Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 26. Повторение изученного в V классе
(продолжение темы)
I. Синтаксическая пятиминутка. Учащиеся записывают предложение В саду прошумел дождь, и я долго прислушивался к мелодичному шелесту капель по крыше, выделяют в нем грамматические основы, составляя схему предложения. — Почему прошумел, а не прошел дождь? Какую картину «рисует» первый глагол? Наличие какого звука создает впечатление шума?
II. Из данного выше предложения учащиеся выписывают глаголы, словосочетание «прилагательное + существительное», наречие, выделяют в них ту морфему, которая указывает на их грамматические признаки.
I I I. Учитель читает высказывание автора «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А. Н. Тихонова. Учащиеся должны определить основную мысль высказывания, стиль.
Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку... Приставок и суффиксов в слове может быть несколько… В таких словах обычно корни так «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть... Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Чтобы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит.
— Докажите справедливость слов ученого, для чего образуйте от глагола учить слова со значением: 1) человек, который учит, преподает; 2) усваивать знания в школе, в институте; 3) учить наизусть. (Учитель, учиться, выучить.) Какие морфемы изменили значения слов?
IV. Прослушайте текст. Из какого произведения он взят?
Человек с рыжей бородкой — Никитин учитель Аркадий Иванович. Оy вошел к Никите в комнату, остановился у окна, подышал на стекло, поправил очки и поглядел во двор. «Идем заниматься, Никита», — сказал он. Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах, и Аркадий Иванович раскрыл задачник. Там было написано: «Купец продал несколько аршин синего сукна...» Купец казался Никите скучным, плоским, высохшим, с желтым унылым лицом. Он протягивал к сукну тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту. (А. Толстой. Детство Никиты.)
— Вспомните высказывание А. Н. Тихонова о том, что слова часто «обрастают» приставками, что «каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл». Докажите эту мысль ученого: выпишите глаголы с приставками, выделите их, постарайтесь определить, что изменяет приставка в слове (ср. вошел — отошел — ушел; приставка во- (в-) обозначает движение внутрь чего-то; ото (от-) — удаление в сторону, убавление; у- — удаление; ср. глаголы дышал — подышал, глядел — поглядел, где приставка по - изменяет вид глагола и он приобретает значение законченности действия).
Делается вывод о том, что приставка — значимая часть слова, с ее помощью образуются новые слова.
V. Учащимся предлагается вспомнить, какие значения придают словам следующие морфемы: суффиксы существительных: -ист-, -чик-, -ец-, -ушк-; суффиксы прилагательных: -оват-, -еньк-; суффикс глагола - л -; приставки: у-, под-, над -. — Приведите примеры слов с данными морфемами. — Какая морфема образует форму слова? Приведите примеры.
Домашнее задание: упр. 118 (пересказать текст), 119 (письменно).
УРОК 27. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ (§ 25) УРОК 28. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ Знать: основные способы образования слов в русском языке. Уметь: определять способ образования слов.
I. Запись текста под диктовку.
Февраль — наследник января, венец холодной поры, морозотрескучий и колючеметельный месяц. В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки, стекленеют южные склоны сугробов. Февраль — предчувствие весны, последний месяц зимы, кривые и широкие дороги. (Журнал «Юный натуралист».)
По мере записи графически объясняется постановка знаков препинания, выбор орфограмм; обращается внимание па использование выразительных средств языка с целью создания яркой, образной картины февраля. Выясняются значения слов наследник, последний, морозотрескучий, колючеметельный, предчувствие и способы их образования. (Мороз + трескучий, метель + колючая, , от слова след и пр.) Делается вывод о том, что слова в русском языке пополняются за счет образования новых слов. Выясняется, с помощью каких способов они образуются.
II. Знакомство с теоретическим материалом на с. 55.
II I. Упр. 123 (выполняется коллективно). I V. Запись текста под диктовку. Учащиеся должны найти слова, образованные разными способами; сделать вывод о способах образования слов в русском языке.
В летописях каждый факт, цепь событий излагается последовательно год за годом, столетие за столетием. А былины никаких дат не знают. Нельзя точно ответить на вопрос, когда происходили описанные события. Герои новгородских былин — богатые купцы, мореплаватели, рыбаки. Герои киевских былин — богатыри, воины, защитники князя, служители двора. Реальная жизнь проглядывает в былинах, но она растворяется в истории фантастической, придуманной народом. (По Б. Путилову.)
Домашнее задание: § 26; упр. 124, 125.
УРОК 29. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (продолжение темы)
I. Проверка домашнего задания.
II. Орфографическая диктовка.
Расположиться на опушке, за обгорелым пнем, разрастаются на поляне, срослись березки, собиратель былин, заблистали в небе, удивительное растение, маленькие ростки, расстилается по земле, располагаться в тени, зеленые водоросли, касается лепестка сирени, костер разгорается, слагать полномочия, сгореть дотла, коснуться вопроса, прилагать усилия.
III. Работа с текстом, который учащиеся записывают под диктовку.
Вы когда-нибудь смотрели на древний белокаменный собор сквозь березовую рощу? Вот когда обнаруживается глубокое созвучие русской природы и русского зодчества. Эта белизна, эта мягкость линий, удивительная одухотворенность... Согласитесь: так можно говорить и о дивном дереве, и о чудном храме... (Ю. Линник.)
— Подберите синоним к слову созвучие. — Найдите в толковом словаре значение слова зодчество. — Найдите слова, образованные разными способами. Обозначьте в них части слов, с помощью которых они образованы. Какой способ не нашел отражения в этом тексте? Приведите свои примеры. — Найдите однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Чем они различаются? — Образуйте по два-три слова: существительные с суффиксом - изн -, прилагательные с суффиксом - тельн -, глаголы с суффиксом - л -.
I V. Упр. 126, 127.
V. Учащиеся образовывают разными способами однокоренные слова от корней -да-, -дал-, -слад-, -един-.
Домашнее задание: § 26; упр. 127.
УРОК 30. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВ Знать: об этимологических словарях, особенностях построения в них словарных статей. Уметь: пользоваться этимологическими словарями для определения истинного значения слова, состава и способа его образования, обогащения речи.
I. Устная синтаксическая пятиминутка.
Деревья по краям борозд Зазеленели первым пухом И выпрямились во весь рост. (Б. Пастернак.)
— Какое словосочетание показалось вам необычным? В чем эта необычность? Составьте схему предложения, дайте его характеристику. Выпишите глаголы, разберите их по составу. Каким способом они образованы?
II. Взаимопроверка домашнего задания. III. Один из учащихся рассказывает о способах образования слов в русском языке. I V. Задания классу. 1. Образуйте новые слова по аналогии. Каким способом они образованы?
Вред — безвредный, след —..., облако —...; птица — птичий, лиса —...; письмо — письмоносец, орден — ….
2. Отметьте ту часть слова, которая придает словам новое значение.
Славный — бесславный, двор — дворец, барабан — барабанщик, соберу — разберу, дно — бездонный, расчет — рассчитывать.
V. Знакомство с материалом § 27 учебника.
V I. Закрепление материала. -‚ 1. Упр. 130.
2. Запись в ученический «Этимологический словарик». Сокровище — сокров, «тайник» (от со - + - кров -, «укрытие»); соперник — спорить, пререкаться (от со - + - прети -, «спорить») (ср. прения, запретить); присутствовать (при - + суть («быть») + - ств - + - ова (ть)); вопреки (во - + прек -, «препятствие, запрет»).
Домашнее задание: § 27; упр. 132; индивидуальное задание: упр. 131.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.025 с.) |