Эмоции и невербализованный смысл 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоции и невербализованный смысл



Тихомиров и Васильев:

Гипотеза о тесной связи интеллектуальных эмоций с процессами, происходящими на неосознанном и невербализованном уровне.

Методика: циклография - одновременная регистрация осязательной активности, речевого рассуждения и психофизических индикаторов эмоциональной активности.

В экспериментах испытуемые не называют своих эмоциональных состояний. О возникновении эмоций свидетельствуют восклицательные междометия, интонации, вегетативные сдвиги.

Инструкция в словесных отчетах: осознание качества и интенсивности эмоциональных состоянии, а также их связи с определенными этапами процесса решения задач.

Ограниченность метода: позволяет фиксировать лишь осознанные, выраженные в значениях эмоции, которые являются продуктом специальной работы испытуемых по классификации и категоризации пережитых ими ранее состояний.

Результаты: условием возникновения интеллектуальных эмоций является развитие невербализованных операциональных смыслов элементов. Эмоциональные предвосхищения включены в процесс формирования гипотез, усмотрение взаимодействий.

Для периодов получения промежуточных результатов характерно запаздывание эмоциональных оценок.

Вывод: интеллектуальные эмоции подготавливаются в ходе развития операциональных смыслов элементов ситуации и возникают, когда эти смыслы приобретают содержание, соответствующее определенным характеристикам конечной цели.

Разитие операциональных смыслов происходит в двух формах: верблизованной и невербализованной, переходящих одна в другую. Интеллектуальные эмоции опосредуют переход от невербализованых психических отражений к вербализованным.

 

Т.о. 2 типа перехода от невербализованного отражения к вербализованному:

1. Без опосредующего включения эмоциональной активации (изменение формы отражения без изменений в мотивационной сфере).

2. Превращение невербализованных отражений в вербализованные опосредствовано включением эмоциональных механизмов.

 

Эмоция сигнализирует о личностном смысле. Экспериментальные данные показали, что в ходе решения задачи происходят превращения невербализованых операциональных смыслов в личностные.

 

Изучалась эмоциональная регуляция деятельности в условиях различной мотивации этой деятельности. Мотивация влияет на эмоциональную насыщенность деятельности.

Эксперименты Кулюткина:

Гипотеза: взаимодействие положительных и отрицательных эмоций.

Выводы: Эмоциональная оценка вырабатывается с точки зрения общего замысла решения. Отрицательная эмоциональная оценка возникает только тогда, когда не воплощается замысел решения целиком.

 

Эксперименты Копиной:

Сравнивала 3 структуры деятельности:

· С доминированием внешнего мотива

· С доминированием внутреннего мотива

· С доминированием внутреннего качественно-процессуального мотива

Этим 3 структурам свойственны разные типы эмоциональной регуляции. Роль эмоциональных процессов возрастает при переходе от первого к третьему варианту. Причиной этому является значимость отдельных периодов в данных типах деятельности.

 

 

12.Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях

 

когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего.

1) когнитивный стиль — это структурная характеристика познавательной сферы, свидетельствующая об особенностях ее организации

2) когнитивный стиль — это индивидуально-своеобразные способы получения когнитивного продукта, т. е. инструментальная характеристика интеллектуальной деятельности,

3) когнитивный стиль, это биполярное измерение, в рамках которого каждый когнитивный стиль описывается за счет обращения к двум крайним формам интеллектуального поведения (в виде полезависимости/поленезависимости, импульсивности/рефлективности и т. д.);

4) индивидуальные познавательные качества способствуют эффективной индивидуальной адаптации;

5) когнитивный стиль — это устойчивая характеристика субъекта, стабильно проявляющаяся на разных уровнях интеллектуального функционирования и в разных ситуациях;

6) когнитивный стиль — это предпочтение определенного способа интеллектуального поведения (т. е. субъект в принципе может выбрать любой способ переработки информации, однако он непроизвольно или произвольно предпочитает какой-либо определенный способ восприятия и анализа происходящего, в наибольшей мере соответствующий его психологическим возможностям).

Холодная: Когнитивные стили (параметрический подход)
1. Полезависимость/поленезависимость. задачи обнаружения простой детали в сложном геометрическом изображении. методика стержень-рамка. Методика включенные фигуры.

2. Узкий/широкий диапазон эквивалентности. ориентации на черты сходства или черты различия объектов. в экспериментах на свободную классификацию объектов было обнаружено, что некоторые испытуемые разделяют объекты на много групп, имеющих малый объем (узкий диапазон эквивалентности), другие же испытуемые образуют мало групп, имеющих большой объем (широкий диапазон эквивалентности). чем больше групп объектов выделяется в условиях их категоризации, тем выше понятийная дифференциация.

3.  Узость/широта категории. Таким образом, узкие категоризаторы склонны специфицировать свои впечатления и ограничивать область применения определенной категории, тогда как широкие категоризаторы, напротив, склонны подводить под одну категорию большое число подтверждающих ее примеров.

4. Ригидный/гибкий познавательный контроль. степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорно-перцептивным в силу низкой степени их автоматизации, тогда как гибкий — об относительной легкости такого перехода в силу высокой степени их автоматизации

5. Толерантность/нетолерантность к нереалистическому опыту. Толерантность к нереалистическому опыту предполагает возможность принятия впечатлений, не соответствующих или даже противоречащих имеющимся у человека представлениям, которые он оценивает как правильные и очевидные.

6. Фокусирующий/сканирующий контроль. особенности распределения внимания, которые проявляются в степени широты охвата различных аспектов отображаемой ситуации, а также в степени учета ее релевантных и нерелевантных признаков. одни испытуемые оперативно распределяют внимание на множество аспектов ситуации, выделяя при этом ее объективные детали (полюс широкого, или сканирующего, контроля). Внимание других испытуемых, напротив, оказывается поверхностным и фрагментарным, при этом оно фиксирует явные, бросающиеся в глаза характеристики ситуации (полюс узкого, или фокусирующего, контроля).

7. Сглаживание/заострение. к особенностям хранения в памяти запоминаемого материала. У «сглаживателей» сохранение материала в памяти сопровождается его упрощением, потерей деталей, выпадением тех или иных фрагментов. Напротив, в памяти «заострителей» происходит выделение, подчеркивание специфических деталей запоминаемого материала.

8. Импульсивность/рефлективность. в склонности принимать решения быстро либо медленно. Наиболее ярко это стилевое свойство проявляет себя в условиях неопределенности, когда требуется осуществить правильный выбор из некоторого множества альтернатив. Импульсивные испытуемые склонны быстро реагировать в ситуации множественного выбора, при этом гипотезы выдвигаются без анализа всех возможных альтернатив. Для рефлективных испытуемых характерен замедленный темп реагирования в подобной ситуации, гипотезы проверяются и многократно уточняются, решение принимается на основе тщательного предварительного анализа признаков альтернативных объектов.

9. Конкретная/абстрактная концептуализация. Полюс «конкретной концептуализации» характеризуется незначительной дифференциацией и недостаточной интеграцией понятий. Для «конкретных» индивидуумов типичны следующие психологические качества: склонность к черно-белому мышлению, зависимость от статуса и авторитета, нетерпимость к неопределенности, стереотипность решений, ситуативный характер поведения, меньшая способность мыслить в терминах гипотетических ситуаций и т. д. Напротив, полюс «абстрактной концептуализации» предполагает как высокую дифференциацию, так и высокую интеграцию понятий. Соответственно, для «абстрактных» индивидуумов характерна свобода от непосредственных свойств ситуации, ориентация на внутренний опыт в объяснении физического и социального мира, склонность к риску, независимость, гибкость, креативность

10. Когнитивная простота/сложность. Человек понимает, интерпретирует, оценивает и прогнозирует действительность на основе определенным образом организованного субъективного опыта, представленного в виде системы личностных конструктов.

 

Примером могут служить конструкты «добродушный — злобный», «умный — глупый», «опасный — безопасный» и т. д.

 

Существуют личностные (интеллект; знания; мотивация; личностные характеристики, например, критичность, самостоятельность) и ситуационные (модель стимула, как представлена сама задача; фактор установки, в какой последовательности давались задания; эмоциональные состояния) факторы.

 

 

13.Типологические подходы к классификации «мыслящих личностей»

 

К. Юнг

Юнг разработал типологию характеров, в основе которой лежит критерий направленности субъекта на внешний или внутренний мир (экстравертивная и интровертивная установка) и доминирования опреде­ленной психической функции (эмо­ции, мышление, ощущение, интуи­ция).

Экстравертированная установка:

Мышление ориентируется на объект и на объективное данное.

Идеи мышления взяты извне – традиции, образование, ход воспитания.

Выводы ориентированы на объективные факты, на общепризнанные идеи. Есть формулы, по которым он все измеряет: что хорошо, а что плохо.

У человека этого типа прежде всего подавляются все формы жизни, зависящие от эмо­ций, например эстетические переживания, вкус, склонность к ис­кусству, культивирование дружбы и т. д. Эмоции прежде всего противоречат застывшей интеллектуальной формуле, вследствие чего они наиболее интен­сивно подавляются. Если подавле­ние удается, то они ускользают от сознания и развивают ниже порога сознания противоречащую сознательным намерениям дея­тельность, достигающую при некоторых обстоятельствах эффек­тов, появление которых составляет полную загадку для индивидуума.

Существуют экстравертированные идеалисты, которые так сильно стремятся осуществить свой идеал спасения людей, что сами не останавливаются перед ложью и другими недобросовестными средствами.. Только неполноценная эмоциональная функция, которая бессознательно соблазняет, может ввести в такое заблуждение в общем высоко стоящих людей.

Дарвин.

 

       Интровертированная установка: Кант.

Мышление ориентируется на субъективный фактор. Мышление начинается в субъекте и приходит к субъекту. Продукт мышления – новые взгляды.

Задают вопросы, ставят теории, расширяются вглубь, но к фактам равнодушны.

Для этого мышления факты имеют второстепенное значение, а главную ценность для него имеют развитие и изложение субъек­тивной идеи, первоначального символического образа, который более или менее неясно стоит перед его внутренним взором. Поэтому оно никогда не стремится к мысленной реконструкции конкретной действительности, но всегда к преобразованию неяс­ного образа в ясную идею.

Мышление мистическое, бесплодное.

 

Интравертированный мыслительный тип стремится к углублению, а не к расширению, его суждения менее относятся к объекту, чем к субъекту.

В преследовании своих идей он по большей части упрям, упо­рен и не поддается влиянию. Изредка контрастом к этому яв­ляется его внушаемость по отношению к личным влияниям.

Он с трудом может предположить, что то, что ему ясно, не всякому кажется ясным. Или он молчалив, или он попадает на людей, которые его не понимают; этим путем он накопляет доказательства неизмеримой глупости людей.

Э. Кречмер

Широкую известность получило учение Э. Кречмера о связи строения человеческого тела и характера, основанное на наблюдении в психиатрической клинике. Проведя исследование 200 больных, он выделил основные типы строения человеческого тела (астенический, пикнический, атлетический). Далее он предположил, что шизофрения и маниакально-депрессивный психоз связаны с конституционными особенностями. Каждому из этих заболеваний соответствует особая форма психопатии (шизоидная и циклоидная), и также определенный характер здорового человека (шизотимический и циклотимический). Люди с астеническим телосложением обладают шизотимическим характером, а пикники – циклотимическим.

Типы ученых:

Циклотимический тип:

1. увлечение различными областями науки, многосторонность и текучая душевная подвижность

2. Наглядно-эмпирическое направление в работе, склонность собирать, накоплять и описывать конкретный научный материал, к непосредственному созерцанию и «ощупывание» самих предметов.

3. инстинктивная и подчеркиваемая антипатия ко всему систематизирующему, теоретически-конструктивному и метафизическому, ко всем философским и теологическим притязаниям, которые не имеют прочного фундамента и не основаны на чувственном опыте.

Гумбольдт,

Шизотимический тип:

1) тяготение к теоретической работе, преобладание влечения к форме над влечением к содержанию (среди математиков много типичных шизотимиков: Коперник, Лейбниц, Ньютон)

2)  склонность к строгому логическому построению, чисто формальному, или наоборот логической раcплывчатости, склонности к сверхчувственному и ирреальному

Мы можем здесь различать две часто переходящие друг в друга группы:
1. Люди точной ясной логики и системы – Кант,

2. Метифизики типа Шеллинга, которые имеют связь с поэтами-романтиками

Есть тесная связь в биологическом отношении. У точных представителей критики познания есть сильные потребности в метафизики, а у романтиков есть склонность к конструктивно-абстрактному описанию своих идей.

Склонность к философствованию.

Только немногие люди отличаются такой односторонней шизотимической или циклотимической конституцией, во многом эти типы дополняют друг друга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.027 с.)