Урок 13. Развитие речи. Словари 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 13. Развитие речи. Словари



Знать: какие бывают словари, как строятся словарные статьи.

Формирование умения работать с книгой-словарем, использовать справочную литературу.

 

I. Взаимопроверка домашнего задания.

 

II. Беседа с классом.

— Прочитайте записанный на доске текст.

 

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский.)

 

— Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет Паустовский?! Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют ваш кругозор, приобщают вас к культуре.

Известный французский писатель А. Франс писал: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь — это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»

Созданием словарей занимаются лексикографы. Они создали для вас, ребята, целый ряд словарей. Среди них энциклопедические и языковые. (Продемонстрировать учащимся имеющиеся в школе (и у учащихся) словари.)

Если вы хотите узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, если вас интересуют явления природы (затмения, землетрясения и пр.), вам хочется больше узнать о планетах, истории цивилизаций и т. д.— обращайтесь к энциклопедическим словарям. В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний.

Такими являются «большие» энциклопедические словари (желательно по ходу объяснения продемонстрировать их шестиклассникам):

«Большая советская энциклопедия» (БСЭ), «Малая советская энциклопедия» (МСЭ), «Детская энциклопедия», «Энциклопедический словарь» и т. д.

Существуют энциклопедические словари более узкого назначения, что видно из самих названий: «Энциклопедический словарь юного техника», «Энциклопедический словарь юного натуралиста». Есть словари юных химиков, любителей театра и т. д. (Можно заслушать заранее подготовленное сообщение — содержание одной из словарных статей из «Детской энциклопедии».)

Существуют языковые (лингвистические, филологические) словари (орфографические, толковые, фразеологические; словари синонимов, антонимов, иностранных слов; крылатых слов и выражений). Эти словари могут стать вашими друзьями и помощниками.

(На доске записано: Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге. (В. Брюсов.)

— Прочитайте высказывание В. Брюсова. Как вы его понимаете?

Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи.

Словари состоят из множества словарных статей. В разных словарях они имеют свои особенности. Познакомимся с особенностями словарных статей толкового словаря школьного учебника (с. 208).

— Как вы думаете, какова основная задача толкового словаря? (Давать толкование, объяснение значения слова.)

Толковый словарь, кроме своей основной задачи, выполняет функции и других словарей. Например, в нем можно узнать, как пишется слово, с ударением на каком слоге оно произносится.

— Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря.

Все слова в словаре размещены в алфавитном порядке. Каждая статья начинается со слова, толкование которого и приводится здесь. Оно дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь же указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.

— Проанализируем, как построены словарные статьи о словах авеню, бархатный, боярин, горячий, коснуться. (Работа проводится коллективно.)

 

III. Знакомство с орфографическим (с. 205) и орфоэпическим (с. 207) словарями учебника.

 

I V. Запись в «Словарь трудных слов».

Абонемент, фантастика, иллюстрация, библиотека, экземпляр, стеллаж, каталог, брошюра, библиография.

Какой темой объединены данные слова? Найдите в толковом словаре значения этих слов (можно по вариантам). Используя толковый словарь, расскажите о грамматических признаках 2—3 слов.

— Найдите в «Школьном словаре иностранных слов» статью о слове библиография. Расскажите об этом слове.

В конце урока учитель может порекомендовать учащимся прочитать книги М. Булатова, В. Порудоминского «Собирал человек слова» и В. Н. Сергеева «Словари — наши друзья и помощники».

 

Домашнее задание: упр. 61, 62 (устно).

По выбору или заданию учителя:

1) подготовить рассказ о строении словарной статьи из любого словаря (желательно чтобы не только в период изучения лексики, но и при изучении других тем периодически возвращались к данному заданию: это будет способствовать формированию умения пользоваться справочной литературой);

2) К. Паустовский писал: «Всякие мысли приходят иногда в голову, например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей)... думая об этих словарях, особенно о словаре «природных» слов, я делил на разделы слова: «лесные», «полевые», «луговые», слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных». Составить словарики «лесных «полевых» или «снежных» слов (по выбору учащихся).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.005 с.)