Тесты Торранса делятся на 2 типа: вербальные и образные. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесты Торранса делятся на 2 типа: вербальные и образные.



Креативность оценивается по показателям беглости, гибкости, оригинальности и совершенству; вводится также и обобщенная шкала творческих способностей.

Вербальные тесты: «Спроси и догадайся» (предъявляется рисунок призрачной «эльфоподобной» фигурки, нужно задать по этой картинке как можно больше вопросов, придумать как можно больше причин этого события, перечислить все возможные последствия), «Совершенствование продуктов» (предъявляется рисунок надувного игрушечного слона, нужно предложить возможные изменения этой игрушки, чтобы детям было интереснее с ней играть) и др.

Образные тесты: «Создание картин» (нужно вырезать овальный кусок ярко раскрашенной бумаги, нужно прикрепить его к листу, добавить другие элементы, чтобы получилась картина),. Составить рассказ по рисунку. «Дополнение рисунков» (нужно завершить неполные рисунки, чтобы получились некоторые оригинальные объекты).

 

8.. Тест Барона: стимул – набор черно-белых чернильных рисунков, испытуемый должен указать, какие из них ему больше нравятся. Барон показал, что предпочтение сложных стимулов положительно коррелирует с рядом черт, характерных для творческой личности: беглостью речи, импульсивностью, независимостью суждений, оригинальностью и широтой интересов.

 

Заслуга обобщения всех этих исследований принадлежит Гилфорду, который выделил 2 типа мышления:

· Конвергентное, необходимое для нахождения единственного точного решения задачи с помощью уже имеющихся знаний и логического рассуждения.

· Дивергентное, благодаря которому возникают оригинальные решения. Решение ищется по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.

Творческим личностям обычно свойственно дивергентное мышление. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

 

Д.Б. Богоявленская установила связь между интеллектом и креативностью следующим образом. Единица анализа творчества – интеллектуальная активность.

Мерой интеллектуальной активности служит интеллектуальная инициатива.

Интеллектуальная инициатива – это продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими, ни внешними нуждами или субъективной отрицательной оценкой работы.

Интеллектуальная активность – это не стимулированное продолжение мышления.

 

Она выделяет уровни интеллектуальной активности, различные по уровню креативности в них:

1. Стимульно-продуктивный уровень (также его называют пассивным): умственная деятельность на этом уровне определяется действием внешнего стимула. Внутренний источник стимула отсутствует.

Пример: при добросовестной и энергичной работе испытуемый остается в рамках одного способа действия.

Это уровень действия социального индивида.

Также этот уровень соответствует современному понятию «умственная одаренность».

2. Эвристический уровень: проявление в той или иной степени интеллектуальной активности, не стимулированной ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворенности результатами деятельности. Испытуемый владеет надежным способом решения, на основе которого открывает новые оригинальные способы. Но интеллектуальная активность «эвриста» имеет предел, т.к. он останавливается на достигнутом. Новая закономерность оценивается с точки зрения практического приложения к выполнению прежней задачи. В отличие от стимульно-продуктивного уровня здесь наблюдается наличие интеллектуальной инициативы.

3. Креативный уровень: здесь тоже проявление интеллектуальной активности, не стимулированной внешними факторами, но обнаруженные закономерности становятся самостоятельной проблемой, ради которой испытуемый готов прекратить предложенную в эксперименте деятельность.

Испытуемые – креативы нередко просят позволить подумать над происходящим во время эксперимента.

Решение их собственной проблемы (по их убеждению) становится более важным, чем успех в эксперименте.

Качественная особенность интеллектуальной активности таких испытуемых: самостоятельность, не стимулированная извне постановка проблемы.

На этом уровне наблюдается феномен познавательного целеполагания – постановка новой проблемы, на решение которой направлена познавательная деятельность испытуемого.

 

 

16.Общая характеристика тестов для измерения уровня развития интеллекта

Оценка интеллекта.

-тест бине, симона – оценивал умственные способности школьников. Критерии – быстрота выполнения заданий.

Вычислял умственный возраст ребенка.

Коэффициент интеллекта IQ - отражающий связь между умственным и хронологическим возрастом. УВ делим на ХВ.

Концепция такого коэффициента основана на представлении о том, что нормальный ребенок -это такой ребенок, у которого умственный возраст соответствует хронологическому.

коэффициент для десятилетнего ребенка:

IQ = УВ/ХВ =  120мес / 120мес = 1*100 баллов1

 

Распределение интеллекта. Ввел Термен.

Нормальное. Кривая «нормального» распределения интеллекта. Видно, что примерно у 70% всех лиц IQ лежит в пределах от 84 до 116 баллов (т.е. в пределах одного стандартного отклонения ет от среднего IQ, равного 100); видно также, что лишь около 2% населения страдает умственной отсталостью (IQ < 70).

У этого метода остается все же один недостаток. Начиная с определенного хронологического возраста становилось уже непонятно, чему соответствует умственный возраст. Оказалось, что после 20-25 лет IQ, рассчитанный по умственному возрасту, уже теряет смысл.

Для того чтобы устранить этот недостаток, в 40-х годах были разработаны таблицы IQ на основании результатов, полученных при тестировании представителей каждой возрастной группы.

 

1. Тесты для оценки интеллекта появились еще в начале 20 века, когда французское правительство поручило Бине составить шкалу интеллектуальных способностей для школьников. Задача Бине заключалась в том, чтобы правильно распределить школьников по ступеням обучения в зависимости от их «интеллекта».

Регистрация быстроты выполнения заданий. Для детей.

 

2. тест стэндфорд-Бине для взрослых. Солдаты.

 

3.. Тест Векслера: объединил 2 теста.

набор вербальных и невербальных заданий

одинаковый для всех возрастов.

Основой для оценки служило число правильных ответов, которое давал испытуемый.

Оно сравнивалось со средним числом для соответствующей возрастной группы, что позволяло достаточно просто перейти к IQ.

В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стэнфорд-Бине и шкалы Векслера.

 

Каждый раз необходимо учитывать, какой тип интеллекта исследуется и насколько связаны между собой, с одной стороны, способы решения повседневных пробл ем, а с другой – нахождение аналогий, решений головоломок или геометрические построения, особенно тогда, когда эти задания должны быть выполнены за ограниченное время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.249.77 (0.008 с.)