Урок 53. Повторение изученного в V классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 53. Повторение изученного в V классе



Цель урока: расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в речи (термины учащимся не даются).

 

I. На доске записана цитата: «Имя существительное — хлеб языка». (Л. Успенский.)

Учитель сообщает учащимся, что тема урока — «Роль имени существительного в речи»; цель урока — доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное — хлеб языка».

 

II. Заранее подготовленное сообщение ученика.

К. Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорит: «давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».

— Какие же названия предметам дает имя существительное?

(На доске заранее написано:

живые существа: девочка,...

явления природы: гроза,...

явления общественной жизни: митинг,...

признак как предмет: синь,...

действие как предмет: бег,...)

Учитель предлагает учащимся прослушать стихотворение Р. Фархади «Земные слова». После второго чтения учащиеся до полняют ряды существительных.

 

На всех языках

есть такие слова:

Мать. Родина. Счастье.

Река. Синева.

Кто б ни был,

любому понятны они.

Слова —

путеводные наши огни.

Живые. Земные...

И суть их проста:

Хлеб. Утро. Работа.

Мечта. Красота.

Но есть и такие слова

                          в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

Война. Разоренье.

Жестокость. Вражда.

Останутся с нами другие слова.

В них гордая сила

людского родства:

Мир. Дружба. И радость

высокой волной —

Мы — люди.

Мы — дети планеты одной.

 

Предлагается прослушать несколько строк из стихотворения А. Фета. Учитель сообщает школьникам, что это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л. Толстой так писал об этом стихотворении: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение — картина».

 

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

 

— Из 22 слов стихотворения — 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

— Прослушайте отрывки из стихотворений других поэтов. Какие картины могут «нарисовать» существительные?

 

1. Вечер. Поле.

Огоньки.

Дальняя дорога.

               (В. Маяковский.)

 

2. Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.

                         (С. Аксаков.)

 

Делается вывод о том, что с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т. д.

Учитель напоминает учащимся, что очень часто существительные несут в себе и эмоциональную оценку.

На доске записываются слова бездельник, труженик, лодырь, лентяй, прогульщик.

— В чем особенности этих слов? Какой оттенок они несут? В любой ли речевой ситуации могут быть использованы эти слова? Приведите примеры.

— Что, кроме самого значения слова, может придавать существительному эмоциональную окраску? (Суффиксы.)

— Какую эмоциональную окраску придают суффиксы выделенным существительным?

 

1) Снег, снежатина, снежище — белое чудо России. (Р. Рождественский.) 2) И стоят себе липы, липушки. 3) Молодой поэтик написал про цветик, написал про цветик сто один куплетик. (М. Исаковский.)

 

III. Подведение итогов урока.

Возможные варианты домашних заданий: 1) написать сочинение на тему «Имя существительное — хлеб языка»; 2) подготовить сообщение «Роль существительных-антонимов в речи»; 3) используя книги для чтения по русскому языку, подготовить сообщение о происхождении какого-то имени существительного; 4) используя таблицу (см. раздел словаря «Таблицы справочного характера»), подготовить сообщение «Роль имени существительного в предложении».

Если учащиеся не выберут ничего из этих заданий, то им рекомендуется выполнить упр. 192.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.005 с.)