Исследование мышления как деятельности личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование мышления как деятельности личности



деятельностной психологической теории мышления. Тихомиров. опора на теорию деятельности А.Н.Леонтьева.

строение деятельности человека, в ней выделяют потребностно-мотивационную сторону, уровень действий, связанных с реализацией тех или иных целей, и уровень операций, то есть технических средств.

1. Мотив-деятельность. изучение роли потребностей и мотивов в инициации, последующей регуляции и прекращении мыслительной деятельности субъекта.

 процесс достижения результатов, адек­ватных актуальной потребности, процесс удовлетворения потреб­ности у человека регулируется эмоциональными состояниями, возникающими в ходе актуально выполняемой деятельностями. Эти эмоции сигна­лизируют субъекту о том, насколько успешно идет процесс удовлетворения потребности. Для изучения мышления на уровне собственно деятельности необходимо изучать эмоциональную регуляцию мысли­тельной деятельности.

Изучение процессов целеобразования. очень важная область исследований, связан­ная с порождением новых целей, то есть, целеобразованием. То есть здесь изучается не решение готовых задач, а само­стоятельная постановка человеком новых задач.

2. Цель – действия. исследования процессов реше­ния мыслительных задач. В психологии мышления типичной является ситуация, когда цель не достижима обычными способами. Она, цель, вроде ясна, а как ее достигнуть - не очень понят­но. Нужно найти операции, средства новые.

 

3. Условия – операции. Логические операции. Средства мышления. понятий, суждений, умозаключений,

 

3 уровня исследования: операции, действия и деятельность.

 

Эксперименты

Богданова

Помимо того, что у мотива есть смыслообразующая и побуждающая функция, в мышлении у мотива есть структурирующая функция, т.е. изменение мотивации мыслительной деятельности меняет её структуру.

Испытуемым предлагались спички, которые надо было переложить, чтобы получить квадраты. Давали разную мотивацию (просто решить, со словами «не все испытуемые могут решить эту задачу»).

 

Н.Б. Березанская

Эксперименты с гипнозом

Решение творческих задач

В гипнозе внушали образ великой творческой личности. Просили решать задачи. Испытуемые, которым внушили образ великой творческой личности, лучше решали творческие задачи. После гипноза испытуемые продолжали демонстрировать более высокие показатели.

Дополнительно взяли профессиональных актёров и попросили сыграть творческих личностей и решать задачи. Существенного улучшения не произошло, хотя оно было небольшим по некоторым параметрам творческой деятельности.

 

 


 

10. Осознаваемое и неосознаваемое в мыслительной деятельности

 

1. пономарев: прямой и побочный продукт. Осознаваемый и неосознаваемый. Чтобы неосознаваемый продукт стал прямым – надо дать его после попыток решить задачу.

 

2. Феномены бессознательного в мышлении.

установки, Лачинс.

Испытуемым (учащимся) предлагалось решать последовательность сходных арифметических задач, например: «Имеется три сосуда емкостью в 21, 127 и 3 л. Как с их помощью отмерить 100 л воды?» Решение заключается в том, чтобы сначала налить воды в самый большой сосуд, а затем отлить из него с помощью меньших сосудов (21 л и два раза по 3л.).

Таким же способом решались последующие пять-шесть задач. Затем (без предупреждения) учащимся предлагались задачи, которые можно было бы решить другим способом, более простым.

Например, давалась следующая задача: «Имеется три сосуда емкостью в 23, 40 и 3 л. Как отмерить с их помощью 20 л воды?» Испытуемые решали задачу так: сначала наливали воду в сосуд объемом 40 литров, затем отливали из него 23 л, а потом вновь доливали необходимые 3 л. Те же учащиеся, которые не решали предварительной серии задач, решали эту задачу более простым способом – путем простого вычитания трех литров из сосуда емкостью 23 л.

-Приведенный эксперимент показывает, что установка, складывающаяся на неосознаваемом уровне, определяет выбор одного из возможных способов решения задачи, каждый из которых ведет к решению, но которые могут различаться по степени своей сложности. Сам механизм установки складывается на неосознаваемом уровне и выступает как своего рода «побочный продукт», но только целой последовательности целенаправленных действий.

 

Установки. Н.Л. Элиава

- фиксированную установку

- «гибкую, динамическую установку».

субъективным фактором установки - потребность,

а объективным — ситуация, «которая еще не дана полностью, проблемна и, следовательно, должна еще быть завоевана мыслительной активностью субъекта».

 

Проводя эксперименты с классификацией текстов (короткие рассказы) и с пониманием текстов, автор показал, что действие фиксированной установки выражалось прежде всего в том, что субъект не принимал возникшей перед ним задачи, не замечал проблемной ситуации. Сами установочные эффекты демонстрировались следующим образом. Испытуемым предлагались один за другим два варианта текста с пропущенными в некоторых словах буквами. Например: «Ле—ал о—ел, ле—ал он среди —орных —уч и с—ал. Потом вз—е—ел». Специальной организацией эксперимента создавалась установка то на «орла», то на «осла», которая определяла последующее заполнение пропусков в тексте. Было показано, что установка предопределяет круг тех гипотез, которые могут возникнуть у испытуемого.

 

3. натадзе.

Установка вырабатывается за счет отношения субъекта к элементам. Испытуемым говорили вообразить, что им в руки дают 2 разных шара. Установка возникает воображено. Зависит от отношения S к воображаемому.

 

4. исследование гипнозом и внушением.

врача-гипнолог К.И. Платонов. Человеку, находяще­муся в состоянии глубокого гипноза, внушается детский возраст (8 лет). Затем его просят писать на доске под диктовку. Как ни удивительно, но появляется почерк, соответствующий внушенно­му возрасту.

 

5. О.К. Тихомировым и В.Л. Райковым были проведены опыты, показывающие роль бессознательного в процессах мышления. Миша был введен в гипнотическое состояние, ему было сказано: «Когда, услышишь три стука, возьмешь туфли, лежащие под, кушеткой, и отнесешь в соседнюю, комнату».

После выхода из гипнотического состояния Миша ничего не помнил. Услышав три стука, стал осматривать помещение (кабинет врача), в котором проводилось исследование. Взгляд Миши упал на туфли, находившиеся в помещении под кушеткой, и он направился к ним. Один из экспериментаторов стал усиливать конфликтность опыта следующим образом:

«— Миша! Что ты хочешь делать?

— Я хочу взять туфли...

— Но ведь ты же знаешь, что чужие вещи брать нехороша!

— Миша! Наша медсестра торопится домой. Она ведь не может идти без обуви!»

В ситуации конфликта между внушенным действием и требованиями этического порядка (нельзя брать чужие вещи!) Миша нашел очень интересное решение: отнес туфли в соседнюю комнату, оставив на их месте записку «Туфли в соседней комнате». Таким образом, туфли были перенесены, внушенное действие выполнено, а конфликт ослаблен. После опыта состоялась беседа с Мишей. На вопрос, почему он взял туфли, Миша отвечал: «Не знаю сам просто захотелось... я сам удивляюсь...»

 

6. О.К. Тихомиров и В.Л. Райков проводили также исследования в которых процедура постгипнотического мышления применялась и при решении собственно мыслительных задач.

- постгипнотическое внушение ложного замысла решения задачи.

-во время гипноза указывалась фигура, ходом которой он, после выхода из гипнотического состояния, должен был обязательно начинать решение задачи.

- такое постгипнотическое внушение замедляет решение задачи (иногда в 2,5 раза), но не препятствует ее решению.

- Испытуемый начинает с внушенного ему действия, но затем отказывается от него, комментируя: «Это ничего не дает...»

-Вывод: результаты собственной исследовательской деятельности оказывают более сильное регулирующее влияние, чем внушенные оценки действия,

 

7. Исследование невербализованных исследовательских актов на примере решения шахматных задач.

Таким образом, по объективным показателям можно выяснить, какое место в реаль­ной деятельности испытуемого занимал тот или иной элемент си­туации, соотнести с его объективным значением в определенней ситуации и на основании этого судить, насколько полно и адек­ватно «извлекаются» из условий задачи те или иные ее характе­ристики, сопоставляясь с требованиями задачи, судить о фактиче­ских основаниях, фактической «ориентировочной основе», которые предваряют последующее практическое действие.

 

Эксперименты Телегиной. Регистрация движения глаз при мыслительной деятельности.

Шахматисты. Регистрировались движения глаз при игре.

Движения глаз мысленно передвигают фигуру. Но не этот ход называется игроком. То есть это не практическое действие и не умственное. Это исследовательское действие, имеющее внешне выраженную форму. Поиск решения.

- Сравнивали движения глаз и словесное решение. Словесно отражались лишь те мысленные ходы, которые привели к результату. Глазодвиг активность более информативна, чем словесный отчет. Показывает процесс мышления.

Глазодвигательная активность – выявление соотношений между фишками.

2 этапа:

-общая ориентация – скачок с одних фигур на другие. Изучение ходов противника.

-последовательные операции, осуществление поиска решения.

 

 

Осознаваемые элементы мыслительной деятельности, можно изучать с помощью:

ü Самоотчёт;

ü Рассуждение вслух (Дункер)

Связь неосознаваемых компонентов мышления с осознаваемыми:

ü  Общий объем неосознаваемых и невербализованных компонентов больше, чем представлено в словесном отчете

ü  Невербализованные смыслы шире их вербализованных эквивалентов.

ü  Неосознавательные психические отражения развиваются в ходе решения задачи и взаимодействуют друг с другом.

ü  Перенос одной ориентировочно-исследовательской деятельности в другую возможен без вербализации.

ü  В невербализованной активности может происходить подготовка вербализованного отражения. Предвосхищение.

ü  Вербализованное отражение может быть обобщением невербализованных отражений.

ü  Вербализованное и невербализованное психическое отражение оказывает разное влияние на организацию поиска решения задачи, они в разной степени переносимы из одной ситуации в другую.

ü  Стадии: формирование поисковой потребности, предвосхищения и формирования решения. Неверблизованный поиск решения менее однороден.

ü  Сознательная деятельность подчинена сознательной цели.


 

11.Мотивация мыслительной деятельности

 

Специфический мотив мышления – познавательный мотив. Структурирующая ф-я мотива.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.021 с.)