Урок 26. Повторение изученного в V классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 26. Повторение изученного в V классе



(продолжение темы)

 

I. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся записывают предложение В саду прошумел дождь, и я долго прислушивался к мелодичному шелесту капель по крыше, выделяют в нем грамматические основы, составляя схему предложения.

— Почему прошумел, а не прошел дождь? Какую картину «рисует» первый глагол? Наличие какого звука создает впечатление шума?

 

II. Из данного выше предложения учащиеся выписывают глаголы, словосочетание «прилагательное + существительное», наречие, выделяют в них ту морфему, которая указывает на их грамматические признаки.

 

I I I. Учитель читает высказывание автора «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А. Н. Тихонова. Учащиеся должны определить основную мысль высказывания, стиль.

 

Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку... Приставок и суффиксов в слове может быть несколько… В таких словах обычно корни так «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть... Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Чтобы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит.

 

— Докажите справедливость слов ученого, для чего образуйте от глагола учить слова со значением: 1) человек, который учит, преподает; 2) усваивать знания в школе, в институте; 3) учить наизусть. (Учитель, учиться, выучить.)

Какие морфемы изменили значения слов?

 

IV. Прослушайте текст. Из какого произведения он взят?

 

Человек с рыжей бородкой — Никитин учитель Аркадий Иванович. Оy вошел к Никите в комнату, остановился у окна, подышал на стекло, поправил очки и поглядел во двор. «Идем заниматься, Никита», — сказал он.

Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах, и Аркадий Иванович раскрыл задачник. Там было написано: «Купец продал несколько аршин синего сукна...» Купец казался Никите скучным, плоским, высохшим, с желтым унылым лицом. Он протягивал к сукну тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту. (А. Толстой. Детство Никиты.)

 

— Вспомните высказывание А. Н. Тихонова о том, что слова часто «обрастают» приставками, что «каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл». Докажите эту мысль ученого: выпишите глаголы с приставками, выделите их, постарайтесь определить, что изменяет приставка в слове (ср. вошел — отошел — ушел; приставка во- (в-) обозначает движение внутрь чего-то; ото (от-) — удаление в сторону, убавление; у- — удаление; ср. глаголы дышал — подышал, глядел — поглядел, где приставка по - изменяет вид глагола и он приобретает значение законченности действия).

Делается вывод о том, что приставка — значимая часть слова, с ее помощью образуются новые слова.

 

V. Учащимся предлагается вспомнить, какие значения придают словам следующие морфемы: суффиксы существительных: -ист-, -чик-, -ец-, -ушк-;

суффиксы прилагательных: -оват-, -еньк-;

суффикс глагола - л -;

приставки: у-, под-, над -.

— Приведите примеры слов с данными морфемами.

— Какая морфема образует форму слова? Приведите примеры.

 

Домашнее задание: упр. 118 (пересказать текст), 119 (письменно).

 

УРОК 27. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ

(§ 25)

УРОК 28. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Знать: основные способы образования слов в русском языке.

Уметь: определять способ образования слов.

 

I. Запись текста под диктовку.

 

Февраль — наследник января, венец холодной поры, морозотрескучий и колючеметельный месяц.

В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки, стекленеют южные склоны сугробов.

Февраль — предчувствие весны, последний месяц зимы, кривые и широкие дороги. (Журнал «Юный натуралист».)

 

По мере записи графически объясняется постановка знаков препинания, выбор орфограмм; обращается внимание па использование выразительных средств языка с целью создания яркой, образной картины февраля.

Выясняются значения слов наследник, последний, морозотрескучий, колючеметельный, предчувствие и способы их образования. (Мороз + трескучий, метель + колючая, , от слова след и пр.)

Делается вывод о том, что слова в русском языке пополняются за счет образования новых слов. Выясняется, с помощью каких способов они образуются.

 

II. Знакомство с теоретическим материалом на с. 55.

 

II I. Упр. 123 (выполняется коллективно).

I V. Запись текста под диктовку.

Учащиеся должны найти слова, образованные разными способами; сделать вывод о способах образования слов в русском языке.

 

В летописях каждый факт, цепь событий излагается последовательно год за годом, столетие за столетием. А былины никаких дат не знают. Нельзя точно ответить на вопрос, когда происходили описанные события.

Герои новгородских былин — богатые купцы, мореплаватели, рыбаки. Герои киевских былин — богатыри, воины, защитники князя, служители двора. Реальная жизнь проглядывает в былинах, но она растворяется в истории фантастической, придуманной народом. (По Б. Путилову.)

 

Домашнее задание: § 26; упр. 124, 125.

 

УРОК 29. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

(продолжение темы)

 

I. Проверка домашнего задания.

 

II. Орфографическая диктовка.

 

Расположиться на опушке, за обгорелым пнем, разрастаются на поляне, срослись березки, собиратель былин, заблистали в небе, удивительное растение, маленькие ростки, расстилается по земле, располагаться в тени, зеленые водоросли, касается лепестка сирени, костер разгорается, слагать полномочия, сгореть дотла, коснуться вопроса, прилагать усилия.

 

III. Работа с текстом, который учащиеся записывают под диктовку.

 

Вы когда-нибудь смотрели на древний белокаменный собор сквозь березовую рощу? Вот когда обнаруживается глубокое созвучие русской природы и русского зодчества.

Эта белизна, эта мягкость линий, удивительная одухотворенность... Согласитесь: так можно говорить и о дивном дереве, и о чудном храме... (Ю. Линник.)

 

— Подберите синоним к слову созвучие.

— Найдите в толковом словаре значение слова зодчество.

— Найдите слова, образованные разными способами. Обозначьте в них части слов, с помощью которых они образованы. Какой способ не нашел отражения в этом тексте? Приведите свои примеры.

— Найдите однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Чем они различаются?

— Образуйте по два-три слова: существительные с суффиксом - изн -, прилагательные с суффиксом - тельн -, глаголы с суффиксом - л -.

 

I V. Упр. 126, 127.

 

V. Учащиеся образовывают разными способами однокоренные слова от корней -да-, -дал-, -слад-, -един-.

 

Домашнее задание: § 26; упр. 127.

 

УРОК 30. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВ

Знать: об этимологических словарях, особенностях построения в них словарных статей.

Уметь: пользоваться этимологическими словарями для определения истинного значения слова, состава и способа его образования, обогащения речи.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

 

Деревья по краям борозд

Зазеленели первым пухом

И выпрямились во весь рост.

                              (Б. Пастернак.)

 

— Какое словосочетание показалось вам необычным? В чем эта необычность? Составьте схему предложения, дайте его характеристику. Выпишите глаголы, разберите их по составу. Каким способом они образованы?

 

II. Взаимопроверка домашнего задания.

III. Один из учащихся рассказывает о способах образования слов в русском языке.

I V. Задания классу.

1. Образуйте новые слова по аналогии. Каким способом они образованы?

 

Вред — безвредный, след —..., облако —...; птица — птичий, лиса —...; письмо — письмоносец, орден — ….

 

2. Отметьте ту часть слова, которая придает словам новое значение.

 

Славный — бесславный, двор — дворец, барабан — барабанщик, соберу — разберу, дно — бездонный, расчет — рассчитывать.

 

V. Знакомство с материалом § 27 учебника.

 

V I. Закрепление материала. -‚

1. Упр. 130.

 

2. Запись в ученический «Этимологический словарик».

Сокровище — сокров, «тайник» (от со - + - кров -, «укрытие»);

соперник — спорить, пререкаться (от со - + - прети -, «спорить») (ср. прения, запретить);

присутствовать (при - + суть («быть») + - ств - + - ова (ть));

вопреки (во - + прек -, «препятствие, запрет»).

 

Домашнее задание: § 27; упр. 132; индивидуальное задание: упр. 131.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.025 с.)