Урок 141. Разряды местоимений. Личные местоимения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 141. Разряды местоимений. Личные местоимения



(продолжение темы)

I. Опрос.

1. Проверка выполнения упр. 396.

 

2. Один из учащихся записывает на доске личные местоимения, затем рассказывает о том, как они изменяются.

 

I I. Употребление личных местоимений.

Учитель сообщает учащимся, что личное местоимение я очень часто употребляется в поэтической речи.

— Как вы думаете, почему? (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своем восприятии жизни, событий и пр.)

— Прослушайте отрывки из стихотворений разных поэтов.

 

1. Привет, Россия,— родина моя!

Как под твоей мне радостно листвою!

И пенья нет, но ясну слышу я

Незримых певчих пенье хоровое.

                                  (Н. Рубцов.)

 

2. Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю — и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез...

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

                                      (Н. Рубцов.)

 

3. А я росла в узорной тишине,

В прохладной детской молодого века.

И не был мил мне голос человека,

А голос ветра был понятен мне.

Я лопухи любила и крапиву,

Но больше всех серебряную иву.

                                    (А. Ахматова.)

 

— Почему поэтесса называет иву серебряной? Как называется такой прием в литературе?

 

4. Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград.

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

В пушистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

                                             (А. Ахматова.)

 

— О каком саде, «где лучшая в мире стоит из оград», идет речь в стихотворении? (О Летнем саде в Петербурге.)

 

5. Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

                                            (С. Есенин.)

 

6. Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

                                    (С. Есенин.)

 

— В употреблении местоимения 2-го лица в русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на «вы». Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на «вы» называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимение ты часто употребляется в обобщенном значении. На пример:

 

Хорошо пробежаться на лыжах по свежему снегу! Ты идешь и не видишь ничьих следов — всё занесено снегом. С трудом прокладываешь лыжню, по которой потом пройдут другие лыжники. Скорость передвижения небольшая, зато ты получаешь удовольствие от того, что ощущаешь себя первопроходцем.

 

I II. Учащиеся получают задание написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека.

 

Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес...

 

I V. Наблюдения на с. 161.

V. От местоимений он, она, они учащиеся образовывают падежные формы с предлогами и записывают их. Затем составляют с ними 3—4 предложения.

 

К (он), о (она), от (он), над (он), вокруг (они), напротив (она), с (она), благодаря (он, она, они), навстречу (он).

 

V I. Работа над нормами употребления местоимений — упр. 399 (устно).

 

Домашнее задание: упр. 398.

 

УРОК 142. ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ СЕБЯ

Знать: о лексическом значении и особенностях склонения местоимения себя.

Уметь: употреблять местоимения себя в нужной форме.

 

I. Фронтальный опрос.

— Что называется местоимением?

— Назовите личные местоимения.

— Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н?

— Как пишутся местоимения с предлогами?

— Отгадайте, что это за местоимения.

 

1) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я) 2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (Ямы) 3) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь я) 4) Первый слог — личное местоимение, второй — детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (Якорь) 5) Первый слог — личное местоимение, второй — звук, который издает лягушка. Вместе — овощ. (Тыква)

 

II. Синтаксический разбор предложения.

 

Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья.

 

Составьте схему предложения.

— Определите синтаксическую роль местоимения.

— Разберите по составу глаголы данного предложения. Приведите 2—3 примера однокоренных с ними слов.

 

III. Объяснительный диктант.

 

Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть о нем, подарил им.

 

I V. Знакомство с теоретическими сведениями на с. 162.

 

V. Запись под диктовку предложений; определить падеж возвратных местоимений.

 

1) Незаметно для себя я привык читать и брал книги с удовольствием. (М. Горький.) 2) Герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному, великому делу. (М. Горький.) 3) О себе он рассказывал мало. 4) Однажды отец взял меня с собой на рыбалку.

 

V I. Учащиеся записывают под диктовку слова и словосочетания, объясняют самостоятельно или с помощью учителя значение записанных слов и выражений.

 

Себялюбец, читать про себя, владеть собой, выходить из себя, судить по себе, уйти в себя, не похож на себя, себе на уме.

 

— Подберите синоним к слову себялюбец. (Эгоист.)

 

Домашнее задание: § 70; упр. 399 (письменно), 400 (устно).

 

УРОК 143. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.011 с.)