Мотивация изменяет структуру мыслительной деятельности. Структурирующая ф-я мотива. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация изменяет структуру мыслительной деятельности. Структурирующая ф-я мотива.



Важны и промежуточные цели.

-при мотивации умственной одаренности: вербально сказанных промежуточных целей было в два раза больше, чем при нейтральной мотивации.

- возрастает кол-во самостоятельных правильных оце­нок выдвинутых на данном этапе промежуточных целей.

 

- при мотивации одаренности длительный этап зрительной подготовки перед озвучивание промежуточных целей. увеличе­ние количества многократно обследованных элементов и многократных проигрываний отдельных преобразований наличной ситуации, прослеживаний промежуточных целей, ведущих к на­хождению решения.

 

3 типа промежуточных целей:

-цели общего характера – задают направление поиска

-конкретные изменения, что надо сделать

-незаконченные цели. То есть испытуемый переставляет меньше палочек, чем полагается.

 

2. Задача всегда иммет личностный смысл для субъекта.

В исследовании Т.В. Корниловой использовалась задача, взятая из книги Де Боно «Не­шаблонное мышление» - купец, ростовщик, девушка.

С целью актуализировать у испытуемых разные отношения (оценки по интересности, решаемости, трудности) варьирова­лись:

а) форма предъявления задачи испытуемому (текст, схема, рисунок);

б) инструкция, вводящая в ситуацию опыта («Я пред­ложу Вам сейчас задачу, которую Вы должны будете решить», «Я предложу Вам задачу, с которой Вы, как мне кажется, лег­ко справитесь», «Я предложу Вам сейчас задачу, попробуйте, пожалуйста, ее решить. До сих пор никто из испытуемых с ней не справлялся»);

в) формулировка вопроса (требования): «Най­дите выход из данной ситуации», «Что бы Вы сделали на месте девушки?», «Что бы Вы посоветовали сделать девушке?», «Что, по Вашему мнению, должен посоветовать сделать девушке ее отец?».

Отношение к задаче фиксировалось как до ее решения, так и после решения.

Неприятие предложенной экспериментатором за­дачи выражалось в подмене ее другой, моральной проблемой («Можно или нет молодой девушке выйти замуж за старика?»).

Актуальность отношения человека к предложенной задаче, харак­теризующая как бы уровень ее принятия, степень вовлеченности человека в ее решение, проявляется в количестве предложенных решений, в отстаивании решений. Активное отношение к ситуации эксперимента выражалось в возвращаемости испытуемого к экс­перименту, в вовлечении в эксперимент других испытуемых.

Т.В. Корнилова показала, что оценка задачи как инте­ресной положительно влияет на ее последующее решение и нао­борот. Также положительно коррелируют с решением задачи оценка ее как решаемой, положительное эмоциональное отноше­ние к задаче, активность этого отношения.

Результаты решения задачи (решена или не решена) оказывают обратное влияние на ее оценку, на отношение к зада­че.

 

12.Мышление и целеобразование

 

Цель – предвосхищение результата.

Целеобразование.

Задача: На девяти клетках шахматной доски разложим шашки в виде креста: одна шашка в центре, и по две - во все четыре стороны.

Правила преоб­разования: можно прыгать шашкой через соседнюю, но только если после прыжка вы попадаете на пустую клетку. В ходе этого прыжка шашка, через которую прыгнули, уничтожается.

Требования задачи определяется так: нужно оставить на доске только одну шашку.

Цель задачи – оставить 1 шашку. А где оставить шашку? Какую шашку? Не сказано.

Этапы:

I. Этот процесс конкретизации первоначально сообщаемого испытуемому требования и есть один из вариантов целеобразова­ния в мыслительной деятельности.

II. Но этот второй ход можно делать с учетом возможности достижения конечной цели.

III. Субъект ДОЛЖЕН ставить промежуточные цели на основе полученных данных и прошлого опыта решения похожих задач.

Это - второй вариант целеобразования в мыслительной деятельности.

IV. постановка испытуемым новых целей, выходящих за рамки той узкой ситуации, которую задал испытуемому экспериментатор. После окончания эксперимента он придумывает новые похожие задания, хочет прийти еще раз на эксперимент, можно ли привести друзей и т.д. Эта цель приводит к удовлетворению уже новых возникших потребностей, после задачи.

V. выход за пределы той узкой конкретной ситуации, которая была за­дана испытуемому.

 

Проблема целеобразования в психологии

В отечественной психологии цель рассматривается как образ будущих результатов, косвенно связанных с мотивом.

В зависимости от мотивов цель приобретает разный личностный смысл.

В процессе решения задачи может происходить взаимодействие между установкой и целью.

 

Целеобразование выступает как процесс, как действие и как деятельность.

Существует произвольное и непроизвольное целеобразование.

Целеобразование зависит от уровня притязаний.

 

При решении задачи противоречие выделяется посредством эмоциональной сигнализации. Эмоции сигнализируют о противоречии. Выделяется конфликтная зона – зона ориентировки. Затем запускается процесс целеобразования.

 

Механизмы целеобразования (по О.К. Тихомирову):

· Превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании

· Превращение побочных продуктов результатов действия в цель через связь с мотивом и осознание результата

· Преобразование неосознаваемых результатов в осознанные

· Выделение промежуточных целей

 

Виды целеобразования (по И.А. Васильеву):

· превращение мотивов в мотивы-цели

· преобразование побочных результатов действия в цели через связь с мотивом

· преобразование неосознаваемых целей в осознаваемые

· смена цели

· выбор из альтернатив по ценности и вероятности

· превращение неосознанных предвосхищений в цели

· усвоение заданной извне цели

· выделение промежуточных целей как следствие вычленения препятствий, возникающих в деятельности

 

 

Мотивы и целеобразование

 

Существуют побуждающие и смыслообразующие мотивы.

Мотивы имеют структурирующую функцию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.007 с.)