Урок 32. Развитие речи. Описание помещения (упр. 136) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 32. Развитие речи. Описание помещения (упр. 136)



УРОК 33. БУКВЫ О — А В КОРНЕ - КОС - — - КАС -

Знать: условия выбора написания - кос - — - кас -.

Уметь: владеть способом действия при выборе букв о — а в однокоренных словах с корнем -кос- — -кас-.

 

I. Запись в «Словарь трудных слов».

Приготовить, приспособить, пригодиться, привычка.

 

II. Работа с текстом.

— Прослушайте текст.

 

Май — пора погожих солнечных дней. Тепло и свет пробуждают растительность, деревья дружно покрываются листвой. Отрастают, густеют травы.

В начале мая зацветают тополь, клен, береза, за ними — ива. Прилетают глашатаи тепла — ласточки. Любители соловьиного пения наслаждаются пением пернатого. Зеленой сценой соловей выбирает себе ивняковые заросли, а в садах — боярышник или крыжовник: там безопаснее и корма больше. (По А. Стрижеву.)

 

— Определите тему текста.

— Запишите первое предложение, объясните постановку знаков препинания.

При повторном чтении текста учащиеся должны выписать в два столбика:

 

слова с чередующимися гласны-                  глаголы с безударной гласной в

ми в корне                                                       корне

 

— Можно ли проверить ударением написание слов первого столбика? Почему? А второго?

 

I II. Учащиеся записывают слова коса (девичья), кость, коснуться, касаться, выделяют в них корни, выясняют, являются ли данные слова однокоренными.

 

I V. Объяснение нового материала — § 29.

V. Закрепление материала.

1. Запись под диктофон с графическим объяснением выбора о — а в корне.

 

Коснись воды, прикасаться осторожно, касаться рукой, нежное прикосновение, касательная линия, проложить лыжню, предлагать помощь, слагать стихи.

 

2. Упр. 137, 139.

 

Домашнее задание: упр. 138.

 

УРОК 34. БУКВЫ О—А В КОРНЕ -ГОР- — -ГАР-

Знать: лексическое значение корня -гор- — -гар -.

Уметь: определять условия выбора о — а в корне -гор- — -гар-.

 

I. Запись в «Словарь трудных слов».

Преобразовать, знаки препинания.

 

II. Проверка домашнего задания.

III. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся составляют предложение по данной схеме:

 

 

I V. Задание учащимся: распределить слова на две группы и объяснить, по какому признаку они распределены.

 

Поросль, положить, росли, полагаться, коснуться, касаться.

 

V. Работа с использованием перфокарты.

о — а в чередующихся корнях

1. растительный                       водоросли                                положение

2. касаться                           прикосновение                        отрасль

3. коснуться                        выросла                                    отложить

4. расти                                слагать                                      расположение

5. росток                              предположить                               располагаться

6. разрослись                       выращенный                            предложение

7. излагать                                 прилагать                                 положить

8. изложение                        касательная                                  неприкосновенность

9. вырасти                            сложить                                    Ростов

 

V I. Наблюдения на с. 62, чтение материала § 30.

 

V II. Объяснительный диктант.

 

Загорать на пляже, беречься от загара, загорелый малыш, горение газа, газовая горелка, снять нагар, разгореться в печи, быстро сгореть, дрова сгорели, костер разгорается.

 

V III. Упр. 140 (письменно).

(В это время учитель проверяет работы учащихся.)

 

I X. Работа над ошибками в перфокарте.

 

Домашнее задание: упр. 144, 145.

 

УРОК 35. БУКВЫ О – А В КОРНЕ -ГОР- — -ГАР-

(продолжение темы)

 

I. Запись в «Словарь трудных слов».

Приобрести, примерять, примирять, приспособиться неприступный.

 

II. Проверка домашнего задания (через графопроектор).

 

III. 1. Запись слов гора, загорать, горе и выделение в них корня.

— Однокоренные ли это слова? Почему?

— Как называются такие слова? (С омонимичными корнями.)

— Распределите по трем колонкам слова загораться, пригорел, гористый, пригорок, угарный, загар, угоревший, горец, загорелый.

-гор-     |  -гор-      |  -гар-

— Как вы думаете, почему в колонках дважды написан корень -гор -?

 

2. Распределите по трем колонкам слова прикасаться, косовица, коснуться, скосить (сено), касаться, прикосновение.

- кос-     |  -кос-     |  -кас-

 

— Как вы думаете, почему по трем?

— Можно ли добавить в перечень этих слов следующие: косой (заяц), косолапый, покоситься (в сторону), костлявый, девичья коса? Почему?

 

I V. Запись слов с графическим обозначением выбора гласных в корне.

 

Располагать свободным временем, школьный возраст, богатая растительность, разобрать предложение, соприкасаться с разными людьми, загорелый юноша, летний загар.

 

V. Объяснительный диктант.

 

1) Ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле. Оно не может гореть в пустоте. (К. Паустовский.)

2) Загорелась зорька красная в небе темно-голубом. (С. Есенин.)

3) Он слегка коснулся его руки.

Домашнее задание: упр. 143.

 

УРОК 36. БУКВЫ О — А В КОРНЕ –ГОР- — -ГАР-

(продолжение темы)

 

I. Взаимопроверка домашнего задания.

 

I I. Индивидуальная работа по карточкам.

 

Карточка № 1

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните графически выбор гласной в корне.

 

Молоко приг..рело, возл..гать надежды, от перемены мест сл..гаемых сумма не меняется, полезные р..стения, молодая пор..сль, соб..раться за грибами, бл..стеть на солнце, зам..реть от неожиданности.

2. Перечислите корни, в которых происходит чередование а/о, е/и.

 

Карточка № 2

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните графически вы бор гласной в корне.

 

Заг..релись от радости, зар..сти, зап..реть дверь, бл..стательная победа, расст..лать скатерть, заг..реть на солнце, р..стут кусты, лампочка перег..рела.

 

2. Запишите 3—4 слова с корнями -слад- (-слажд-), -див- (-дивл-), -ближ- (-близ-).

 

I II. Упр. 147.

 

I V. Тренировочные упражнения.

1. Составьте слово.

От глагола поговорить взять приставку, от прилагательного слагаемое — корень, от глагола играть — суффикс, от глагола читать — окончание, от глагола смеяться — суффикс возвратности.

 

2. Найдите лишнее слово.

 

Сложить, сложный, слагаемый, прилагательное.

 

V. Диктант «Проверь себя».

 

Мы предполагали выехать рано, но задержались.

Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой растительности. В полдень мы расположились на отдых у озера, заросшего камышом. Загорелые ребятишки плавали на самой его середине на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. В лучах солнца озеро блестело, как зеркало. Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой.

— Найдите глагол по его схеме:

 

Домашнее задание: упр. 148.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.018 с.)