Урок 37. Контрольный диктант 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 37. Контрольный диктант



 

I вариант

 

Леса в Мещере глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.

Путь в лесах — это километры тишины, безветрия.

Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца еще касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе еще тлеет зорька.

Вот и озеро. Здесь под березой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет. (По К. Паустовскому.) (100 слов)

 

II вариант*

 

ВЕЧЕРОМ

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.

Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошел я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.

Куда в зашел? Как найти дорогу?

Я вышел на опушку и пошел полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги.

Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома. (По И. Тургеневу.) (109 слов)

 

УРОК 38. БУКВЫ И И Ы ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

Знать: условия выбора букв и и ы после приставок на согласные.

Уметь: правильно применять правило.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

 

Слезы дождя живые

Заволжскую даль оросили,

И с новой силой рванулась

Вверх молодая листва.

                            (В. Гусев.)

 

— Какие словосочетания показались вам необычными? Чем? Составьте схему предложения, дайте его характеристику. Составьте словообразовательную цепочку слова заволжская.

 

II. Запись в «Этимологический словарик».

Искусствоис- + кусати, «отведать, испытать, попробовать» + -ств (о);

искусный — ис- + кусати, «отведать, испытать, попробовать» + - н (ый) (букв.— «испытанный, знающий, опытный»).

 

III. Работа с перфокартой.

З — с в приставках

1. безбрежный                    бесшумный                         беззаботный

2. истратить                        испытать                              раскрасить

3. расписать                        расцветать                           исчезать

4. безвкусный                     сделать                                сжечь

5. растаять                          здесь                                    бесснежный

6. бесчеловечный               растереть                             расчистить

7. воскликнуть                   расписание                           безжалостный

8. безвкусица                     беспредельный                    исцелить

9. здешний                         бесцельный                          исцарапать

 

I V. Учащиеся составляют слова по следующим схемам:

 

 

В это время проводится проверка работ учащихся.

 

V. Работа над ошибками.

 

V I. Объяснение нового материала — § 31.

V II. Запись слов с заданием объяснить написание ы после приставки.

 

Разыграть роль, отыскать щенка, предыстория, безызвестный художник, безыскусный рассказ, обыграть в шахматы, сверхинтересный фильм.

 

V III. Упр. 152 (письменно).

 

Домашнее задание: упр. 153; подготовиться к контрольному словарному диктанту по словам ученического словаря.

 

УРОК 39. ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ - И ПРИ -

Знать: о зависимости написания гласных в приставках пре - и при - от их значения.

Уметь: определять значение приставки при - со значением «приближения».

 

I. Контрольный словарный диктант.

 

1. сокровище                                                   соперник

2. присутствовать                                      вопреки

3. искусный                                                искусство

4. биография                                               преимущество

5. препятствие                                            изменяться

6. знаки препинания                                  пренебречь

7. президиум                                                    поражает

8. уважительный                                        манера

9. причудливый                                          территория

10. иллюстрация                                         декорация

11. предания старины                                приключение

12. приспособиться                                    привилегия

13. впечатление                                          приобрести

14. сознавать                                               неприступный

15. ровесник                                               сверстник

16. раздаваться                                           преподавать

17. объяснить                                              раздражать

18. прибавлять                                            признавать

19. преодолеть                                              сознавать

20. обвинять                                                сожалеть

 

I I. Работа с текстом.

— Прослушайте текст, озаглавьте его. Перескажите, используя эпитеты текста.

 

Всю ночь шел дождь. На рассвете подул такой сильный ветер, что капли дождя замерзли на высоких деревьях.

Утром лесничий открыл двери своего домика, оглянулся и воскликнул: «Лес-то ледяной!» Мальчик высунул голову из дверей и проговорил: «Деревья стеклянные!»

Старик и мальчик вышли из дома. Лес стоял причудливый, необычный. Все кругом обледенело. Даже самая тоненькая веточка была заключена в стеклянную трубочку. Деревья склонились под тяжелым ледяным грузом, словно задумались. (П. Васильева.)

 

— Подберите синонимы к слову сильный (ветер), расположив по степени возрастания признака (напр.: резкий, порывистый, ураганный, сокрушительный).

При повторном чтении учащиеся выписывают слова с приставками, графически выделяют их; называют приставки, неизменяемые на письме, и те, написание которых зависит от определенных условий.

 

III. На доске и в тетрадях чертится таблица.

Приставки

 

изменяемые неизменяемые
   

 

По мере выполнения предыдущей работы приставки записывают в таблицу.

 

I V. Учитель сообщает учащимся, что среди приставок есть такие, написание которых зависит от значения в слове.

Наблюдения на с. 65, § 32.

Запись на доске: прибежать, приехать, приплыть, приблизиться.

— Как вы думаете, какое значение придает этим словам приставка при -? (Приближение.)

— Добавьте слова, обозначающие приближение: 1) человека, самолета, лодки; 2) поезда к станции, к поверхности Земли, Луны; 3) зайца, черепахи.

Вывод о значении приставки при - (приближение к чему-либо).

— В детской передаче «Радионяня» герои пели песню о том, как лучше запомнить правило об этой приставке. Есть там такой куплет:

 

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной —

В словах придет, прилетит, приплывет

Пишется при -, несомненно.

 

— Выпишите слова с приставкой при - из этого четверостишия.

 

V. Запись в словарь «Говори правильно». При́был, прибы́ть, прибыла́, прийти.

 

Домашнее задание: упр. 154 (1-й столбик), приставки выделить.

 

УРОК 40. ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ - и ПРИ -

(продолжение темы)

Знать: о написании слов с приставкой при- со значением «присоединения», «добавления к чему-либо», «нахождения вблизи чего-либо», «неполного действия».

Уметь: писать при - в словах с указанными значениями приставки.

 

I. Учащимся предлагается прослушать предложение, найти грамматическую основу, составить схему предложения, дать его характеристику (предложение не записывается).

 

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые. (А. Куприн.)

 

— Выпишите из второй части предложения глагол, разберите его по составу.

— На какие морфологические признаки указывает его окончание?

— Каково значение приставки? Приведите примеры 2—3 слов с таким же значением приставки.

 

I I. Проверка домашнего задания.

 

II I. 1. Учитель сообщает учащимся, что приставка при - может обозначать присоединение к чему-либо, и предлагает заменить данные словосочетания одним словом.

 

Присоединить с помощью: 1) веревки: 2) молотка и гвоздей; 3) иголки с ниткой; 4) клея; 5) винтов и шурупов[17].

 

Вот как об э пелось в «Радионяне».

 

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело —

Пишем мы при-, говоря обо всем,

Что добрые руки приделали.

 

2. Учащимся сообщается, что к словам, имеющим смысл присоединения, относятся и такие, которые обозначают добавление к чему-то.

Учащиеся записывают слова, определяют, какие из них не имеют оттенка присоединения.

 

1) Привинтить, пристрелить, прикрутить, прицепиться; 2) причесать, присоветовать; 3) приготовить, прилепить, причалить, пришвартоваться, прикрикнуть[18].

 

3. Учитель объясняет третье и четвертое значения приставки при - (близость и неполное действие) и дает задание заменить словосочетания словами с приставкой при -.

 

Участок при школе, полоса около моря, город на Волге, чуть-чуть открыть окно, умолкнуть на короткое время, слегка затворить дверь.

 

4. Учащиеся записывают словосочетания, объясняя написание гласной в приставке.

 

Прикрыть книгу, придорожный куст, приступить к делу, призадуматься над задачей, прирасти к дереву.

 

Домашнее задание: упр. 154 (2-й и 4-й столбики).

 

УРОК 41. ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ - И ПРИ -

(продолжение темы)

Знать: о написании слов с приставкой пре - со значением «очень», «пере-».

Уметь: объяснять значение слов с приставкой пре - и правильно писать их.

 

I. Проверка домашнего задания (через графопроектор).

II. Объяснение материала о написании приставки пре - по учебнику (таблица на с. 65, две последние колонки).

 

II I. Упр. 154 (устно 3-й столбик).

 

I V. Учитель читает стихотворение о приставке пре -.

 


В прекрасном замке на горе

Жила-была приставка пре -.

Особа преотважная,

Важная-преважная.

Гордая-прегордая,

Добрая- предобрая.

Ее считали очень мудрой,

И называли все премудрой.

Был у нее прелестный пудель.

Прехрабрый пес по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери,

Когда вошла приставка пере -.

Она сказала: «На заре

Я уезжаю. Друг мой, пре -,

Меня не будет два-три дня,

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу.

Спокойной ночи. Я спешу


(А. Каютина.)

 

— О каких значениях приставки пре - говорится в стихотворении?

При повторном чтении стихотворения учащиеся выписывают слова с приставкой пре -, объясняют ее значение.

V. Объяснительный диктант.

Учащиеся записывают словосочетания и объясняют написание приставок.

 

Приморский край, сидел преспокойно, лес преобразился, прекрасная музыка, слегка прихрамывать, прервать рассказ, провести пример, приглушить свет, прерывистые звуки, призадуматься над проблемой, превратит в чудовище, приклонить к земле, прекратить разговор, колючая преграда старинные предания.

 

VI. Запись в «Словарь трудных слов».

Преимущество, препятствие, пренебрежение, предание, приключение, приятель.

 

Домашнее задание: упр. 155.

 

УРОК 42. ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ - И ПРИ -

(продолжение темы)

Знать: о правописании слов с трудноопределяемым значением приставок пре - и при -.

Уметь: различать на письме приставки пре - и при -.

 

I. Проверка домашнего задания.

 

II. Предупредительный диктант.

Учащиеся должны объяснить значение приставок.

 

Пренеприятный разговор, приободрить товарищей, Василиса Премудрая, прескверный характер, преудивительная история, примирить друзей, преподаватель, старинные предания, присутствовать на лекции, прекращать разговор, преследовать оленя.

 

I II. Подбор к данным словам антонимов с приставками пре - и при-.

 

Удаляться, убежать, ускакать, ленивый, отозвать, убавлять, отлив, уважать, отсутствовать, отталкивать.

 

I V. Замена слов и словосочетаний словами-синонимами с приставками пре - и при -.

 

Воплотить в жизнь (претворить), затруднения (препятствия), первое представление спектакля (премьера), легенда (предание), человек, нарушивший закон (преступник).

 

V. Учитель сообщает учащимся, что во многих случаях, чтобы выбрать приставку, следует различать значения слов.

Запись в «Словарь трудных слов».

Прибыть (приезжать)                                     — пребывать (находиться где-нибудь)

приёмник (аппарат для приема                  — преемник (продолжатель дела)

сигнала)

призреть (приютить)                                  — презирать (не уважать)

приступить (начать)                                       — преступить (закон)

притворить (закрыть)                               — претворить (осуществить)

придать (добавить)                                          — пре́дать (прёдал, выдал)

приходящий (кто приходит)                            — преходящее (временное)

 

V I. Запись под диктовку (объяснить выбор приставки).

 

1) Отец призрел сироту. 2) Не презирай совета ничьего. (И. Крылов.) 3) Не хлопай дверью, притвори ее. 4) Очень важно суметь претворить в жизнь свои планы. 5) Поезд прибывает вовремя. 6) Во время своего пребывания в городе мы посетили многие его достопримечательности. 7) Он придавал большое значение умению говорить точно.

 

Домашнее задание: упр. 159; подготовить связный рассказ о правописании пре- и при-.

 

УРОК 43. ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ - И ПРИ -

(продолжение темы)

Знать: об условиях выбора гласных в приставках пре - и при -.

Уметь: различать значения и правописание слов с приставками пре - и при -.

 

I. Проверка домашнего задания.

1. Упр. 159 (проверяется «по цепочке»).

 

2. Запись по памяти слов из «Словаря корней» с приставками пре - и при -, написание которых зависит от значения слов.

 

3. Монологический рассказ «Правописание приставок пре - и при -».

 

II. Запись в «Словарь трудных слов».

Причудливый, причина, приключение, приоритет (первый), президент, привилегия.

 

II I. Выборочный диктант.

пре-               |           при-

 

Прибежать, прервать, пристроить, неприступный, преодолеть, препятствие, присутствовать, примета, пренебрежительно, прикосновение, беспрекословно, пребогатый, преградить, претихий, предобрый, преспокойно.

 

I V. Диктант «Проверь себя».

 

В ледниковый период на Земле в пещерах жили пещерные медведи. Они часто опускались до больших глубин, преодолевали в подземельях различные преграды. Они карабкались по отвесным стенам узких колодцев, проползали по узким коридорам пещер, в которых трудно было даже приподняться. Беспредельная тьма пещер не пугала их. Здесь звери рез вились, взбирались по склонам горок, скатывались вниз. (По И. Акимушкину.)

 

— Выпишите слова, строение которых соответствует схемам:

глагол — ;

прилагательное —  .

 

Домашнее задание: упр. 161

 

УРОК 44. ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ - И ПРИ -

(продолжение темы)

I. Взаимопроверка домашнего задания.

II. Работа с перфокартой.

 

Приставки пре - — при -

1. приехать                       прехороший                           пресытиться

2. прибыть (вовремя)      пристроить                             пренебречь 

3. приблизиться                    приветствовать                           причудливый

4. пригладить                        претворить (в жизнь)                 приклеить

5. неприязненный                 препятствие                                преодолеть

6. превозносить                     престранный                              присвоение

7. непрерывный                    преклонный                                придать (вид)

8. привилегия                        презирать (ложь)                        пребывать (в горах)

9. прилежный                        непреодолимый                          беспредельный

 

I II. Упр. 162.

 

I V. Работа над ошибками, допущенными в перфокарте.

 

V. Объяснительный диктант.

 

Преподаватель географии предложил нам изучать природу родного края. В нашем районе нет неприступных гор, непроходимых болот, но есть прелестные уголки, беспредельные дали, места, связанные с преданиями славном прошлом родной земли.

Соприкосновение с природой всегда прекрасно! В лесу мы собираем растения, подбираем причудливые корни деревьев, не пренебрегаем шишками, перышками, потому что это пригодится нам для игрушек на елку (По А. Хазановой.)

 

VI. Самостоятельная работа.

Учащиеся записывают текст под диктовку, выделяют приставки пре - и при -, разбирают два слова по составу (на выбор).

 

Осенью лес молчит. Прислушайся! Какая стоит тишь! В предчувствии холодов приумолкли птицы. Ветка слегка согнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла.

Березки шелестят своими золотыми монетками. Природа зовет, манит к себе. Настроение приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия. (По В. Пескову.)

 

Домашнее задание: упр. 164 (устно).

 

 

УРОК 45. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ О И Е В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ

Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о и е.

Уметь: верно выбирать соединительные гласные о и е в сложных словах.

I. Контрольный диктант (упр. 164).

I I. Объяснение нового материала (с. 70—71).

II I. Закрепление материала.

1. К данным словам подберите антонимы.

 

Ленивый ученик, серьезный юноша, однообразные движения, враждебное отношение.

 

2. Замените словосочетания одним сложным словом.

 

Пить чай (чаепитие), помогать взаимно, любить труд, люди одной фамилии, любить свободу; тот, кто ходит пешком.

 

3. Упр. 167.

 

4. Объяснительный диктант.

 

1) Хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне. 2) Вертолет — особый вид самолета. 3) Интересная профессия — лесовод. 4) Водостоки не успевали перехватить всю массу воды, и она водопадами сливалась по откосам. (Е. Рязанцев.) 5) Однажды зимним утром в лес пришли лесорубы. 6) Пароход благополучно миновал гряду и пошел дальше.

 

Домашнее задание: упр. 168, 169.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.115 с.)