Де боно: латеральное-нешаблонное и нелатеральное-шаблонное 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Де боно: латеральное-нешаблонное и нелатеральное-шаблонное



Критерий - Отношение к плодотворности и правильности.

- латеральное – нешаблонное

Де боно давал пример с камушками, купец, ростовщик, девушка. Предлагал дать решение задачи.

-плодотворность

-ищут много решений

-важен результат, условия не особо важны.

-используются динамические понятия, которые могут менять значение в зависимости от ситуации

-можно развить у человека

- скачок, а не последовательные шаги

- близко к творческому. Латеральное мышление – часть творческого.

-стремится открыть новые возможности, стараются открыть много альтернативных решений.

-скачкообразно

-создает новые направления поиска

 

- нелатеральное

- Необходимо чувствовать себя правым всегда,

- работает в уже заданном направлении

- Правильное выполнение плана.

-аналитично

-строго последовательное

Четкие условия задачи, четко определенные понятия – статические,

Вертикальное мышление воспитывается в культуре, школе, семье.

 

2 вида мышления взаимно дополняют друг друга, а не вступают в противоречие. Латеральное мышление увеличивает эффективность вертикального, предоставляя ему еще больше воз­можностей для выбора. А мышление вертикальное умножает действенность латерального, умело используя его идеи.

Большую часть времени мы мыслим логически, но когда возникает надобность прибегнуть к латеральному мышлению, никакие ценные качества вертикального его не заменят. Необходимо владеть приемами обоих типов мышления.

 

3. По Рубинштейну,

процесс носит творческий характер, если осуществляется анализ через синтез. Основными операциями мышления по С. Л. Рубинштейну являются: анализ, синтез, абстракция, обобщение. Анализ, синтез - первичны, абстракция, обобщение - вторичны. Содержание взаимодействия операций "анализ-синтез" описывалось так: объект в ходе познания включается во все новые и новые свя­зи, из него вычерпывается новое содержание. Включение в новые связи - это операция синтеза, а вычерпывание новых свойств - анализ, т. е. синтез выступает как средство анализа.

Тихомиров не соглашается, говорит, что анализ через синтез возможен и в рутинной деятельности: ведь мы можем включать объект во все новые связи по за­ранее отработанной схеме.

 

4. Пономарев.

В качестве критерия творческого мышления уже давно автор принял преобразование побочного продукта деятельности, неосознаваемого, в основной. На многочисленных задачах, головоломках он это все тщательно показал: действитель­но, решение задач, головоломок, нахождение принципа часто строит­ся таким образом: человек в определенной ситуации начинает осознавать те побочные продукты его деятельности, которые у него на­копились, которые были скрыты от него, но путем осознания это по­могает ему сформулировать принцип решения этой задачи.

 

5. по тихомирову

критерием творческой деятельности - в отличие от рутинной - является степень выраженности психических ново­образований, которые возникают в деятельности по ходу ее осущест­вления. Это - новые мотивы, оценки, установки, смыслы, цели, опе­рации. Чем больше эта новизна самих структурных компонентов вы­ражена, чем больше деятельность не носит заданного характера, тем в большей степени она носит творческий характер.

 

6. Богоявленская

в качестве основной характеристики творчества деятельности выделяется инициатива, интеллектуальная инициатива, выход за пределы заданных задач, заданий. Я думаю, что это важное явление вписывается в рамки из­ложенной мною общей концепции. Ведь что такое инициатива? По­становка новых целей. Или эмоциональное прощупывание ситуации.

 

7. Дункер, Зельц.

Продуктивное мышление. Значение прошлого опыта для решения задачи.

По зельцу между условием и требованием есть метод решения. Условие и требование образует антиципируемый комплекс. Продуктивное мышление основано на прошлом опыте.

По дункеру, функциональное решение задачи, устраняющее конфликт. Задача решается без прошлого опыта. Инсайт или «детерминированная абстракция средств, по зельцу.». продуктивное мышление – инсайт, понятие целостности ситуации, гештальта, переход от понимания конфликта к функциональному решению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.005 с.)