Психологический анализ диалогического решения (в процессе решения задачи) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический анализ диалогического решения (в процессе решения задачи)



Выделяются содержательные характеристики (предметно-смысловые и логические) и формальные (функциональные) характеристики.

Содержание речевого общения раскрывается в понятиях «тема» и «точка зрения». Тема речи – это то, о чём идёт разговор. Точка зрения – то, что говорится о теме. В процессе диалога определённая тема получает развитие, оформляясь в определённых точках зрения говорящих людей.

В речевом общении происходит чередование во времени вербальных воздействий партнёров друг на друга. Чтобы анализировать взаимодействие партнёров, надо рассматривать два взаимодействующих сопряжённых речевых акта.

Единица языка речи – взаимодействие двух высказываний.

Три вида обращений в процессе диалога:

1. обращение-сообщение (передача информации по собственной инициативе)

2. обращение-вопрос (запрос информации; предполагает ответ)

3. обращение-побуждение к действию

· предложение действовать

· команда

· просьба

 

В процессе совместного решения задач выделяются:

· предметный аспект (выбор объекта, условия и цели)

· процедурный аспект (предметные действия и вербальные акты)

· личностный аспект (взаимодействие)

При решении задач и проблем могут быть следующие отношения:

· содействие и противодействие

(противодействие подразумевает отсутствие реакции на высказывание партнёра; игнорирование партнёром направленного на него побуждения)

· согласие и противоречие

(согласие имеет место, когда точки зрения собеседников на одну и ту же тему совпадают или, по крайней мере, совместимы между собой)

Когда присутствуют отношения содействия и согласия, партнёры осуществляют положительное преобразование темы разговоры. Монологизация.

Может быть так, что есть отношение содействия, но нет отношения согласия.

Кроме того, люди часто действуют в ситуации неопределённости. Уровень взаимодействия недостаточно определённых точек зрения.

Иногда отрицание точки зрения другого приводит к положительному развитию своей точки зрения.

 

Диалог может прекращаться в следующих случаях:

· достигается полное согласие (положительная монологизация)

· полная несовместимость точек зрения (отрицательная монологизация)

Прекращение диалога не обязательно сопровождается прекращением взаимодействия.

 

В процессе коммуникации возникают специальные цели установления и поддержания контакта с партнером (фатическая функция речи), цель подготовить слушателя к восприятию и пониманию сообщений (фасцинация). Они являются промежуточными по отношению к конечной — воздействия на партнера; порождение этих целей также является результатом определенной мыслительной работы. Считается, что фатическое общение в наименьшей степени зависит от интеллектуального уровня собеседников. Фасцинативные сигналы – это своего рода уступки интересам слушающего.

 

 

Восприятие людьми друг друга, первое впечатление, обратная связь и т.д. разрабатывал Бодалев.

Познание людьми друг друга – процесс познания, а значит и мышления.

Мышление как компонент общения:

-интерпретация, понимание результатов деят, прогнозирование поступка, поведения, понимание речи.

Мышление – развернутый процесс решения мыслительных задач.

 - Познание целей и мотивов другого человека. Познание в условиях конфликта усложняется тем, что происходит маскировка истинных целей и демонстрация мнимых.

- Идентификация – способ познания, поставить себя на место другого.

- Эмпатия – эмоциональный отклик на проблемы другого человека.

Межличностное познание включает в себя причинную интерпретацию поведения другого человека – поиск истинных причин или приписывание их человеку. Каузальная атрибуция. Познание истинных мотивов.

Мышление в качестве воздействия на человека: усложнить познавательный процесс другого человека при конфликте или наоборот – расширить – при сотрудничестве.

 

l Парадоксы общения- несовпадение смыслов высказываний. Ситуационный смысл проясняется в ходе общения.

l Общение характеризуется не только вовлечением каждого партнера, но и их представлении о вовлечении другого.

l Диалогическое может быть непосредственным и опосредованным (переписка). В д.р. надо различать непроизвольные и произвольные компоненты.

l Психологические условия диалогического общения: предметная область + восприятие друг друга акустически и зрительно (невербалика).

l Речевое общение может быть адресовано к интеллектуальной или эмоциональной сфере. Цель говорящего: выбор жанра, интонирование (прояснение ситуационного смысла), попытки активно определить и предвосхитить ответ собеседника.

l Расчленение подлежащего выражению на подразумеваемое и выражаемое -> разное соотношение: разговор намеками, молчание.

Осборн – мозговой штурм. Мышление в группе.


50. Интерактивные процедуры эксперимента в исследованиях мышления

 

Интеракция – термин информационный. Но его следует рассматривать шире как взаимодействие у Дункера, диалогическое решение задач.

 

Обобщая имеющиеся знания, интерактивные процедуры в психологии мышления – мышление во взаимодействии.

Можно выделить несколько направлений таких экспериментов:

l клиническая беседа Пиаже (неструктурированная, следует за мыслью ребенка, которая прямо выражается в речи).

l исследования диалогического мышления: с другими людьми и с компьютером

l методика двойной стимуляции Выготского-Сахарова

 

Левин - что экспериментатор играет роль

Осборн - мозгшовой штурм.

Гаджиев: роли в группе при решении задачи (ОПП)

Лурия

Пономарев - подсказки

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.008 с.)