммы)? во втором слове первого ряда? в третьем? И т. д. Таким образом учащиеся записывают и объясняют написание всех слов, в которых были допущены ошибки.

Упражнения можно выполнять и без перфокарт, включая и в предупредительные, объяснительные и другие виды работ при попутном повторении разделов курса, но в таком случае на их проверку уходит значительно больше времени.

Эффективной формой контроля является и тестовая проверка. Она позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности об объективности результатов обучения.

Результаты тестовой проверки фиксируют достижения учащихся на определенном этапе обучения, поэтому они могут носить характер тематический (проверка изученной темы), промежуточный (проверка фрагментов темы) и итоговый (например, проверка знаний, умений и навыков учащихся за определенный период обучения).

Проверка может проводиться как по всему тесту, так и по его отдельным вопросам (по усмотрению учителя). Организуется она следующим образом. Каждый ученик получает листы с тестовыми заданиями. Вся работа выполняется на этих листах (без записей в тетрадях): ученик должен выбрать правильные ответы и обвести их ручкой или карандашом. Задание считается выполненным верно, если ученик обвел кружком все цифры, которые соответствуют правильному ответу.

Считается, что ученик получил зачет», если он дал не менее 75% правильных ответов. Например, если в одной из частей теста должно быть 20 правильных ответов, а ученик ответил верно на 15, работу можно считать выполненной. В предлагаемых тестах чаще всего даются рекомендации для оценки каждого из них.

Учащихся следует подготовить заранее к непривычной (если до этого они не выполняли подобной работы) форме проверки. Для этого нужно провести тренировочное занятие на одном из предшествующих тестированию уроков. Учитель записывает на доске 1-2 задания, аналогичные тем, которые включены в тест, и выполняет их вместе с учащимися, показывая, как это следует делать.

Образцы заданий для коллективного выполнения

I. Найдите имена существительные.

II. Укажите, какое из данных окончаний надо вставить в прилагательное.

III. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

К выполнению первого тестового задания учащиеся приступают после знакомства с инструкцией.

Инструкция для учащихся

(помещается на 1-й странице теста)

Дорогой друг! Тебе предстоит выполнить задания, проверяющие твою подготовку по русскому языку. Внимательно прочитай задание и ответы к нему. Выбери ответы, которые ты считаешь верными. Обведи кружком цифры, соответствующие выбранным тобой ответам.

Ниже записано задание только с одним верным ответом.

Пример 1

Прочитайте сочетание слов: растет около опушк..

Укажите, в каком падеже стоит имя существительное.

Рассуждайте так: растет около чего? около опушки. Значит, слово опушка стоит в родительном падеже, поэтому надо обвести кружком цифру 1, как это сделано в примере 1

Ниже записан вопрос с несколькими верными ответами.

Пример 2

Укажите глаголы, которые употреблены в форме настоящего времени.

Рассуждайте так: на вопрос глагола настоящего времени что делает? отвечают три слова (несет, идет, уходит). Поэтому надо обвести кружком цифры 1, 3, 4, как это сделано в примере. Постарайся ответить на все вопросы. Но не волнуйся, если не успеешь выполнить все задания. Лучше сделать меньше, но без ошибок.

Среди заданий будут простые и сложные. Не задерживайся долго на тех, на которые сразу не можешь ответить. Ты вернешься к ним, если останется время.

Желаем успеха!

Если тестирование проводится систематически, учащиеся легко усваивают его методику и в дальнейшем необходимость в таких подробных объяснениях отпадает.

Учитель имеет «ключ» (код) с правильными ответами, что сводит до минимума время проверки теста.

Организация контроля таким образом, чтобы в работе участвовали все ученики и чтобы на этом же уроке учитель мог оценить правильность ее выполнения, во многом решается благодаря диктанту «Проверь себя». Этот вид работы помогает формированию у школьников умения находить (а ученики часто просто не видят, что в слове есть орфограмма) и объяснять орфограммы и знаки препинания, развивает способность владеть лингвистической терминологией, повышает языковую культуру учащихся, дает возможность постоянно заниматься попутным повторением.

Методика проведения диктанта «Проверь себя» такова: учитель диктует два-три предложения и одновременно проверяет правильность написанного у трех-четырех учеников одного ряда. Желательно, чтобы эти ученики в данный момент урока сидели по одному на парте, что обеспечит полную самостоятельность выполнения работы. Учащиеся должны не только записать предложения, но и графически объяснить орфограммы и знаки препинания (какие именно, определяет учитель). Затем к доске вызывается ученик, у которого не проверялось написанное. Он из своей тетради переписывает предложения с выполненными заданиями. Если в классе есть графопроектор, задание выполняется на пленке, а затем проецируется на доску. В таком случае сокращается время проверки — учащиеся здесь же сверяют написанное в тетрадях и на доске, исправляют допущенные ошибки, добавляют, если возникает необходимость, графическое объяснение каких-то орфограмм и — что очень важно — задают ученику вопросы, требующие объяснения выбора орфограмм, постановки знаков препинания.

Если графопроектора нет, то, пока ученик со своей тетради переносит на доску первые предложения, классу диктуются следующие. Как только ученик сделает на доске запись первых предложений, класс прерывает работу и сверяет написанное, задает отвечающему вопросы и т. п. После этого к доске вызывается второй ученик, он списывает из тетради следующие предложения и т. д.

В результате выставляется 7—8 оценок: и отвечающим у доски, и тем, кто задал интересные, грамотные вопросы, и тем, у кого учитель во время диктовки проверил работы.

В проведении диктанта «Проверь себя» целесообразно использовать магнитофон. Для этого предложения с интервалами (чтобы школьники успели записать их) заранее диктуются на магнитофонную ленту. В таком случае учитель на уроке может сосредоточить свое внимание не на диктовке, а на проверке работ учеников.

В данном пособии учитель найдет достаточно много материала для многоаспектного анализа текста с учетом особенностей и возможностей учащихся данного возраста. Для проведения такого анализа представлены варианты вопросов, число которых учитель может расширить, изменить в зависимости от целей, поставленных им на данном уроке.

Как правило, анализ текста проводится не только с точки зрения особенностей его орфографии и пунктуации, но и с точки зрения строения, определения основной мысли, типа и стиля речи, использования в нем изобразительно-выразительных средств. Это продиктовано стремлением не только практически применить знания, полученные на уроках литературы, но и закрепить их, показать, как они «работают».

Одно из обязательных требований в работе с текстом (даже с небольшим по объему) — его пересказ. В первую очередь это такие тексты, которые помогают пробудить у детей интерес к окружающему миру, осмыслить их отношение и поведение в мире. В книге учитель найдет и тексты, связанные с вопросами этикета, в том числе и речевого. В пособии используются как тексты, взятые из хорошо известных шестиклассникам произведений классиков, так и те, которые не предусмотрены программой по литературе. С целью привлечения внимания учеников к чтению в ряде уроков дается «реклама» книги: короткая справка об авторе, над отрывком из произведения которого предстоит работать, рекомендация познакомиться с другими его произведениями.

Много текстов познавательного характера взято из книги — своего рода энциклопедии — «Почемучка». Ее авторы А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова (М., 1987).

При изучении ряда тем курса шестиклассникам предлагается познакомиться с занимательными книгами по лингвистике Л. Успенского, Э. Вартаньяна, Ф. Кривина и др. Как показывает опыт, интерес к такому чтению у учащихся повышается, если есть возможность устроить с помощью библиотекаря, родителей тематическую выставку книг или просто продемонстрировать их.

В пособии не дается методических рекомендаций по проведению специальных уроков по развитию связной речи: в данной работе учитель должен руководствоваться особенностями своего класса[4].

«Уроки...» ориентированы на работу по учебнику «Русский язык. 6 класс» авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы. В настоящее время ряд регионов страны обучается по учебному комплексу, созданному авторским коллективом под руководством В. В. Бабайцевой (учебник «Русский язык. Теория. Для 5—6 классов», сборник задач и упражнений «Русский язык. Практика» для каждого класса отдельно, пособие «Русская речь»). Автор данного пособия выражает надежду, что его поурочные разработки окажут практическую помощь и учителям, работающим по этому комплексу, в выборе форм и видов работ тренировочного и контролирующего характера, в использовании дидактического материала и пр.

Поурочные методические рекомендации были проверены в работе самого автора, а также апробированы в течение ряда лет на лекциях, семинарских и практических занятиях в Московском институте повышения квалификации работников образования.

Автор книги выражает искреннюю благодарность учителям Москвы, взявшим на себя труд проверить на практике эффективность предлагаемых рекомендаций, высказать свои замечания и пожелания, которые были учтены в работе над пособием.

Книга рассчитана на творческое ее использование: каждый учитель вправе варьировать способы подачи материала с учетом реального состояния знаний, умений и навыков, степени подготовленности своих учеников по русскому языку, их общего развития, интересов.

 

РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

УРОК 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.042 с.)