Запятые в сложном предложении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запятые в сложном предложении



 

I. Чтение и ответы на вопросы § 6.

II. Упр. 29 (устно).

Дополнительные вопросы и задания.

— Каким членом предложения является слово отечество? Составьте и запишите предложение, в котором данное слово не будет его членом.

— Выпишите из предложений текста 3—4 различных по структуре словосочетания. Разберите их. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Приведите примеры из предложений текста.

 

II I. Учащиеся записывают предложения, подчеркивают их грамматические основы, определяют, чем они выражены. Составляются схемы предложений.

 

1) От цветов на полях льется запах кругом, и сияет роса на траве серебром. (А. Сурков.) . 2) Солнце бросает теплые лучи и оживляет окрестность. . 3) К озеру мы подходили поздними сумерками, когда все вокруг слилось с тишиной[8].

 

— Дайте характеристику каждого из этих предложений по наличию в них грамматических основ. Как называется предложение, в котором одна часть зависит от другой? Что общего и в чем разница в схемах первого я второго предложений? первого и третьего?

I V. Ответы на вопросы § 7.

V. Упр. 36 (устно).

V I. Запись предложений и составление их схем.

 

1) Лес поредел, я земля покрылась разноцветными листьями. 2) Когда я вернулся домой, уже была ночь. 3) Весной с юга к нам прилетают разные птицы: скворцы, грачи, ласточки. 4) «Погляди на меня»,— шепчет солнце травке, а в траве средь бела дня расцвели купавки. (Е. Трутнева.)

 

V II. Схематический диктант.

(Учащиеся нумеруют предложения и без их предварительной записи чертят схемы.)

 

1) Незаметно подошла весна, и на березах распустились клейкие листочки. 2) Когда припекло солнышко, на пригорках появились бледные стебельки подснежников. 3) Весеннее солнце несет радость всем: птицам, деревьям, людям. 4) «Поразительная картина!» — воскликнул еж.

V III. Объяснительный диктант.

 

Раздаваться в тишине, разъяснять малышу, появиться в здании, в необъятном просторе, чувствуешь запах ландыша, наслаждаешься красотой бабочек из коллекции, расстилаться по полю, блестеть на солнце, разбавлять водой, цветок благоухает.

 

Домашнее задание: § 8, 9; упр. 41, 41.

 

УРОК 9. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

 

I вариант

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные»[9] грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг. (104 слова)

 

II вариант*[10]

Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.

Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы, верхушкам далекого леса.

На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.

На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в нее и с наслаждением наедаешься пахучих ягод.

Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли.

Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга. (113 слов)

 

УРОК 10. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ТЕКСТ (§ 10)

УРОК 11. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ (§ 11)

 

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ [11]

(10 часов + 3 часа развития речи)

Задачи изучения раздела: обогащение словарного запаса учащихся; формирование умений:

— определять лексическое значение слов и фразеологизмов, используя различные типы толковых словарей (в том числе фразеологических);

— определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте;

— употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.008 с.)