Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Потребностно-мотивационной регуляции мыслительной деятельности субъекта
- надо, чтобы актуализировались потребности, мотивы для осуществления мышления - внутренние и внешние мотивы. Внешний мотив – голодный человек. Что бы купить покушать. Нет познавательной потребности. Купит первое попавшееся. Внутренний мотив – познавательный мотив. побуждают человека к исследованию свойств предмета самих по себе или свойств. Не обязательно относится к доминирующей потребности. -бывает, что потребность возникает по мере решения задачи. Решаете – бац, препятствие. Возникает потребность его преодолеть.
Экспериментальное исследование: двум группам дается одна задача при различной мотивации. Одной группе испытуемых дают решать специально подобранные задачи типа головоломок. Дается глухая инструкция «решать предложенные задачи». Испытуемые решают, при этом регистрируется время решения, число решений (если задача имеет несколько вариантов решения), степень оригинальности ответа, который дает испытуемый, что определяется обычно по отношению к разбросу ответов, даваемых целой группой. Для второй группы испытуемых может намеренно создаваться более высокий уровень мотивации. Один из распространенных приемов заключается в том, что испытуемым этой группы неправильно объясняют смысл эксперимента, говоря, что у них будет исследоваться умственная одаренность. На самом деле, в этом эксперименте никакого исследования умственной одаренности не проводится. Но этот прием приводит к тому, что у испытуемого возникает более сильная мотивация.
Мотивы – это не просто условия развертывания актуальной мыслительной деятельности, а фактор, влияющий на ее продуктивность. Деятельность полимотивирована. Акт принятия задачи – включение задачи в мотивы. Связывание с группой мотивов.
Структурирующая ф-я мотива – эксперимент Богдановой. Ф-и мотивов: -побудительная -смыслообразующая -структурирующая.
Мотив влияет на: -образование промежуточных целей -увеличивается тщательность невербализованного поиска -степень развернутости вербализованной и невербализованной активности.
1. В исследовании Э.Д. Телегиной и Т.Г. Богдановой сравнивалось решение одних и тех же задач в трех разных ситуациях эксперимента: а) выполнение «нейтральной» инструкции («решите предложенную Вам задачу»);
б) решение задач в ситуации соревнования; в) решение задач в ситуации «исследование умственной одаренности» (последнее использовалось лишь как экспериментальный прием). Чем более значимы мотивы, чем выше эффективность.
В деятельности человека кроме конечной цели важную роль играют промежуточные цели, формируемые им самостоятельно и зависящие от условий решения задачи. В то же время промежуточные цели оказываются относительно самостоятельными, они связаны с конечной целью, отражают некоторые ее существенные характеристики. Это и определило основной замысел, конкретную задачу исследования Т.Г. Богдановой: варьируя мотивацию, проследить структуры процессов образования промежуточных целей в ходе решения мыслительных задач. Методика. В исследовании использованы ситуации двух типов: ситуация решения задачи по «нейтральной» инструкции экспериментатора и ситуация «исследования умственной одаренности», создающая условия для формирования мотивации престижного плана (задача реального исследования умственной одаренности де ставилась). В соответствии с этими ситуациями выделялись две серии экспериментов. - методика комплексной регистрации глазодвигательной и вербальной активности испытуемых.
Сравнивали самоотчет и движения глаз: задача «Три квадрата» гласит: «Убрать четыре палочки таким образом, чтобы осталось три квадрата», задача «Четыре квадрата»: «Переставить три палочки таким образом, чтобы осталось четыре квадрата». Обе задачи имеют двухфазное строение, для их решения необходимо достичь промежуточные цели, которые в этих задачах имеют различный характер.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.004 с.) |