Урок 116. Морфологический разбор глагола 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 116. Морфологический разбор глагола



Знать: порядок морфологического разбора глагола.

Уметь: определять морфологические признаки глагола.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся выделяют основы предложения Сильно пахло вечерней свежестью, и на небе всходила луна и составляют его схему.

 

II. Запись в «Словарь корней».

- прек -: у прек, прек ословить, у прек ать, по прек ать.

Учащиеся составляют 2—3 предложения с данными словами.

 

II I. Чтение § 88

 

IV. Диктант «Проверь себя».

 

Он вынул кортик и положил его на ладонь. Кортик был с бронзовой змейкой. Мужчина повернул рукоятку в ту сторону, куда смотрела змея. Рукоятка вращалась по спирали змеиного тела и вывернулась совсем. Он отъединил от рукоятки змейку и вытянул стержень, на котором изображались непонятные знаки. (По А. Рыбакову.)

 

— Укажите средства связи предложений в тексте.

— Сделайте морфологический разбор любых двух глаголов (по вариантам).

— Найдите глагол, строение которого соответствует структурной схеме:  (например, изображались).

— Найдите глагол по его морфологическим признакам: совершенного вида, переходный, I спряжения, прошедшего времени. муж. рода, ед. числа.

— Найдите глаголы с суффиксом - ну -, обозначающим однократность действия. Какого они вида?

— Выпишите 2 глагола с безударной гласной в корне, подберите к ним по 2—3 однокоренных слова.

— Найдите глагол с чередующейся гласной в корне. Можно ли ее проверить ударением? Подберите 2—3 слова с чередующимися гласными в корне.

 

Домашнее задание: § 88; упр. 518.

 

УРОК 117. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

РАССКАЗ НА ОСНОВЕ УСЛЫШАННОГО

(§ 89)

 

УРОК 118. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В СУФФИКСАХ ГЛАГОЛОВ

Знать: способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов.

Уметь: владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов.

 

I. Словарная диктовка.

 

Объединил, построил, увидел, услышал, развеял, растаял, подклеил.

 

Делается вывод о написании гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени.

II. Наблюдения на с. 210.

II I. Составление таблицы.

 

Суффиксы глаголов

Глаголы Суффиксы Примеры
совет-ова-ть (советую) гор-ева-ть (горюю) рас-сматр-ива-ть (рассматриваю) рас-сказ-ыва-л (рассказываю) ныр-ну-ть (нырнуть) брос-и-ть (бросить) брос-а-ть (бросать) да-ва-ть (давать) вис-е-ть (висеть) телеграф-ирова-ть сигнал-изирова-ть -ова- -ева- -ива -ыва-л -ну -и- -ва -ирова- -изирова-  

 

I V. Упр. 521 (выполняется коллективно).

Примерами из упражнения заполняется последняя колонка таблицы.

 

V. Замена словосочетания глаголом с выделением суффикса.

 

Дал совет (посоветовал), проводил беседу (беседовал), подводить итог (подытоживал), проводить расследование (расследовал), производить расчет (рассчитывал).

V I. Учитель сообщает учащимся, что суффикс - ва - всегда под ударением. Перед ним пишется та гласная, которая слышится в корне данного глагола под ударением (суффикс - ва - при проверке опускается).

 

давать — дать, поливать — полить.

 

Запись в «Словарь трудных слов».

Затмевать, застаревать, разевать.

(Эти слова не проверяются подбором однокоренных слов без суффикса - ва -.)

 

Домашнее задание: § 90; упр. 522, 526; подготовиться к контрольному словарному диктанту (по материалам ученического словаря).

 

УРОК 119. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О ГЛАГОЛЕ

 

I. Контрольный словарный диктант.

I вариант                                 II вариант

1. застревать                                                   затмевать

2. пререкаться                                                прекословить

3. заставить                                                    восставать

4. достижение                                                уединение

5. показаться                                                  объяснение

6. доставлять                                                  представление

7. подвергаться                                              настигать

8. дразнить                                                     извержение

9. проясниться                                               пожалеть

10. удаляться                                                  замечать

11. сознавать                                                  изменяться

12. прекратить                                                раздражаться

13. удивляться                                                осознавать

14. проливать                                                  приближаться

15. расстилать                                                 заблестеть

16. увлекаться                                                 проливной

17. раздаваться                                                преподавать

18. затмевать                                                   развивать

19. извиняться                                                 наслаждаться

20. сострадать                                                 подражание

21. преследовать                                             пререкаться

22. сопровождать                                            сокращать

 

II. Работа с текстом.

— Прочитайте текст.

 

Художник Илья Репин рассказывал, как в детстве он выпрашивал у матери огарки восковых свечей и из носка выделывал фигурки лошадок. Когда кто-то из друзей подарил мальчику краски, он обрадовался и сказал: “Теперь я сам попробую рисовать». Мальчик очень горевал, когда первый рисунок не удался.

Репин не отказался от мысли попробовать свои силы в живописи и стал настойчиво овладевать мастерством художника. Он так упорно работал и учился, что ему скоро стали заказывать портреты. (А. Ефимова.)

 

— Перескажите текст.

— Найдите глаголы, строение которых соответствует схемам:

— Запишите 2—3 предложения (по выбору учителя), составьте их схемы.

— Подберите синонимы к слову рассказывать.

 

III. Запись под диктовку.

Учащиеся должны подчеркнуть главные члены предложения; составить схемы предложений.

Образец:

 

1) Стемнело, и я наугад бреду вдоль аллей над сонными прудами. 2) Вечереет, и на горе перед нами лес щетинит вершины. 3) Серая птичья стая кружилась по ветру, и хотелось вместе с ней кружиться и кричать.

 

— Дайте характеристики предложений по наличию грамматических основ.

 

Домашнее задание: упр. 527 (устно), 530 (письменно).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.016 с.)