Содержание книги

  1. Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон. Творческое и критическое мышление.
  2. Де боно: латеральное-нешаблонное и нелатеральное-шаблонное
  3. Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи
  4. Эмпирические описания творческой личности.
  5. Исследование мышления как деятельности личности
  6. Потребностно-мотивационной регуляции мыслительной деятельности субъекта
  7. Мотивация изменяет структуру мыслительной деятельности. Структурирующая ф-я мотива.
  8. Структурирующая функция мотива
  9. Осязательная активность при решении задач как индикатор бессознательной работы.
  10. Эмоциональная регуляция мышления.
  11. Эмоциональная активация в структуре решения задачи
  12. Функция эмоциональной активации
  13. Эмоции и невербализованный смысл
  14. Патологические лгуны. Богатая, незрелая фантазия, чтобы привлечь внимание к себе.
  15. Предпринимались попытки установить связь между интеллектом и творческими способностями у детей 11-12 лет.
  16. Тесты Торранса делятся на 2 типа: вербальные и образные.
  17. Симпсон: креативность – способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Гилфорд, Торранс.
  18. Эмоциональное мышление можно разделить на
  19. Гольдштейн: конкретное и абстрактное
  20. Работа ума полководца – превращение сложного в простое.
  21. Логико-понятийное мышление. Вербально-логическое.
  22. Речевое мышление. Основные подходы к исследованию
  23. Эксперимент Выготского-Сахарова.
  24. Различные виды речи. рубинштейн
  25. Электрографические исследования внутренней речи.
  26. Человеческое мышление начинается тогда, когда мы разделяем 2 этих фазы: разделение труда и речь.
  27. Человеческое мышление начинается тогда, когда мы разделяем 2 этих фазы: разделение труда и речь.
  28. Испытуемый: но меня там не было. Как Я могу ответить на такой вопрос.
  29. Стадия: сенсомоторный, довербальный интеллект: от 0 до 1.5-2лет
  30. Психологический анализ диалогического решения (в процессе решения задачи)
  31. Методы повышения эффективности мыслительной деятельности человека
  32. Мотивация изменяет структуру мыслительной деятельности. Структурирующая ф-я мотива.
  33. Результаты и выводы по всему направлению


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты и выводы по всему направлению



Мышление рассматривается как внутреннее действие (акт). Основная специфика мышления – его целенаправленность (телеологический подход). Однако мышление рассматривается в первую очередь как репродуктивное. Выдвигается принцип деятельности (особый вид деятельности души).

Анализ направления в соотнесении с другими направлении

Теория вюрцбургской школы развивалась в полемике с ассоцианизмом. Считали, что человек мыслит не отдельными представлениями, а ячейками, связями, смыслами.

 

Идеи Вюрцбургской школы были развиты в работах О. Зельца, понимавшего мышление как функционирование интеллектуальных операций.

54.Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме

1. Название направления, представители:

Бихевиоризм (Джон Уотсон, толмен, вудвортс, торндайк.

2. Предмет исследования: поведение

3. Методы изучения, описать специфику:

Эксперимент с фиксацией внешне наблюдаемых реакций. Фиксация состоит в построении кривой научения, где рассматривается зависимость эффективности от количества проб.  Чем меньше проб, тем больше ошибок.

Понимание мышления и объяснение его механизмов

Мышление – это процесс как цепь реакций в ответ на проблемную ситуацию.

Мышление – это особый вид поведения. Мышление рассматривается как форма приспособительного поведения.

Методом проб и ошибок образуется навык. Испытуемые повторяют движение до первого удачного опыта, он закрепляется в виде навыка.

Торндайк изучал поведение животных в проблемной клетке. Кошки хаотично бегали по клетке, до тех пор пока случайно не наступали на кнопку, и дверь открывалась.

По торндайку, мышление – навык, который формируется путем проб и ошибок. Животные не умеют мыслить, не приходят к умозаключениям.

Навык – заученное и приобретенное действие.

 

Необихевиоризм. Толмен.

По толмену – мышление – речевое поведение. 3 основные формы мышления:

-простое развертывание речевых навыков

-решение неновых задач, которые редко встречаются

-решение новых задач, требующих словесное решение.

 

Толмен вводит понятие промежуточная карта – внутренняя активность субъекта, который изменяет реакцию на стимул.

Мышление – особый вид поведения, целенаправленный, активный процесс.

 

Задача решается не на основе прошлого опыта, а решение определяется структурой задач.

В качестве когнитивной переменной могут выступать познав процессы, цели, ожидания, готовность, план, предрасположение.

 

Исследование толмен: эксперимент с крысой и лабиринтом.

Закон йеркса-додсона – результаты решения задачи при средней мотивации лучше. При сильной мотивации ухудшаются. Удары тока крысам.

Существует оптимум мотивации – при кот деят выполняется лучше всего.

 

Связь с другими теориями: не учитывает субъекта,

От необихевиоризма идет когнитивная теория. Понятие когнитивной карты.

 

55. Проблема мышления в гештальтпсихологии

1. Название направления, представители:

Гештальт-психология (Дункер, Вертгаймер, Келер, Майер, Секкей)

Предмет исследования

Целостные образования (гештальты)

Гештальт – целостная структура

 

Предмет психологии мышления – продуктивное мышление. Решения нет в прошлом опыте. Надо найти новые способы решения.

Мышление – процесс переструктурирования проблемной ситуации через инсайт.

Инсайт – структурирование проблемной ситуации, определенная целостная организация.

 

Особенности задач:

1) задачи должны быть совсем новые для человека, в решении которых у него нет опыта.

2) задачи, требующие нарисовать рисунок

 

Метод: задач и рассуждение вслух.

 

Этапы по дункеру:

-проникновение в конфликт – рассогласованность между средствами и целью. Слово слишком.

-нахождение функционального решения через инсайт. Нахождение общего принципа.

-окончательное решение.

К.Дункер и М.Вергаймер впервые проследили в экспериментальных условиях динамику развертывания продуктивного мышления - стадии решения творческой задачи. При этом испытуемый должен был рассуждать вслух. Наиболее известной стала задача Дункера с Х-лучами (1945). «Дано: у человека неоперабельная опухоль желудка. Мы знаем, что если использовать определенные лучи достаточной интенсивности, то опухоль может быть разрушена. Проблема состоит в том, как применить эти лучи требуемой силы, чтобы они не повредили здоровые ткани, окружающие опухоль?».  

3 варианта ответов:

- устранение контакта между лучами и здоровыми тканями – ведение по пути, свободному от тканей, вывести желудок наружу

- Понижение чувствительности здоровых тканей

- Понижение интенсивности лучей на пути через здоровые ткани

 

В полученных методом рассуждения вслух протоколах К.Дункер выделил  функционально различные стадии:

· анализ материала, - «первичный гештальт», то есть целостное представление о проблемной ситуации.

· понимание (осознание) конфликта, «Воздействующие лучи должны быть одновременно и высокой интенсивности (достаточной для разрушения опухоли), и слабой интенсивности (здоровые ткани нельзя травмировать)».

· нахождение функционального решения, мгновенное («инсайтное») осознание принципа решения. Механизм инсайта объясняется, спонтанным переструктурированием проблемной ситуации. В этом поле возникают новые функциональные значения элементов задачи.

· нахождение окончательного решения. «Нужно использовать линзу!» - звучит окончательный ответ.

Гештальт. Секкей

Ввел понятие функциональная фиксированность – за объектом закрепляются ф-и, которые препятствуют переструктурированию. Невозсожность абстрагироваться от прошлого опыта.

проблема соотношения знания и мышления. далеко не все лица, обладающие знаниями, достаточными для решения задачи, способны использовать эти знания продуктивно.

на столе много разных предметов, среди которых были деревянная призма и планка. Планку клали на грань призмы, так, чтобы она находилась в равновесии.

3 серии:

1. вопрос: как сделать так, чтобы спустя несколько минут один конец планки автоматически опустился.

Решение должно было быть следующим: взять свечу, расплавив с помощью спичек один ее конец, прилепить ее к планке, затем любым набором предметов, положенным на другой конец планки уравновесить свечу. Нужно зажечь свечу, сгорая, она будет терять вес и конструкция выйдет из состояния равновесия. Здесь, как пишет автор, цель состояла в том, чтобы создать изобретение.  

2. Для другой группы испытуемых на столе стояла призма с лежащей на ней планкой. На одном ее конце была горящая свеча. Конструкция находилась в состоянии равновесия.

Задача – предсказать, что произойдет.

3. Третья группа испытуемых наблюдала эту ситуацию и видела, как равновесие стало нарушаться.

цель – дать объяснение происходящему.

Результаты: Оказалось, что специфика каждого из вариантов постановки цели определяет не только траекторию движения мыслительных процессов, но и их эффективность:

- легче всего испытуемые справлялись с заданием «объяснить»,

- труднее было «предсказать»,

- а цель «изобрести» (создать, сотворить) достигли только очень немногие.

 

функциональное отношение между научением, знанием и мышлением.

 

Эксперимент с тележкой на наклонной плоскости, нити и грузу, который привязан к тележке и опущен в сосуд с водой. Есть пипетка. Что можно сделать с помощью пипетки, чтобы тележка поднялась вверх. Ответ: оттянуть воду пипеткой.

Перед этим учили закон архимеда. Эксперимент с железным и деревянным грузом. Ответ быстрее приходит при деревянном грузе, так как есть эмпирический опыт, что дерево легче и оно всплывает на воде.

Не все испытуемые, способные воспроизвести словесно формулировку закона, могут использовать это знание в решении задач.

Само по себе знание не обуславливает решение творческой задачи.

 

Келер – двухфазные задачи.

 

 

Выделяются умные и глупые ошибки. Умная ошибка – правильно осуществлён первый этап, но неправильно проведена реализация функционального решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.107 (0.008 с.)