Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизмы нарушений в зрительной системеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Результаты опытов показали, что отсутствие изображения тш сетчатке в раннем периоде жизни ведет к глубоким и стойким нарушениям корковой функции. Связаны ли обнаруженные явления с отсутствием зрительного опыта или же с нарушением зрительных связей, которые сформированы и существуют у родившегося животного? Практически все эксперименты с выращиванием животных в темноте интерпретировались в контексте проблемы обучаемости. Одним из очевидных подходов к решению поставленного вопроса могла быть прямая регистрация активности нейронов у новорожденных котят или у обезьян. Если бы для создания нужных связей требовалось обучение, то не обнаружилось бы ничего похожего на ту высокоразвитую специфичность, которая наблюдается у взрослых животных. Котенок рождается с очень незрелой зрительной системой и совсем не использует глаза примерно до десятого дня, когда они открываются. В это время даже анатомическое состояние глаза не позволяет получить четкое изображение на сетчатке. Незрелая зрительная кора действительно реагировала вяло, несколько непредсказуемо и в целом сильно отличалась от нормальной зрительной коры взрослой кошки. Тем не менее было найдено много нейронов с явной ориентационной специфичностью. Чем больше времени проходит от рождения до регистрации, тем большее число клеток по своим реакциям приближается к клеткам взрослого типа — может быть, из-за прояснения глазных сред и общего укрепления организма, а быть может, и в результате обучения. Подтверждением этого являются результаты опытов на новорожденных обезьянах. У макаки на другой день после рождения зрительная система обнаруживает поразительную зрелость: детеныши с интересом разглядывают все, что их окружает. Клетки первичной зрительной коры у них проявляют столь же острую ориентационную настройку, как и у взрослой особи. Последовательно расположенные клетки упорядочены по ориентации. Система ориентационно-специфических рецептивных полей оказалась четко организованной. Срезы коры, окрашенные по Нисслю, выглядят различно: у детенышей более тонкие слои и более плотная упаковка клеток. С. Ле Вей впервые показал, что даже общая площадь стриарной коры от рождения к зрелому возрасту увеличивается примерно на 30%. Если окрасить кору по методу Гольджи или исследовать ее под электронным микроскопом, отличия станут еще более очевидными: у клеток обычно менее развита система дендритов и меньше синапсов. Было бы уди-
19-1015 290 I лава IV Психофи лю'юшязрппмыюго восприми 1я 8 Дна ыала 291
вительно, если бы кора уже при рождении функционировала в точности так же, как у взрослого животного. С другой стороны, через месяц после рождения дендриты и синаптические связи все еще не достигают полного развития. Вопрос «природа или воспитание?» означает: определяется ли постнатальное развитие опытом или все еще протекает по врожденной программе? Пока нет уверенности в ответе, но, судя по сравнительной нормальности реакций корковых клеток при рождении, можно сделать вывод, что нарушение их после депривации обусловлено в основном «порчей» связей, имевшихся к моменту рождения, а не невозможностью их формирования без индивидуального опыта. Второй важный вопрос касается причины этой порчи. На первый взгляд ответ казался почти очевидным. Предполагалось, что деградация связей обусловлена их неиспользованием. Эти предположения оказались неверными. В ходе опыта зашивали оба глаза сначала у новорожденного котенка, а потом у новорожденного детеныша обезьяны. Если бы нарушение реактивности корковых клеток, получающих входные сигналы от одного глаза, было обусловлено их бездействием, то отключение обоих глаз удвоило бы дефект; практически невозможно было бы обнаружить клетки, реагирующие на левый или правый глаз. На самом деле не получили ничего похожего на отсутствие клеточных реакций: после открытия глаз добрая половина клеток стриарной коры снова отвечала нормально, 1/4 клеток отвечала аномально и 1/4 клеток не реагировала вовсе. Невозможно предсказать судьбу корковой клетки в ситуации, когда был закрыт один глаз, если неизвестно, был ли при этом закрыт и другой. Дело обстоит так, как если бы клетка имела вначале две группы синаптических входов — два входных пути, по одному от каждого глаза, но при неиспользовании одного пути одерживает верх другой, завладевая территорией первого. При закрытии обоих глаз сморщивание клеток коленчатого тела не столь заметно, но здесь отсутствуют нормальные слои, которые можно было бы использовать для сравнения.
Восстановление Возможно ли восстановление нарушенной функции? Это исследовалось на обезьянах после открывания отключенного ранее глаза. Оказалось, что никакого или почти никакого физиологического восстановления не происходит, если глаз, закрытый на неделю или на больший срок, просто открыть и ничего более не делать. Даже спустя несколько лет кора оставалась приблизительно такой же аномальной, как и в момент открытия глаза Если же, открыв один глаз, закрывали другой, ранее открытый, то восстановление наблюдалось, но дншь в том случае, если обезьяна все еще находилась в критическом периоде. После окончания критического периода даже реверсия — закрытие другого глаза на несколько лет — не давала практически ничего, кроме незначительного восстановления структуры или функции. Способность обезьяны видеть не всегда соответствовала физиологическому состоянию зрительной коры. Без реверсии зрение в ранее закрытом глазу никогда не восстанавливалось. При реверсии зрение возвращалось и часто достигало почти нормального уровня, причем это происходило даже в случаях поздней реверсии, когда физиология первоначально закрытого глаза оставалась весьма аномальной. Окружающая среда и зрение Как влияют особенности условий жизни на формирование зрительной системы? Это один из аспектов экспериментов со зрительной депривацией. В одном из первых и наиболее интересных опытов ставился вопрос, будет ли содержание животного в условиях, позволяющих ему видеть полоски лишь одной ориентации, приводить к утрате клеток, чувствительных ко всем иным ориентациям. Были выполнены опыты, в которых котятам ежедневно в течение нескольких часов показывали чередующиеся черные и белые вертикальные полосы, все остальное время их содержали в темноте. Результатом было сохранение корковых клеток, реагирующих на вертикальные полосы, и резкое уменьшение числа клеток, предпочитающих другие ориентации. Неясно, перестали ли клетки с исходно промежуточными реакциями отвечать совсем или они сменили направление на вертикальное. Применение очков, позволявших котенку видеть одним глазом только вертикальные, а другим — только горизонтальные контуры в опытах Г. Хирша и Д. Спинелли (1971), привело к формированию зрительной коры, содержащей клетки с предпочтением вертикалей или с предпочтением горизонталей. Было найдено очень мало клеток, предпочитающих наклонные линии. Кроме того, на клетки, активируемые горизонтальными линиями, влиял лишь тот глаз, который подвергался раньше воздействию горизонтальных линий, а на клетки, возбуждаемые вертикальными линиями, — лишь глаз, подвергавшийся воздействию вертикальных линий. Другие интересные процедуры включали выращивание животных в темном помещении, в котором один или несколько раз в секунду вспыхивал яркий свет: он позволял животному увидеть, где оно нахо- 19* 292 I лава IV Психофизиология зритечыюго поснрнялия 8 Два 1 лаза 293
дится, но сводил к минимуму восприятие любого движения. Результатом этих экспериментов было уменьшение числа клеток, чувствительных к движению. В другой серии опытов животным показывали только движение полосок слева направо и получили в коре асимметричное распределение клеток, чувствительных к направлению движения. Длительное пребывание детеныша обезьяны в комнате, освещаемой лишь длинноволновым красным светом, не привело к какой-либо аномалии в функции цветокодирующих нейронов наружных коленчатых тел.
Наконец, появилось множество вопросов, которые всегда возникают у исследователей, изучающих пластичность нейронных систем. Например, содержат ли модифицируемые синапсы такие специальные нейромедиаторы или нейромодуляторы, как норадрена-лин, а также ацетилхолин или серотонин. Результаты этих исследований представляют большой интерес, так как в современной нейрофизиологии и нейрохимии накоплен большой экспериментальный материал о тонких механизмах пластических преобразований исходных нейронных реакций, опосредованных этими нейро-медиаторами. Искажения и перспектива Результаты исключительно интересных опытов исследователей, изучавших влияние сенсорной среды на формирование зрительного восприятия, находят подтверждение в реальной жизни людей и животных. Специальные эксперименты, которые выполняются психологами и этнографами, помогают в достаточно полной мере представить, как особенности жизненного уклада и среды обитания влияют на особенности восприятия зрительных образов внешнего мира. Наши комнаты почти всегда прямоугольные, и у многих предметов углы прямые. Кроме того, многие объекты, например, шоссейные и железные дороги, представляют собой длинные параллельные линии, сходящиеся в перспективе. Люди живут в зрительной среде, богатой признаками перспективы, указывающими на расстояние. Мы можем задать вопрос, будут ли возникать иллюзии, которые, по предположению, связаны с перспективой, у людей, живущих в другом окружении, где мало прямых углов и длинных параллельных линий? К счастью, были проведены некоторые исследования восприятия людей, живущих в подобной среде, и сделаны измерения их восприимчивости по отношению к такого рода рисункам. Представителями людей, живущих в «неперспективном» мире, являются зулусы. Их мир можно охарактеризовать как «культуру кру- га»: их жилища круглые, двери тоже круглые, они пашут свою землю не прямыми, а закругленными бороздами, и лишь немногие предметы их обихода обладают углами или прямыми линиями. Таким образом, зулусы для нас — идеальные испытуемые. Было обнаружено, что они испытывают «иллюзию стрелы» (иллюзию Лайера — Мюллера) лишь в небольшой степени, в то время как другие иллюзии у них почти совсем не возникают.
Было проведено наблюдение за людьми, живущими в дремучем лесу. Восприятие этих людей представляет интерес, так как они не видят предметов на большом расстоянии: в лесу практически отсутствуют свободные пространства. Когда этих людей вывезли из леса и показали объекты, расположенные на большом расстоянии, они воспринимали их не как удаленные, а как маленькие. У людей, живущих в условиях западной культуры, подобные искажения восприятия возникают, когда они смотрят с высоты вниз. По-видимому, непосредственный опыт — важный фактор в установлении зрительной оценки объектов. Ученые попытались подробнее изучить явление «иллюзии стрелы» у некоторых животных, в том числе у голубей и рыб. Методика опыта заключалась в том, что у животных вырабатывалась реакция выбора более длинной из двух предъявленных линий и, после того как эта реакция закреплялась, им предъявлялся рисунок со стрелами, древки которых были одинаковой длины. И голуби, и рыбы выбирали именно ту стрелу, которая всегда субъективно длиннее при их объективном равенстве. Таким образом, очевидно, что и животные также испытывают иллюзии. Для того, чтобы установить, что животные реагируют на длину древка стрелы, а не на длину всей фигуры, приходилось вырабатывать дифференцировки на линии, имеющие различную форму наконечников на обоих концах. Это нужно было для проверки того, что реакцию животных вызывает длина самих линий, а не общая длина фигуры. Свидетельства представителей тех культур, в которых мало символов перспективы (хотя им все же свойственны некоторые признаки перспективы, например те, которые возникают при движении, т.е. признаки «динамической перспективы»), показывают, что они испытывают лишь слабые иллюзии или же полностью лишены их, если признаки перспективы в рисунке едва намечены. Наблюдение над человеком, ослепшим в детстве, также обнаруживает, что иллюзии частично зависят от предварительного зрительного опыта. Факты, полученные в экспериментах над животными, свидетельствуют, что иллюзии свойственны не только перцептивной системе 294 Глава IV Психофизиология зрительного восприятия 9. Стереоскопическое зрение 295
in человека, но возникают также и при менее развитых глазах и мозге. Было бы интересно поместить животных в среду, лишенную признаков перспективы, а затем исследовать их иллюзии. Вполне вероятно, что иллюзий у них не будет. Фактически попытка провести такой эксперимент на рыбах была сделана в лаборатории автора. Но, к сожалению, эти рыбы погибли, хотя, вероятно, не из-за нарушения восприятия. В связи с тем, что мы сказали о людях других культур, следует добавить, что эти люди или совсем не рисовали или рисовали мало, и не фотографировали знакомых предметов. Вероятно, признаки перспективы используются только после накопленного опыта, после того как зрительные ощущения связываются с тактильными, и только тогда соответствующие признаки перспективы вызывают искажения величины при восприятии плоских изображений. Имеются некоторые доказательства того, что модели рисунков, о которых шла речь выше, вызывают нарушения восприятия величины и при оценке их на ощупь. Так, по-видимому, происходит и у слепых людей, ощупывающих подобные модели. Если будет доказано, что искажения в осязании возникают не только вследствие ограниченных сенсорных возможностей этой системы, тогда иллюзорные искажения будут отнесены к числу более общих и фундаментальных фактов, чем это предполагается сейчас.
9. Стереоскопическое зрение Механизм оценки удаленности, основанный на сравнении двух сетчаточных изображений, исключительно надежен, поэтому многие из нас даже не подозревают о его существовании. Изображения на сетчатках двумерны, а между тем мы видим мир трехмерным, объемным. И для человека, и для животных важна способность определять расстояние до объектов. Точно так же восприятие трехмерной формы предметов означает оценку относительной глубины. Человек обладает многими механизмами оценки глубины. Важным признаком удаленности служит параллакс движения — кажущееся смещение близких и более далеких предметов, если наблюдатель будет двигать головой влево и вправо или вверх и вниз. Если мы фокусируем взор на удаленном предмете, то расположенный дальше будет не в фокусе. Меняя форму хрусталика (изменяя аккомодацию), мы получаем возможность оценивать удаленность предметов. Управляя положением глаз или хрусталиком, можно оценить удаленность предмета. За исключением конвергенции и дивергенции, все остальные показатели, перечисленные до сих пор, являются монокулярными. Наиболее важный механизм восприятия глубины — стереопсис — зависит от совместного использования двух глаз. При рассматривании любой трехмерной сцены два глаза формируют несколько отличающиеся изображения на сетчатке. В этом легко убедиться, если смотреть прямо вперед и быстро наклонять голову из стороны в сторону примерно на 10 см или же поочередно и быстро закрывать глаза. Если перед вами плоский объект, вы не заметите разницы. Однако, если сцена включает предметы, расположенные на разном расстоянии, можно заметить существенные изменения в картине. В процессе стереопсиса мозг сравнивает изображения одной и той же сцены на двух сетчатках и с большой точностью оценивает относительную глубину (рис. 20). Предположим, наблюдатель фиксирует взором некоторую точку Р. Это утверждение эквивалентно тому, как если мы скажем: глаза направляются таким образом, чтобы изображения точки оказались в центральных ямках обоих глаз. Предположим теперь, что Q — это другая точка пространства, которая кажется наблюдателю расположенной на такой же глубине, что и Р. Пусть QlhQr изображения точки Q на сетчатках левого и правого глаза. В этом случае точки Q/. и Qr — корреспондирующие точки двух сетчаток. Очевидно, что две точки, совпадающие с центральными ямками сетчаток, будут корреспондирующими. Геометрически точка Q, оцениваемая наблюдателем как расположенная ближе, чем (2, будет давать на сетчатках две проекции — Q r и Q \. — в некорреспои-дирующих точках, расположенных дальше друг от друга, чем в том случае, если бы эти точки были корреспондирующими (эта ситуация изображена па правой части рисунка). Точно так же. если рассматривать точку, расположенную дальше от наблюдателя, то окажется, что ее проекции па сетчатках будут расположены ближе друг к другу, чем корреспондирующие точки. То, что сказано выше о корреспондирующих точках, — это частично определения, а частично утверждения, вытекающие из геометрических соображений. При рассмотрении этого вопроса учитывается также психофизиология восприятия, поскольку наблюдатель субъективно оценивает, дальше или ближе точки Р расположен объект. Все точки, которые, подобно точке Q (и, конечно, точке Р), воспринимаются как равноудаленные, лежат на гороптере — поверхности, проходящей через точки Р и Q, форма которой отличается как от плоскости, так и от сферы и зависит от нашей способности оценивать удаленность. Расстояния от центральной ямки F до проекций точки Q (Ql и Qr) близки, но не равны. Если бы они всегда были равны, то линия пересечения гороптера с горизонтальной плоскостью представляла бы собой круг. Предположим теперь, что мы фиксируем взглядом некоторую точку в пространстве и что в этом пространстве расположены два точечных источника света, которые дают проекцию на каждой сетчатке в виде световой точки, причем эти точки — пскорреспоп-дирующие: расстояние между ними больше, чем между корреспондирующими точками. Любое такое отклонение положения корреспондирующих точек называется диспарат-постыо. Если это отклонение в горизонтальном направлении не превышает 2° (0,6 мм па сетчатке), а по вертикали не больше нескольких угловых минут, то мы будем зрительно воспринимать одиночную точку в пространстве, расположенную ближе, чем та, которую мы фиксируем. Ксли же расстояния между проекциями точки будут не больше, а меньше, чем между корреспондирующими точками, то данная точка будет казаться расположенной дальше, чем точка фиксации. Наконец, в том случае, если вертикальное отклонение будет превышать несколько угловых минут или же горизонтальное будет больше 2°, го мы увидим две отдельные точки, которые, возможно, покажутся расположенными дальше или ближе точки фиксации..г)то основные принципы стереовоспри-ятия, которые были сформулированы еще в 1838 г. 296 Глава IV Психофизиология зрительного восприятия 9. Стереоскопическое зрение 297
Рис. 20. Изображение точек Р и О на сетчатке правого и левого глаза. Кажется почти невероятным, что до этого открытия никто, по-видимому, не отдавал себе отчета в том, что едва заметное различие в изображениях, проецируемых на сетчатки двух глаз, может способствовать отчетливому впечатлению глубины. Такой стереоэффект может сформировать за несколько минут любой человек, способный произвольно сводить и разводить оси своих глаз, или же тот, у кого есть карандаш и несколько небольших зеркал или призм (например, именно такие простые приемы отрабатываются при рассматривании многоплановых картинок из альбома Magic Eyes). Важным физиологическим фактом является то, что ощущение глубины (т.е. возможность видеть, дальше или ближе точки фиксации расположен рассматриваемый объект) возникает в тех случаях, когда два сетчаточных изображения несколько смещены относительно друг друга в горизонтальном направлении — раздвинуты или, наоборот, сближены (если по горизонтали это смещение не превышает примерно 2°, а вертикальное смещение близко к нулю. На этом основано действие стереоскопа, изобретенного Ч. Уитсто-ном в XIX в.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.100 (0.012 с.) |