Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты и выводы по всему направлению↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мышление рассматривается как внутреннее действие (акт). Основная специфика мышления – его целенаправленность (телеологический подход). Однако мышление рассматривается в первую очередь как репродуктивное. Выдвигается принцип деятельности (особый вид деятельности души). Анализ направления в соотнесении с другими направлении Теория вюрцбургской школы развивалась в полемике с ассоцианизмом. Считали, что человек мыслит не отдельными представлениями, а ячейками, связями, смыслами.
Идеи Вюрцбургской школы были развиты в работах О. Зельца, понимавшего мышление как функционирование интеллектуальных операций. 54.Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме 1. Название направления, представители: Бихевиоризм (Джон Уотсон, толмен, вудвортс, торндайк. 2. Предмет исследования: поведение 3. Методы изучения, описать специфику: Эксперимент с фиксацией внешне наблюдаемых реакций. Фиксация состоит в построении кривой научения, где рассматривается зависимость эффективности от количества проб. Чем меньше проб, тем больше ошибок. Понимание мышления и объяснение его механизмов Мышление – это процесс как цепь реакций в ответ на проблемную ситуацию. Мышление – это особый вид поведения. Мышление рассматривается как форма приспособительного поведения. Методом проб и ошибок образуется навык. Испытуемые повторяют движение до первого удачного опыта, он закрепляется в виде навыка. Торндайк изучал поведение животных в проблемной клетке. Кошки хаотично бегали по клетке, до тех пор пока случайно не наступали на кнопку, и дверь открывалась. По торндайку, мышление – навык, который формируется путем проб и ошибок. Животные не умеют мыслить, не приходят к умозаключениям. Навык – заученное и приобретенное действие.
Необихевиоризм. Толмен. По толмену – мышление – речевое поведение. 3 основные формы мышления: -простое развертывание речевых навыков -решение неновых задач, которые редко встречаются -решение новых задач, требующих словесное решение.
Толмен вводит понятие промежуточная карта – внутренняя активность субъекта, который изменяет реакцию на стимул. Мышление – особый вид поведения, целенаправленный, активный процесс.
Задача решается не на основе прошлого опыта, а решение определяется структурой задач. В качестве когнитивной переменной могут выступать познав процессы, цели, ожидания, готовность, план, предрасположение.
Исследование толмен: эксперимент с крысой и лабиринтом. Закон йеркса-додсона – результаты решения задачи при средней мотивации лучше. При сильной мотивации ухудшаются. Удары тока крысам. Существует оптимум мотивации – при кот деят выполняется лучше всего.
Связь с другими теориями: не учитывает субъекта, От необихевиоризма идет когнитивная теория. Понятие когнитивной карты.
55. Проблема мышления в гештальтпсихологии 1. Название направления, представители: Гештальт-психология (Дункер, Вертгаймер, Келер, Майер, Секкей) Предмет исследования Целостные образования (гештальты) Гештальт – целостная структура
Предмет психологии мышления – продуктивное мышление. Решения нет в прошлом опыте. Надо найти новые способы решения. Мышление – процесс переструктурирования проблемной ситуации через инсайт. Инсайт – структурирование проблемной ситуации, определенная целостная организация.
Особенности задач: 1) задачи должны быть совсем новые для человека, в решении которых у него нет опыта. 2) задачи, требующие нарисовать рисунок
Метод: задач и рассуждение вслух.
Этапы по дункеру: -проникновение в конфликт – рассогласованность между средствами и целью. Слово слишком. -нахождение функционального решения через инсайт. Нахождение общего принципа. -окончательное решение. К.Дункер и М.Вергаймер впервые проследили в экспериментальных условиях динамику развертывания продуктивного мышления - стадии решения творческой задачи. При этом испытуемый должен был рассуждать вслух. Наиболее известной стала задача Дункера с Х-лучами (1945). «Дано: у человека неоперабельная опухоль желудка. Мы знаем, что если использовать определенные лучи достаточной интенсивности, то опухоль может быть разрушена. Проблема состоит в том, как применить эти лучи требуемой силы, чтобы они не повредили здоровые ткани, окружающие опухоль?». 3 варианта ответов: - устранение контакта между лучами и здоровыми тканями – ведение по пути, свободному от тканей, вывести желудок наружу - Понижение чувствительности здоровых тканей - Понижение интенсивности лучей на пути через здоровые ткани
В полученных методом рассуждения вслух протоколах К.Дункер выделил функционально различные стадии: · анализ материала, - «первичный гештальт», то есть целостное представление о проблемной ситуации. · понимание (осознание) конфликта, «Воздействующие лучи должны быть одновременно и высокой интенсивности (достаточной для разрушения опухоли), и слабой интенсивности (здоровые ткани нельзя травмировать)». · нахождение функционального решения, мгновенное («инсайтное») осознание принципа решения. Механизм инсайта объясняется, спонтанным переструктурированием проблемной ситуации. В этом поле возникают новые функциональные значения элементов задачи. · нахождение окончательного решения. «Нужно использовать линзу!» - звучит окончательный ответ. Гештальт. Секкей Ввел понятие функциональная фиксированность – за объектом закрепляются ф-и, которые препятствуют переструктурированию. Невозсожность абстрагироваться от прошлого опыта. проблема соотношения знания и мышления. далеко не все лица, обладающие знаниями, достаточными для решения задачи, способны использовать эти знания продуктивно. на столе много разных предметов, среди которых были деревянная призма и планка. Планку клали на грань призмы, так, чтобы она находилась в равновесии. 3 серии: 1. вопрос: как сделать так, чтобы спустя несколько минут один конец планки автоматически опустился. Решение должно было быть следующим: взять свечу, расплавив с помощью спичек один ее конец, прилепить ее к планке, затем любым набором предметов, положенным на другой конец планки уравновесить свечу. Нужно зажечь свечу, сгорая, она будет терять вес и конструкция выйдет из состояния равновесия. Здесь, как пишет автор, цель состояла в том, чтобы создать изобретение. 2. Для другой группы испытуемых на столе стояла призма с лежащей на ней планкой. На одном ее конце была горящая свеча. Конструкция находилась в состоянии равновесия. Задача – предсказать, что произойдет. 3. Третья группа испытуемых наблюдала эту ситуацию и видела, как равновесие стало нарушаться. цель – дать объяснение происходящему. Результаты: Оказалось, что специфика каждого из вариантов постановки цели определяет не только траекторию движения мыслительных процессов, но и их эффективность: - легче всего испытуемые справлялись с заданием «объяснить», - труднее было «предсказать», - а цель «изобрести» (создать, сотворить) достигли только очень немногие.
функциональное отношение между научением, знанием и мышлением.
Эксперимент с тележкой на наклонной плоскости, нити и грузу, который привязан к тележке и опущен в сосуд с водой. Есть пипетка. Что можно сделать с помощью пипетки, чтобы тележка поднялась вверх. Ответ: оттянуть воду пипеткой. Перед этим учили закон архимеда. Эксперимент с железным и деревянным грузом. Ответ быстрее приходит при деревянном грузе, так как есть эмпирический опыт, что дерево легче и оно всплывает на воде. Не все испытуемые, способные воспроизвести словесно формулировку закона, могут использовать это знание в решении задач. Само по себе знание не обуславливает решение творческой задачи.
Келер – двухфазные задачи.
Выделяются умные и глупые ошибки. Умная ошибка – правильно осуществлён первый этап, но неправильно проведена реализация функционального решения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.84 (0.007 с.) |