Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распределенность энграммы по структурам мозгаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исследования, выполненные с использованием электрошоков, вызывающих развитие электрической судорожной активности, показывают сложную динамику перемещений активной энграммы по структурам мозга. Для понимания механизмов формирования следа памяти большое значение имеет локальное электрическое раздражение определенных структур мозга, которое позволяет получить модуляцию памяти при низких интенсивностях электрического раздражения. Действие таких токов затрагивает только активность нейронов, расположенных в непосредственной близости от стимулирующих электродов. Такой метод наиболее перспективен для получения данных о нейро-анатомической локализации энграммы. Американские психологи Дж. Мак-Го и П. Голд (1976) показали, что эффективность электрического раздражения, применяемого в одну и ту же мозговую структуру, изменяется в зависимости от интервала времени, прошедшего после обучения. Через разное время после обучения критичной для нарушения памяти становится стимуляция разных структур мозга. Было выдвинуто предположение о существовании нейронных систем, обеспечивающих кратковременную и долговременную память. Для идентификации таких нейронных систем были использованы локальные раздражения разных структур головного мозга: ретикулярной формации среднего мозга, гиппокампа, миндалины Стимуляция токами малой силы гиппокампа, миндалины, срединного центра у кошек или хвостатого ядра у крыс прерывает долговременную память для задач пассивного избегания. Раздражение ретикулярной формации связано с кратковременной памятью, хвостатого ядра — с кратковременной и долговременной, миндалины и гиппокампа — с долговременной. Кратковременная и долговременная память развиваются параллельно и обеспечиваются разными нейронными системами. Интересно, что некоторые исследователи относят энграмму в одно и то же время и к кратковременному, и к долговременному хранению. В опытах с экстирпациями различных участков мозга было показано участие разных областей в кратковременной памяти. Русский физиолог Е. Мордвинов (1982) заметил, что, хотя наиболее отчетливые и стойкие нарушения поведения животных были, связаны с разрушением префронтального неокортекса, тем не менее эффективными оказались и повреждения таких структур, как хвостатое ядро и другие базальные ядра, гиппокамп, септум, ядра таламуса, височная кора, ретикулярная формация среднего мозга. Использование методов электростимуляции подтвердило эти данные и позволило обнаружить ряд новых фактов, которые принципиально не могли быть получены путем разрушений или охлаждения мозговых образований. Выяснилось, что эффективность изолированного раздражения исследуемой зоны мозга (в смысле ухудшения правильности выполнения животным отсроченной задачи) различна в зависимости от того, в какой момент отсрочки производится раздражение. Нестабильность функциональной значимости одной и той же структуры мозга в различные моменты времени свидетельствует как о динамичности самого мнестического процесса, так и о существовании временного паттерна взаимодействий между отдельными мозговыми областями, определяемого наличием или отсутствием критической необходимости участия данной области мозга в различные моменты реализации мнестического процесса. Эти результаты показывают динамичность следа памяти и меняющееся функциональное значение разных областей мозга для процессов памяти в зависимости от интервала времени после обучения, через который происходит реализация энграммы.
Удаляя определенные участки мозга, исследователи пытались понять, как именно они связаны с процессами обучения и памяти. Результаты следующие: даже при экстирпации значительных участков мозга обучение происходило, а память нарушалась относительно мало. Именно поэтому К. Лешли (1933) пришел к выводу о том, что «памяти нигде нет, но в то же время она всюду». Более тонкие экстирпации, выполняемые в лабораторных условиях на животных и в клинике на мозге человека, дали много фактов о том, что удаление определенных областей мозга специфически влияет как на состояние старых энграмм, так и на способности к приобретению новых. Можно представить, что след памяти распределен по разным нейронам, находящимся в различных структурах, и его невозможно полностью «изъять». Например, в исследовании У. Пенфилда и А Перо (1969) отмечено, что удаление области коры, при стимуляции которой у людей развивались определенные воспоминания, не отражается на возможности вызывать те же самые воспоминания раздражением другой области коры.
136 Глапа II Психофизиолошяиамяш 2 Теории памяш 137
2.4.2. Распределенность энграммы по множеству элементов мозга Является ли феномен неассоциативного и ассоциативного обучения нейронов позвоночных и беспозвоночных животных уникальным, свойственным только определенным нервным клеткам и реализующимся только в исключительных условиях? Как показывают факты, приведенные в предыдущих разделах, многие нейроны беспозвоночных животных и многие нейроны разных структур мозга позвоночных животных демонстрируют явления ассоциативного обучения в той или иной форме — в виде истинного условного ответа или неспецифического псевдообусловливания. Из анализа научной литературы, посвященной данной тематике, следует, что обучаемость нейронов, которую исследуют при помощи методов регистрации суммарной активности, методом экстраклеточной и внутриклеточной регистрации — типичное событие в ЦНС позвоночных и беспозвоночных. Рассмотрим некоторые факты. В исследованиях Р. Доти (1969) изучались условные ответы при использовании в качестве условного стимула (УС) и безусловного стимула (БС) электрической стимуляции определенных областей мозга. Например, в одном из опытов в качестве УС применяли электрическую стимуляцию любой точки мозга, а в качестве БС — электрическое раздражение моторной коры (в этих опытах условный и безусловные стимулы подавались в разные области коры через макроэлектроды. В такой ситуации происходило формирование условного ответа. При формировании условных ответов развивается снижение порогов, но в зависимости от биологической значимости безусловного подкрепления это снижение может быть большим или меньшим Например, в опытах показано, что при сочетаниях электрической стимуляции зрительной коры с электрической стимуляцией моторной коры формируется условный ответ, который заключается в том, что при действии условного стимула происходит сгибание лапы. Для получения условного ответа к зрительной коре применяли ток силой в 0,55 мА. Когда тот же пункт зрительной коры применяли как УС, предваряющий действие электрошока, то эффективным оказывался ток силой в 0,2 мА. Этот опыт показывает, что мотивация в значительной мере влияет на кортикальную стимуляцию, но фундаментальным остается тот факт, что значительные изменения возбудимости коры получаются при сочетании практически любых двух точек мозга. За исключением мозжечка стимуляция любого пункта мозга может применяться в качестве условного раздражения. Это было про- демонстрировано в опытах на цыплятах, кошках, крысах, кроликах, морских свинках, собаках, макаках. Полученные данные свидетельствуют о том, что независимо от того, находится подвергающийся стимуляции элемент в неокортексе, базальном ганглии, таламусе, гипоталамусе, гиппокампе, мезэнцефалоне, доступ к другим стимулируемым структурам мозга открыт. Предполагается, что субстратом для условных стимулов могут быть наиболее возбудимые элементы мозга, но так как нет данных о различиях возбудимости различных областей мозга, а составляющих их элементах тем более, то можно считать, что эффективные для УС элементы могут быть во всех областях мозга.
Показано, что эффективность одного и того же пункта мозга, используемого в качестве УС, меняется в зависимости от частоты применяемой электрической стимуляции. Это явление специфичной и неспецифичной частоты еще не получило объяснения. При обсуждении вопроса о природе генерализации и дифференци-ровок при использовании в качестве условных и безусловных стимулов электрической стимуляции разных точек мозга, многие исследователи обращают внимание на тот факт, что животные способны отвечать по-разному на стимуляцию пунктов, расположенных в хвостатом ядре при расстоянии между стимулируемыми пунктами менее 1 мм. Такие же данные были получены и в экспериментах на 17-м поле зрительной коры макаки. Хорошо тренированные животные оказывались способными правильно отвечать в 90% случаев, когда расстояние между электродами, помещенными в 17-м поле, было от 1 до 3 мм. Кроме того, животные хорошо различали частоты электрической стимуляции (2 им/с от 10 им/с). Таким образом, предъявление двух любых электрических раздражений, локализованных в разных, а иногда и в одной зоне мозга, приводило к ассоциативному обучению. Конечно, при использовании методов регистрации нейронной активности представление о событиях, лежащих в основе такой феноменологии, значительно изменилось. Тем не менее, результаты таких работ заставляют думать о действии универсального биологического механизма, который объединяет два события, попадающих в допустимый интервал времени. В экспериментах, выполненных на клеточном уровне, демонстрируется возможность обучения многих нейронов при сочетании практически любых стимулов. Поэтому ин гересно рассмотреть некоторые исследования, в которых естественные стимулы при формировании условных ответов заменяли порою «бессмысленными» сочетаниями сигналов. Например, сенсо-сенсорные связи, выработанные по схеме «свет — звук», обнаружены у 25% нейронов зрительной коры и 51% нейронов 138 Глава II Психофизиология памяти 2 Теории памяти 139
ассоциативной (передняя часть супрасильвиевой извилины). Длительность хранения выработанной связи 15—20 мин. Были сформированы сенсо-сенсорные связи на нейронах миндалины и на нейронах коры, изолированной подрезкой от подкорковых образований. Условные ответы появлялись через 10—20 сочетаний, но были неустойчивы и вскоре самопроизвольно исчезали. Кажется вероятным, что вообще во многих работах, в которых применяется локальная стимуляция электрическим током или локальная стимуляция медиатором и проводятся сочетания таких стимулов, большая часть полученных результатов показывает формирование связей по типу сенсо-сенсорных. Ведь неизвестно, какова функциональная роль того или иного постсинаптического хемочув-ствительного участка и неизвестно, какой именно стимул был адекватным для запуска активности определенного участка электровозбудимой мембраны. Предыстория исследуемых областей, которые участвуют в формировании условного ответа, неизвестна. Тем не менее, хотя получаемые связи неустойчивы, многие исследователи считают, что время сохранения следовых эффектов в таких случаях слишком мало. Но сопоставление с результатами обусловливания, в котором применяют биологически значимые стимулы, не выявляет особенно сильных различий. Эти результаты демонстрируют удивительно высокую степень пластичности, Практически получается, что при предъявлении любых сочетаний возможно формирование условной связи. Например, в опытах Дж. О'Брайна и других ученых (1977) в качестве условного раздражения использовали антидромную стимуляцию аксонов нервных клеток моторной коры кошки, условным и дифференцировочным стимулом служили раздражения передних и задних конечностей. У отдельных корковых нейронов обнаружили ассоциативные перестройки активности, но при этом вовлекались еще многие нейроны.
Невозможно узнать что-либо определенное о локальных изменениях, происходящих в нейроне, который регистрировался в опыте. В экспериментах Барани и Фехера (1981) в качестве безусловного стимула применили антидромную стимуляцию пирамидного тракта, а в качестве условного — электрическое раздражение передней контра-латеральной лапы и интралатерального таламического ядра и контра-латеральной области моторной коры у кошки. После 60—159 сочетаний обнаружили увеличение ответов на УС, которое держалось в течение 3—23 мин. Это изменение обнаружили у 27% всех обследованных нейронов пирамидного тракта. Условные пластические изменения характеризовались специфичностью к ассоциированным раздражениям. Обнаружены изменения уровня МП, сопротивления мембраны, частоты разрядов. Применяли интервал между УС и БС менее 100 мс (при интервалах от 100 до 400 мс условные ответы не формировались). Эти опыты также не дали ничего определенного о локализации энграммы и механизмах формирования ее в' процессах обучения. Сейчас стало очевидным, что условные ответы организуются на уровне отдельных нервных клеток. Поэтому особенно усилилась тенденция к исследованию процессов обучения на самых разных моделях, воспроизводящих временные характеристики процесса обучения, но имеющих больше контролируемых факторов. Предположение о том, что формирование условного ответа связано с локальными изменениями, развивающимися на одном нейроне, вызвало целую серию работ, авторы которых пытаются УС или БС адресовать прямо в исследуемый нейрон, тем самым исключая из анализа причин развивающихся изменений целый ряд причин. Одним из первых исследований, в котором действие УС и БС максимально приблизилось к обучаемому нейрону, было исследование И. Буреша и О.Бурешовой (1970). В результате было обнаружено следующее: если предшествующий стимул, который может затрагивать или не затрагивать данный нейрон, будет постоянно сопровождаться эффективной электрической стимуляцией этого нейрона, то примерно 10% нейронов неокортекса, гиппо-кампа, таламуса, мезэнцефалической ретикулярной формации способны изменить свои свойства. Так, изменения возбудимости, часто связываемые с ассоциативным обучением, могут быть обнаружены только на одном нейроне.
Л.Л. Воронин (1970) показал, что на фоне длительной анодной поляризации нейроны сенсомоторной коры изменяют ответы на предъявляемые сенсорные стимулы. В качестве стимулов использовали звуковые тоны, щелчки, вспышки света. В опытах зарегистрировали 34 нейрона, из них 25 на фоне анодной поляризации начинали отвечать на УС, большая часть клеток приобретала свойства полисенсорности. Сочетания звуковых и тактильных стимулов с экстраклеточной поляризацией нейронов ретикулярной формации ствола мозга и гиппо-кампа у крыс вызывали УС только у 8—10% нейронов. В аналогичной экспериментальной ситуации на нейронах двигательной коры было обнаружено примерно 33% условных ответов. Условные реакции на ранее неэффективные стимулы обнаружены у 43% нейронов двигательной коры, когда условным и безусловным стимулом служили соответственно надпороговое и подпороговое для развития разрядов электрическое раздражение. Примерно такое же количество обучающихся нейронов обнаружено в поясной извилине, дорсо-латеральном и вентро-латеральном таламических ядрах. 140 Глава 11 Психофизиология памяти 2 Теории памяти 141
В исследовании Ф.И. Копытовой и М.Я. Рабиновича (1970) использовали поляризацию анодным током через регистрирующий микроэлектрод в качестве БС, а в качестве УС применяли звук. Регистрировали нейроны двигательной коры. На фоне поляризации предъявляли звуковой тон и дифференцировочный, который использовали только один раз. На фоне поляризации многие клетки отвечали на оба тона. Но после выключения поляризации в последействии у некоторых из них обнаружены реакции только на звук, который применяли в качестве УС. Условные ответы на звук сохранялись около 14 мин. В опытах Е.В. Русиновой (1978) в качестве УС применялось электрическое раздражение вентробазального комплекса ядер таламуса, в качестве БС применялась анодная поляризация. Интервал времени между УС и БС от 0 до 250 мс. Интересно, что наиболее выраженные изменения в ответах происходили через некоторое время после отмены раздражения. В опытах на нейронах имеется тенденция к прямой адресации применяемых стимулов к исследуемому нейрону, что связано с попытками подойти к проблеме локализации энграммы. Такие опыты помогают понять сущность процесса следообразования. В модельных экспериментах распространено применение микроионофоретической аппликации медиатора вместо одного из действующих стимулов. Например, в работе Б.И. Котляра и Ю.С. Овчаренко (1976) в качестве условного стимула применяется звук, а в качестве БС — микроаппликация АХ или глютамата. Эти опыты проводились на нейронах сенсомоторной коры. Было найдено довольно много обучающихся нейронов (33%), у которых повторное сочетание звука с медиатором вызывали формирование условного ответа. При контроле на псевдообусловливание при несинхронизированном предъявлении звука и медиатора иногда возникали изменения ответов на УС. Но есть существенные различия между изменениями, развивающимися вне сочетаний и при сочетаниях. Результаты одинаковы и для АХ и для глютамата. Контроль показывает, что изменения, развившиеся в результате предъявления УС-БС, имеют ассоциативную природу и не связаны с простой сенситиза-цией. Специфичность пластических изменений ассоциируемых раздражений доказывается меньшей эффективностью этих же раздражений во время псевдообусловливания. Аналогичные данные получены в работах других авторов. Еще большее приближение воздействующих стимулов к исследуемому нейрону достигнуто при использовании в качестве УС поляризации коры одиночным монополярным импульсом тока, а в качестве БС — микрофореза АХ. При сочетании поляризации с медиатором обучение обнаружено у 95% нейронов сенсомоторной коры. Установ- лено, что если псевдообусловливание предшествует сочетаниям, то только 34% нейронов демонстрирует формирование условных рефлексов. В наших опытах на изолированных клетках также обнаружено, что предварительная стимуляция нейронов сильно отражается на возможности их обучения. Удивляет такой высокий процент обучаемых нейронов — 95%! Правда, в экспериментах использован широкий набор межстимульных интервалов — от 300 до 1000 мс. По-видимому, получена важная характеристика пластичности нейронов сенсомоторной коры — ведь все исследованные нейроны продемонстрировали феномен «непосредственного обучения». Сравнительный анализ активности нейронов сенсомоторной коры при локальных и системных стимулах показал значительное сходство динамики развития процессов ассоциативного обучения. Доля нейронов с пластическими перестройками при системном воздействии и при локальных стимулах сильно отличается — при использовании естественных стимулов процент обучающихся нейронов значительно меньше. По-видимому, этот факт показывает, что прямая адресация УС и БС к исследуемому нейрону уже является достаточной предпосылкой для ассоциативной связи между действующими стимулами. В случае системного воздействия стимулы не всегда конвергируют на исследуемый нейрон, что значительно снижает уровень обучаемости нейронов. В одном из исследований в качестве УС и БС применяли микроаппликацию медиатора ацетилхолина (АХ)-БС, глютамат — УС. Включение УС предшествовало действию БС на 1—2 с. В контрольных экспериментах при несинхронизированном предъявлении медиатора отмечено лишь незначительное снижение амплитуды ответа на УС. Предъявляли 60—100 сочетаний УС-БС. Получены достоверные изменения ответов на действие УС. При перестановке порядка следования медиаторов не было отмечено достоверных изменений активности к действию УС. Следует специально отметить, что изменением реакции на один из стимулов не исчерпывается изменение функционального состояния постсинаптического нейрона. Это результат постепенного формированияи закрепления нового уровня хемочувст-вительности нейрона к определенному медиатору. Опыты, в которых использовали такую же ситуацию, как в экспериментах на изолированных нейронах, оказались успешными — они почти всегда приводили к формированию ассоциативной связи, независимо от того, использовались ассоциации двух медиаторов или медиатора и анодной поляризации. Причем интересным кажется тот факт, что с увеличением степени локализации повышается процент обучаемости клеток. 142 Глава II Психофизиология памяти 2 Теории памяти 143
Результаты рассмотренных в данном разделе работ показывают, что при удачном совпадении во время двух действующих стимулов происходит развитие ассоциативного обучения; обучение возможно не только при вовлечении многих элементов ЦНС в обработку сигналов, используемых в качестве УС и БС, но и при прямой адресации стимулов к исследуемому нейрону. Это приводит к сильному повышению уровня обучаемости нейронов. Последние из рассмотренных опытов выполнены на модели, в которой функцию естественных стимулов выполняют микроаппликации нейромедиаторов на нейрон, или же один из стимулов представлен микроаппликацией, а второй — поляризацией. Аналогичный путь исследований с целью подхода к проблеме локализации процесса ассоциативного обучения пройден на моллюсках — от полуинтактного препарата, в котором функцию УС и БС выполняют естественные стимулы, до экспериментов на изолированных нейронах, где в качестве УС и БС применяются микроаппликации нейромедиаторов и деполяризация нейрона через внутриклеточный микроэлектрод. Несмотря на доминирующее в наше время представление о ведущей роли пресинаптических структур в процессах обучения, последние данные показывают, что нет никаких оснований для отрицания роли постсинаптических и эндонейрональных процессов обучения. Сравнение результатов, полученных на полуин-тактных препаратах и на позвоночных животных показывает, что нет каких-либо критических отличий ни в параметрах используемой стимуляции, ни в наблюдаемой феноменологии, а последние эксперименты на изолированных клетках свидетельствуют о том, что в условиях максимально локализованной стимуляции нейронов позвоночных животных, находящихся в цепи, также возможно ассоциативное обучение, в основе которого лежат локальные изменения возбудимости мембраны. Например, в исследованиях С. Буди и других (1978) показано изменение сопротивления мембраны и возбудимости нейрона после обучения. Однако предположение об определяющей роли постсинаптических изменений в обучении подтверждается результатами некоторых работ, выполненных методами исследований ультраструктуры пре- и постсинаптических компонентов аксо-дендритных синапсов 5-го слоя сенсомоторной коры. Обнаружено, что число постсинаптических уплотнений достоверно возрастает после проведения сочетаний микрои-онофоретических аппликаций глютамата с норадреналином. Такие уплотнения храктерны только для ассоциативных применений медиаторов, при изолированных презентациях медиатора такие уплотнения не образуются. Авторы рассматривают эти результаты как доказательство участия постсинаптических образований в ассоциативном обучении нейрона. Все показатели, используемые при регистрации электрической активности нейронов, естественно, опираются на электрофизиологические характеристики изменений нейронной активности. Тенденция к рассмотрению электрофизиологического эквивалента обучения в качестве конечного результата, формирующегося на основе некоторых эндонейрональных процессов, прослеживается в работах многих исследователей. Предполагается, что для длительного сохранения энг-раммы достаточно устойчивого повышения проводимости синапсов, активированных в процессе обучения. Основываясь на интегративных функциях нейрона и рассматривая электрофизиологическую активность как результат конечной интеграции многих внутринеиронных процессов, на связи между регуляцией электрической активностью и генетическим аппаратом клетки, можно предположить, а на основе имеющихся данных утверждать, что ведущую роль в обучении играют перестройки постсинаптических участков мембраны, участков электровозбудимой мембраны и локусов пейсмекерной активности. Опыты доказывают, что ассоциативное обучение развивается у нейронов всех исследованных структур мозга. Если принять во внимание, что часть нейронов, по-видимому, должна была бы проявить отсроченное обучение, то процент обучающихся клеток увеличился бы еще больше. В проведенных на изолированных клетках опытах оказалось, что обучается практически любая выделенная клетка. Кроме того, эффект ассоциативного обучения зависит от локализации стимулов, от параметров стимуляции. Необходимо вспомнить о том, что ассоциативное обучение не единственно возможная форма. Например, привыкание, которое было подвергнуто пристальному изучению как в опытах на позвоночных животных, так и на человеке, на полуинтактных препаратах беспозвоночных животных, наконец, на изолированных нейронах, демонстрируется также на нейронах самых разных структур мозга, самых разных ганглиев беспозвоночных животных на разных ступенях эволюции. Изучение механизмов привыкания и локализации его энграммы прошло такой же сложный путь, как и ассоциативное обучение. Большое значение для понимания законов формирования нейронного пути во время обучения имеют работы с регистрацией латентного периода развития ответов на условный стимул до обучения и после обучения. Например, у нейронов моторной коры при сочетаниях УС-БС латентные периоды ответов увеличиваются более чем на 20 мс У клеток соматосенсорной коры после формирования условных ответов латентные периоды достигают 1200 мс. В слуховой коре и подкорковых системах кошки в процессе выработки условных рефлексов ЛП изменяется до 500 мс. При сочетаниях двух поляризационных точек коры 144 Глаиа II Психофизиология памяти 2 Теории памяти 145
также обнаруживается изменение ЛП развития условной реакции: у нейронов двигательной коры показано изменение ЛП от 20—30 мс до 150-200 мс. В работах Дж. Олдса и др. (1972) были показаны изменения противоположного направления — укорочение ЛП после формирования условного ответа. В опытах устанавливали жесткие критерии для отбора «обучающихся» нейронов разных структур мозга — к первично обучающимся относили нейроны, у которых условные ответы развиваются с ЛП до 20 мс, ко»вторично» обучающимся относили нейроны с ЛП до 80 мс. В соответствии с этим критерием отбора наибольший процент «первично обучающихся» клеток обнаружен в заднем ядре таламуса, внутреннем коленчатом теле. В таких структурах, как фронтальная кора, сенсомоторная кора, гиппокамп — процент «первично обучающихся» клеток менее высок. Поле СА(1) гиппокампа, тектум, латеральное коленчатое тело (ЛКТ), вентральное ядро таламуса, пе-редне-дорзальная часть ретикулярной формации среднего мозга отнесены по этим критериям к «необучающимся». Эти результаты говорят о том, что часть нейронов мозга в процессе обучения изменяет место в нейронной системе. Следовательно, в процессе обучения происходит реорганизация нейронных систем. К аналогичному выводу приходят на основании своих исследований Дж. Дистерхофт и Дж. Олдс (1972). Они предполагают, что в начальный период обучения условный стимул связан с определенными проводящими путями, а потом он начинает иррадиировать. При этом развивается изменение эффективности синаптической передачи между пунктами, на которые действуют условный и безусловный стимулы. В основе экспериментального доказательства этой гипотезы также лежит измерение латентных периодов развития ответа на действующий условный стимул в начале и конце обучения. Изменение латентных периодов в процессе обучения у нейронов, принадлежащих разным структурам мозга, продемонстрировано в работах многих исследователей, причем найдены как структуры, для которых показаны укорочения ЛП, так и структуры, для которых ЛП удлиняются.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.10.134 (0.012 с.) |