Эмпирические описания творческой личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпирические описания творческой личности.



 (Как творческая личность решает задачу? Как творческие личности сами себя описывают?)

Пуанкаре в статье «Математическое творчество» описывает на собственном примере специфику математических способностей, особенности возникновения научных открытий. Великие ученые видят научное знание не по частям, которые как-то взаимодействуют друг с другом, а единым целом, неким гештальтом. Если они забыли какое-то доказательство или закон, то они с легкостью его могут восстановить в памяти, руководствуясь общей логикой вещей, общими закономерностями. Великие ученые обладают специальной интуицией, благодаря которой могут творить, могут анализировать теории и связывать совершенно разные элементы между собой, составлять новые комбинации и доказывать их.

Опираясь на самоотчет Пуанкаре, в творческом мышлении можно выделить этапы и феномены:

-первый этап представляет собой основательную, серьезную, сознательную научную работу, анализ фактов, стремления что-то доказать, логически обосновать. Происходит утомление мозга, перенапряжение. И никакого открытия не совершается.

- отвлечение от мыслительной деятельности. Расслабление, отдых, прогулки по свежему воздуху и т.д. И тут неожиданно приходит озарение, некий инсайт. Ученый утверждает, что в момент озарения его мысли были полностью освобождены от размышлений о проблеме. Мыслительная работа происходила на подсознательном уровне, то есть перед инсайтом происходила длительная неосознанная работа.

Очень важно отметить, что неосознанная работа будет проходить только после нескольких дней сознательных усилий, которые казались совершенно бесплодными.

-серьезная мыслительная деятельность, проверка озарения, серьезные расчеты. Озарение не дает никаких доказательств, никаких расчетов, чертежей и т.д. Оно намечает лишь общий ход мыслей, общую идею, пункты отправления. 

 

Гельмгольц имеет сходную точку зрения на проблему творческого мышления. Он также замечает, что гениальные мысли приходят в голову тихо, незаметно, случайно. Мысль появляется в голове, а откуда она – не знаешь. Иногда мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.

Он также говорит об обязательной первоначальной сложной умственной работе, о дальнейшем утомлении мозга. Новые мысли приходят только после отдыха. Очень часто новые идеи появляются при пробуждении, в солнечный день, во время подъемы в горы и т.д.

 

Вертгеймер приводит особенности творческого мышления Галилея. Одной из особенностей мышления Галилея была способность к глубокому структурному пониманию на сложном и запутанном фоне (инсайт). Галилей постоянно ставил себе вопросы, стремился познать глубинные смыслы, а не поверхностные. Он сомневался и вновь перепроверял гипотезы. В новых исследованиях он получал данные, которые не соотносились с остальными: он не пренебрегал ими, а старался вписать их в общую реальную картину, посмотреть на реальность с другой точки зрения. Он рассматривал все аспекты проблемы. Он также видел не отдельные части задачи, а ее целую структуру, в которой все элементы взаимосвязаны.

 

6. Представление о процессе творческого мышления в концепции Я.А. Пономарева

-предмет изучения – творческое мышление

Творческое мышление – нахождение адекватного способа решения, который прямо не вытекает из условий задачи, и умение применить найденный принцип решения.

-испытуемым дают задачи на догадку – они обладают знаниями, могут решить задачу, но решение приходит не сразу.

 

-Я.А. Пономарев. Прямой (осознаваемый) и побочный (неосознаваемый) продукт решения задачи.

2 задачи с точками и спичками. Подсказку дают после.

 

-он исследовал творческое мышление экспериментальным путем.

- выделил 2 типа подсказок: прямой – осознаваемый, соответствующий цели  и побочный продукт - неосознаваемый.

 

- при творческом мышлении важно, чтобы побочный продукт стал прямым. Для этого необходимо дать подсказку.

 

-опирается на школу леонтьева и рубинштейна

- про подсказку сходно с гиппенрейтер и славкиной.

 

- перевод побочного продукта действия на положение прямого оказывается возможным в том случае, когда «подсказка» предваряется основной задачей, но и в этих условиях далеко не всегда.

- Были выявлены факторы, способствующие этому переводу: простота стимулирующей задачи; простота выявляющей задачи; малая автоматизированность способа действия, которым выполняется подсказка; обобщенность способа, в который преобразуется побочный продукт; незначительная опредмеченность потребностей субъекта в прямых продуктах действия.

 

- При ориентировке, опирающейся на отражение прямого продукта действия, испытуемый уверен в успехе решения задания. Ход такой ориентировки в одних случаях вообще не зависит от чувственной основы в целом, в других — от ее де­талей. Он всегда способен дать правильный отчет в своих действиях, обосновать их. Успех ориентировки в данном случае не зависит ни от повторений «подсказ­ки», ни от того интервала времени, который разделяет «подсказку» и выявляю­щее ее эффект задание.

В отличие от этого ориентировка, опирающаяся на отражение побочного продукта, имеет совершенно иные особенности: отсутствует какая-либо уверен­ность в успехе; абсолютно необходима чувственная основа; деформация ее эле­ментов приводит к резким нарушениям деятельности, и испытуемые не могут обосновать свои действия, более того, такая задача нарушает нормальный ход ориентировки; совершенство ориентировки оказывается зависимым от числа повторений «подсказки» и от времени, разделяющего «подсказку» и выявляю­щее ее эффект задание; ориентировка разрушается, если этот интервал оказыва­ется продолжительным; она разрушается также и в том случае, когда между «подсказкой» и выявляющим заданием вклинивается какая-либо достаточно сложная третья задача, индифферентная к ним по своему содержанию.

 

 

Развитие мышления в онтогенезе:

1. Этап отсутствия внутреннего плана действия. В онтогенезе у ребёнка изначально нет внутреннего плана действия. На первом этапе ребёнок не может подчинять свои действия словесно сформулированной задаче. Процесс и результат действия не различаются. Регуляция действия возможна только при опоре на восприятие. Эмоция – это единственная реакция на результат.

2. Этап репродукции. Задача может быть решена только во внешнем предметном плане.

3. Этап манипуляции. Задача может быть решена посредством манипуляции представлениями о вещах (образами памяти). Дифференцируются способ действия и его продукт. Выделение цели и мотива.

4. Этап транспонирования. Формируется способность подчинять манипулирование представлениями требованиями словесно поставленной задачи. Средства внутреннего плана действия.

5. Этап регламентации. Возникновение способности к самокоманде. Действия строго соотносятся с задачей. С этого этапа становится возможным обучение. Речевой план строится не на основе логики удовлетворения потребностей (она побуждает к решению практических задач), а на основе логики самих вещей. Это связано с включением действия в познавательную мотивацию.

 

ЭУС – этапы, уровни, ступени.

 

Этапы развития интеллекта являются структурными уровнями его организации.

Уровни показывают смену типов поведения, характерных для каждого из этапов развития.

Структурные уровни выступают как функциональные ступени решения творческих задач.

7. Исследования процессуальной стороны мышления в школе С.Л. Рубинштейна

 

-представители: рубинштейн, славская, богоявленская, брушнинский, матюшкин

- мышление – процесс, деятельность. Мышление имеет ту же структуру, что и деятельность.

Мышление – непрерывное взаимодействие человека с объектом-задачей (S-O)

Мышление – единичный процесс аналитико-синтетической деятельности.

-предмет – продуктивное мышление.

-процесс мышления состоит из ряда интеллектуальных операций: анализ, обобщение, абстракция, синтез.

 

-анализ – разбиение целого на части, выделение существенных признаков из несущественных, усмотрение соотношений, связей выделенных частей.

Можно говорить об анализе, через синтез.

 

-синтез – новая связь, соотнесение выделенных путем анализа компонентов целого – то есть синтез через анализ

 

- абстракция – отвлечение от несущественных признаков, акцент на существенных. Это специфическая форма анализа.

 

-обобщение – генерализация существенных признаков, которые выделила абстракция.

 

-рубинштейн ставит проблему переноса – применение ранее найденных решений к новым задачам. Для переноса необходимо обобщение, в котором объединяются существенные признаки.

 

-опыты Славской: перенос осуществляется только в том случае, если 2 задачи сливаются в единый процесс аналитико-синтетической деятельности (то есть анализ задачи-подсказки происходит с анализом требований основной задачи). Подсказку нужно давать после попыток решить.

 

-выделяют 2 этапа анализа решения задачи: ранний анализ и поздний анализ.

-ранний: выводы, которые получаются из данных условий задачи. Непосредственно задано в условиях. Синтез не возможен.

-поздний – выделение новых условий, которые вытекают из условий задачи. Синтез возможен.

 

-задача с трапецией. Доказать равновеликость треугольников. Подсказка с прямоугольником.

 

-подсказку давали на раннем и на позднем этапе анализа.

-если на раннем- то задачи решаются отдельно друг от друга. Связь не устанавливается. Позже происходит анализ, обобщение и перенос.

-если на позднем – то 2 задачи решаются параллельно. По ходу решения сразу улавливается связь, происходит обобщение. Подсказка воспринимается как продолжение основной задачи.

 

ВЫВОДЫ:

-для переноса важно обобщение

-для переноса важно объединить 2 задачи в единую аналитико-синтетическую деятельность. Соотнесение подсказки с условиями задачи

- мышление – процесс, деятельность, S-O отношение. Единый аналитико-синтетический процесс.

 

8.  Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория П.Я. Гальперина)

 

По П.Я. Гальперину, психология изучает не просто мышление и не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление.

-мышление – процесс ориентировки S при решении интеллектуальных задач.

-мышление – ориентировочно-исследовательская деятельность.

-формирование умственных действий идет от внешне-практического предметного действия к внутренне-интеллектуальному акту внутренней речи.

Интериоризация

 

-гальперин выделил 3 уровня действий:

1. с материальными предметами

2. в громкой речи – без опоры на предмет

3. в уме

 

- 5 этапов процесса формирования умственных действий:

1. ориентировочная основа – ознакомление с задачей, возникновение плана действий, образца

3 вида ориентировочной деятельности:

- Ориентировка на признаки. нет указаний, плана. Есть только сам предмет. Совершается много ошибок.

- Ориентировка на признаки и отношения. есть все указания по выполнению действия. Выполняется быстро, без ошибок. но результаты получаются ограниченными.

I. - Ориентировка на существенные свойства и отношения. планомерное обучение анализу новых заданий, выделение опорных точек, условий, правил выполнения. По этим точкам формируется действие. Усваиваемые знания и умения легко переносятся в новые, измененные условия. 

 

 

2. материальные действия с предметом.

-использование изображений при выполнении – чертежи, схемы, модели

-происходит развертывание – подробность операции, и обобщение действий – выделение существенных св-в, которые нужны для действия.

-освоение действий

-сокращение операций, уменьшение опоры на материальные предметы.

 

3. Громкая речь.

Переход действия в умственный план без опоры на предмет.

-предметы образно представляются в уме. Например, ребенок считает яблоки, представляя их в уме.

-образуется громкая речь. Речь – форма предметного действия (проговариваются все операции подробно шаг за шагом)

-сокращение речи

 

4. речь про себя.

Действие целиком проговаривается про себя, то есть речь без звука.

 

5. внутренняя речь – действие в умственно-интеллектуальном плане.

 

ВЫВОД: путем поэтапного формирования предметное действие становится актом внутренней речи. Умственное действие обобщенно, содержит лишь существенные св-ва, необходимые для выполнения. Сокращенное умственное действие.

 

Как у рубинштейна – мышление – процесс, деятельность, только ориентировочная.

 

- Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства (включая внешнюю речь), что отличает умственное действие от других видов человеческих действия (физических, перцептивных, речевых).

- Умственное действие обобщенное и сокращенное.

 

-Характеристики умственных действий:

· Мера обобщения. Выделение существенных свойств, необходимых для выполнения данного действия

· Полнота фактического выполнения операций

· Мера освоения действия

 

Усвоить действие – значит не просто вспомнить, как оно было показано, но и суметь повторить его с новым материалом и заново получить из этого материала указанный продукт.

Виды УД:

1. Развернутая речь про себя

2. Действие по формуле (наивысшая форма внутреннего речевого действия)

3. Внутренняя речь (сокращенная речевая формула)

 

 

9.  Выделение стадий процесса решения задач в различных экспериментальных школах. Уоллес, дункер, зельц, рубинштейн.

К выделению стадий мыслительного процесса при решении задач (так же, как и к анализу инсайта) можно подходить либо описывая его как развернутую во времени последовательность внешне наблюдаемых событий, либо вскрывая внутренние психологические механизмы.

 

1. Классической «схемой процесса» является описание решения творческих задач по Г. Уоллесу.

В этом описании выделяются четыре стадии:

а) подготовка к решению задачи, предварительный анализ ее условий; формулирование, попытки ее решить

б) «созревание», непроизвольный поиск возможных путей решения и выдвижение гипотез;

в) «озарение», нахождение принципа решения;

г) проверка его истинности. Испытание или реализация решения.

 

Дункер.

Этапы решения задач:

-осознание задачи, условий, требований

1. проникновение в конфликтную ситуацию. осознание конфликта. Конфликт – рассогласованность между целью и средствами. Конфликтная ситуация задается словом «слишком». – слишком короткая палка, слишком далеко, высоко и т.д.

Слово «слишком» говорит о том, что связь усмотрена, понятно, что надо сделать, чего не достает.

 

2. нахождение функционального решения через инсайт. Нахождение общего принципа. Переструктурирование через инсайт - анализ ситуации должен совершаться вместе с анализом цели, т.е. свойства ситуации, исходного материала должны варьироваться с точки зрения возможных путей достижения цели.

 

3. реализация окончательного решения

 

Выделяют ошибки хорошие и плохие:

-хорошие, умные ошибки – правильно намечено функциональное решение, но конкретное воплощение не пригодное. Обезьяна ставит куб на ребро – так ближе к цели. Но это ей не поможет.

-плохие, глупые ошибки – не понимают функциональное решение, не ведут к цели.

О. Зельц

Теория комплексов.

-мышление носит продуктивный хар-р. Как решить задачу? Если в прошлом опыте нет решения. Готовых связей не существует.

-активный хар-р. Важна роль субъекта. Понятие детерминирующая тенденция взята из вюрцбургской школы. Это то, что организует, ведет за собой решение задачи.

-целенаправленный хар-р. Осознанность решения. Есть задача и цель ее решить.

-метод задач, метод ретроспективной интроспекции. После решения задачи испытуемый дает самоотчет о процессе мышления.

-теория зельца – теория решения задачи как схематически антиципируемого комплекса, то есть мышление – решение задачи, выполнение комплекса знаний, который в начале был дан с пробелом.

Задача А – альфа? (способ решения, знания, детерминирующая тенденция) – цель В

Задача и решение образуют комплекс, они связаны между собой. Когда мы понимаем условие, мы сразу понимаем то, что нам надо найти, то есть мы предвосхищаем (антиципируем) результат.

-возникает схема решения, которую надо дополнить способом, благодаря детерминирующей тенденции.

-Задача – схематически антиципируемый комплекс. Искомое решение зафиксировано с данным условием задачи.

 

-метод решения: В основе нового решения задачи лежит прошлый опыт:

1. рутинная актуализация средств для тех задач, которым может помочь прошлый опыт. Перенос способа решения с одной задачи на другую.

2. открытие новых решений – репродуктивная абстракция средств – методы решения от одного действия могут оказаться полезными для решения другого действия, то есть мы выделяем какие-то существенные способы из прошлого опыта и внедряем их к новому способу. Например, Франклин, запускал воздушного змея и понял, что ему необходимо для его задачи.

- непосредственная абстракция средств – метод решения возникает из структуры задачи. Например, может помочь чертеж

3. метод ценностного сочетания воздействий (цель и средства решения существуют отдельно: поэтическое творчество, переживания. Художник запоминает образ на всякий случай, авось когда пригодится.)

ВЫВОД: новые решения возникают не волшебным путем, а на основе прошлого опыта

 

1. Первый этап – образование общей задачи. Выделение предметных отношений между элементами задачи. Происходит образование проблемного комплекса. Выделяются характеристики известного (данного), определяется место неизвестного искомого, выделяются отношения между известным (данным) и искомым. Суть проблемы заключается в незавершённости комплекса.

2. Второй этап – антиципируется искомое благодаря своему отношению к известному. Если бы искомое было бы просто неизвестно, оно не могло бы быть найдено. Искомое получает косвенную характеристику через своё отношение к известному. Образование общей задачи заключается в выявлении отношения между известными и искомым и антиципации искомого через выявленное отношение.

3. метод решения.

 

Теория комплексов – это объяснение психологических механизмов решения репродуктивных задач.

 

Процесс анализа через синтез по C.Л. Рубинштейну.

Ранние и поздние этапы анализа.

вспомогательная задача оказывается эффективной именно на поздних этапах решения основной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.1 с.)