Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоциональная регуляция мышления.
эмоциональный процесс включается в мыслительную работу человека, был выделен особый класс эмоций, который получил название «интеллектуальные эмоции». Эмоции показывают, удовлетворена ли познавательная потребность или нет. исследования Ю.Е.Виноградова, И.А.Васильева, В.Е.Клочко, Ю.Н.Кулюткина. метод - опрос испытуемого, в регистрации данных самоотчета с их последующей систематизацией. + приемы объективной регистрации физиологических реакций, возникающих у испытуемого при эмоциональном напряжении. Кожно-гальваническая реакция, пульс, частота дыхания и т.д.+ фиксация рассуждения испытуемого вслух в ходе решения конкретной задачи (и его последующего анализа) и параллельной, синхронизированной во времени регистрации физиологических изменений, свидетельствующих о возникновении у него эмоционального состояния. РЕЗУЛЬТАТЫ исследований: 1. разные виды умственной активности человека в разной степени окрашиваются эмоциями, в разной степени предрасполагают к возникновению у субъекта периодов эмоциональной активации. Зависит от: - признак новизны для субъекта задачи, подлежащей решению, то есть наличия в ней необходимости выявить нечто новое в объекте. Так, в одном из экспериментов сравнивалось решение арифметических задач, где нужно реализовывать стандартные процедуры сложения, вычитания, умножения, деления, и задач, которые требовали нахождения идеи текста, прочитанного испытуемым, составления нового задания по аналогии с тем, которое он только что выполнил. Именно этот элемент нестандартности, нешаблонности, новизны для субъекта выполняемой им деятельности и явился важнейшим моментом, определяющим возникновение эмоциональных состояний.
2. Эмоциональная регуляция включена в такой процесс решения испытуемым задачи, который заканчивается нахождением правильного ответа. То есть, объективно верное решение достаточно сложной задачи предполагает наличие эмоциональной регуляции самого процесса решения. Эмоции не обязательно дезорганизуют мышление, а и помогают.
3. большая динамичность эмоциональных оценок, возникающих у человека в ходе решения с ложной интеллектуальной задачи 4. ф-и эмоций при мышлении: 1) оценка уже достигнутого результата с точки зрения его отношения к конечной или промежуточной цели,
2) функция предвосхищения еще не достигнутого результата. Сначала - эмоциональный всплеск, потом - либо пауза, либо отдельные междометья, отрывочные восклицания, затем – формулировка гипотезы. Эмоциональное предвосхищение, по существу, выступает как первоначальная стадия формирования будущей осознанной цели.
5. эмоциональные процессы включаются не только в регулирование хода решения задачи субъектом, но и в процесс постановки задачи, процесс первоначального возникновения этой задачи. Метод: организовать деятельность испытуемого, чтобы он первоначально занимался чем-то другим, а не той задачей, которая интересует экспериментатора Пример: давали текст с ложными утверждениями, противоречащие физическим законам. «река медленно поднималась в гору». Задача: испытуемого просили прочесть рассказ (текст презентировался как отрывок из художественного произведения неизвестного испытуемому автора). -Испытуемый добросовестно читал текст. -Затем разные испытуемые должны были выполнять разные задания: Одних просили найти орфографические ошибки, других - прочесть текст и запомнить его как можно лучше, а затем попытаться передать его содержание своими словами. И в том, и в другом случае не ставилась задача на обнаружение нелепости. Экспериментатора интересовал вопрос: сможет ли сам испытуемый выявить это противоречие? Поставит ли он сам перед собой задачу разобраться в ситуации?
- регистрировались психофизиологические показатели в момент первоначального чтения и последующего пересказа этого текста. РЕЗУЛЬТАТЫ: у части испытуемых, которые не формулировали словесно данное противоречие, отмечалось четко выраженное падение сопротивления кожи или, наоборот, его повышение в моменты, когда они читали противоречивый фрагмент текста. В словесном отчете испытуемые иногда говорили, что им что-то показалось странным, но при этом они не осознавали, что именно. Были какие-то эмоциональные реакции. у другой части не было ни словесного выражения противоречий, ни обнаружения их на непосредственно эмоциональном уровне.
- в контрольной серии спрашивали, не заметили ли несостыковок каких-то. Люди с эмоциональными реакциями думали и находили ошибку, а другие нет. ТО ЕСТЬ: эмоциональная реакция человека на противоречие может подготавливать появление новых познавательных, мыслительных процессов. Эмоция ведет к процессу мышления.
+ эмоциональная реакция возникает и при прослушивании условий задачи, до требований. эмоциональное оценивание, формирование избирательного отношения и к условиям, и к требованиям задачи. Эмоции предвосхищают поиск решения И формулировок требования задачи.
По А.Н. Леонтьеву, «эмоции отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта».
Рибо и Блёйлер считали, что эмоции искажают отражение действительности.
Г. Майер: практические потребности эмоционального мышления. Фокус внимания на практические цели. [Ср. практическое мышление у Б.М. Теплова]. Эмоциональное мышление: аффективное (эстетическое и религиозное мышление; вид умозаключения), волевое.
Л.С. Выготский подчёркивал единство интеллекта и аффекта. С.Л. Рубинштейн указывал на единство интеллектуального и эмоционального.
С мыслительной деятельностью связаны все виды эмоциональных явлений: аффекты, эмоции, чувства (А.Н. Леонтьев).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.50 (0.01 с.) |