Различные виды речи. рубинштейн 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различные виды речи. рубинштейн



Существуют различные виды речи:

- речь жестов и звуковая речь, жесты являютсяаккомпанементом к основному тексту звуковой речи: жест имеет в нашей речи лишь вспомогательное, второстепенное значение.

-письменная и устная, Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь – как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника. Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем как устная, разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. Разговорная устная речь – ситуативная речь. Притом в устной речи-беседе в распоряжении собеседников, помимо предметно-смыслового содержания речи, имеется целая гамма выразительных средств, при помощи которых передается то, что не досказано в самом содержании речи.

-внешняя речь и речь внутренняя.

Развитие мышления, являющегося продуктом исторического развития, существенно связано с развитием письменной речи также и потому, что письменная речь обеспечила историческую преемственность, необходимую для развития теоретического мышления145.

 

2) Устная – экспрессивная и импрессивная. Диалогическая форма речи.

 

Внутренняя - смысловая, семантическая сторона речи. Речь для себя. Сокращенность, непонятность для других. Отрывочность, сокращенность, фрагментарность за счет опускания подлежащего. Внутреннее содержание мысли может быть передано в интонации. Редуцирование фонетических моментов – произносить слова до конца не надо. Синтаксис, грамматика сводятся к минимуму, а вот значение слов разворачивается.

Преобладание смысла слова над значением.

Смысл слова – совокупность психологических фактов, возникших в сознании. Динамическое образование.

Значение слова – устойчивое образование. Более узкое чем смысл, так как не учитывает контекст.

Образуются сложные слова из простых. Простые отбрасываются. Сложные слова становятся простыми.

Словесные значения во внутр речи непонятны для других,

 

Письменная – письмо и чтение. Монологическая форма речи. Максимально развернута, есть момент обдумывания. Мысленный черновик письменной речи – внутренняя речь.

Без звука, так как не обращена к собеседнику.

Письменная речь требует осознания звуковой структуры слова.

Произвольность письменной речи и сознательность.

 

Путь от внутренней речи к внешней идет через значение. Мысль внешне опосредуется знаками и внутренне опосредуется значениями

 

Экспрессивная речь – это процесс высказывания с помощью языка.

Этот процесс начинается с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым характером, и наконец переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания.

 

Импрессивная речь — это процесс понимания речевого высказывания.

Этот процесс начинается с восприятия речевого сообщения, затем проходит стадию декодирования сообщения (т.е. выделения информативных моментов) и, наконец, завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием).

 

Внутренняя речь – это программа связного высказывания, которая характеризуется:

· свернутостью

· предикативностью

· недоступность для прямого наблюдения

 

Леонтьев.

функции языка - те функциональные характеристики речевой дея­тельности, которые проявляются в любой речевой ситуа­ции.

1. коммуникативная. Это функция регуляции поведения.

регуля­ция может быть непосредственной и опосредствованной,

реакция на нее — моментальной или задержанной.

три возможных варианта этой ф-и: 

а) как индивидуально-регулятивная функция, т. е. как функция избирательного воздействия на поведение одного или нескольких человек;

б) как коллективно-регулятивная функция — в условиях так называемой массовой коммуникации (оратор­ская речь, радио, газета), рассчитанной на большую и не­дифференцированную аудиторию;

в) как саморегулятивная функция — при планировании собственного поведения.

 

2. функция языка как ор у­ дия м ышления, как орудие интеллектуальной деятельности вообще.

 

3. функцией овладения общественно-историческим опытом человечества.

человек должен при помощи языка усвоить некоторую совокупность знаний. Именно язык является той основной формой, в которой знания доходят до каждого отдельного человека.

 

4. функция быть формой существования общественно -исторического опыта.

язык отражает и закрепляет реалии, абстрактные понятия и т. д., отработанные историческим опытом данного народа, обязанные своим существованием специфическим условиям трудовой, общественной, культурной жизни этого народа.

 

5. национально-культурная ф-я.

особенности наименования, в специфике семантических (и отчасти звуковых) изменений, в характере «расчленения» действительности языком. Язык служит орудием мышления и формой существования общественно-исторического опыта, но и в известно смысле закрепляет в себе результаты мышления и познания [1].

 

6. язык как орудие познания.

Иными словами, мы можем черпать новые сведения об окружающей нас действительности, производя лишь теоретическую деятельность, опосредствованную языком, и не обращаясь непосредственно к практической (трудовой, экспериментальной и т. д.) деятельности.

 

7. номинативная функция, связанная с употреблением речи в целях наиме­нования каких-то конкретных объектов, географических пунктов, предприятий, магазинов, промышленных изде­лий. Эквивалент речи – символы, ярлыки, фирменный знак.

8. диакритическая функция заклю­чающаяся в возможности употребления речи для коррек­ции или дополнения той или иной неречевой ситуации. Вместо того чтобы сказать: Прошу Вас дать мне один билет до станции Зеленоградская и один билет от этой станции до Москвы, мы, как правило, говорим: Зелено­градская туда и обратно [2]. Эквивалентом языка в диакритической функции речи является указательный жест.

 

9. Экспрессивная. В экспрессивной функции эквивалентом языка яв­ляются различные паралингвистические явления, т. е. вы­разительные движения — мимика, жестикуляция

10. эстетическая функцию речи. Слово способно выразить больше, нежели в обычной коммуникативной ситуации. В эстетической функции эквивалентами языка могут выступать различные неязыковые компоненты литературного произведения. Сюда относятся, во-первых, особенности шрифтового оформления и вообще верстки[3]; во-вторых, рисунок или цвет:

 

Возможна, наконец, окказиональная замена (полная или частичная) речевого высказывания тем или иным эквивалентом в конкретной речевой ситуации. Вместо того чтобы сказать, что некто дурак, мы можем сказать: «некто...» и постучать по столу. Вместо того чтобы ска­зать, что некто сумасшедший, мы можем покрутить паль­цем у виска. Такого рода окказиональные замены совер­шенно не изучены.

 

11. эмоциональная ф-я речи:

12. выразительная

13. ф-я воздействия. Говорят, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей.

 сигнальная ф-я: Ребенок сначала издает крик потому, что он голоден, а затем пользуется им для того, чтобы его накормили. Звук сначала выполняет функции обозначения объективно, служа сигналом для другого.

 

Язык могут заменять неязыковые средства.

1. письмо.

2. мнемонические средства, облегчаю­щие запоминание и воспроизведение. сам язык достаточно часто используется как мнемоническое средство, но он не является единственным таким сред­ством.

- узелки на память,

- ору­дия счета. Загибают пальцы при счете.

- планы и карты. Их род­ство с языком ясно видно из следующего примера. В си­туации, когда нам нужно решить задачу быстрейшей ориентации в пространстве—или, проще, когда нам нужно найти кратчайшую дорогу к тому или иному месту,— мы можем руководствоваться как устным объяснением, куда пройти, так и письменным указанием, наконец, планом.

содержат некоторое количество сведений, которые могут быть использованы в разных целях, в разных конкретных ситуациях.

 

В национально-культурной функции языку эквива­лентно прежде всего письмо.

 

 

19. Внутренняя, внешняя и эгоцентрическая речь. Исследования внутренней речи

 

Пиаже подчёркивал, что существует прямая связь мышления и речи. Речь – прямое выражение мысли. Поэтому эгоцентрическая речь – показатель эгоцентрического мышления.

Выготский считал, что «эгоцентрическая речь является переходной формой от речи внешней, социальной, выполняющей функцию коммуникации, к речи внутренней, индивидуальной, выполняющей функцию планирования и регуляции деятельности, выступающей как внутренний способ мышления».

Коэффициент от 3 до 7 лет резко падает, и в 7 лет эгоцентрич речь очень похожа на внутреннюю.

Эгоц речь внешняя по проявлению и внутренняя по содержанию. Не направлена ко общение.

Виды эгоцентрич речи:

-коллективный монолог – только в присутствии других детей

-коллективный монолог связан с иллюзией понимания

-речь для себя имеет вокализацию, как внешняя речь.

 

Эксперименты:

1. ребенок помещается в группу глухонемых или иностранцев. Коэффициент падает. Речь социализирована. Иллюзия понимая.

2. ребенок помещается в группу детей, потом отдельно от них, потом один без экспериментатора. Убирается коллективный монолог. Коэффициент падает.

3. ребенок помещался в условия, где вокализация была затруднена. Коэффициент падал. Необходима вокализация.

ТО ЕСТЬ: эгоцентрическая речь – переходная форма между внешней и внутренней..

4. в сложных заданиях коэффициент возрастает – ф-я планирования деятельности.

 

Функция эгоцентрической речи представляется нам в свете наших экспериментов родственной функции внутренней речи: это менее всего аккомпанемент, это – самостоятельная мелодия, самостоятельная функция, служащая целям умственной ориентировки, осознания, преодоления затруднений и препятствий, соображения и мышления, это – речь для себя, обслуживающая самым интимным образом мышление ребенка.

 

Если же эгоцентрическая речь проистекает из недостаточной дифференциации речи для себя от речи для других, из недостаточной индивидуализации изначально социальной речи, из необособленности и невыделенности речи для себя из речи для других, то все эти изменения ситуации должны сказаться в резком падении эгоцентрической речи.

 

Эксперименты:

1. Иллюзия понимания – падение в 8 раз

2. Коллективный монолог – падение в 6 раз

3. Вокализация (оркестр) – падение в 4-5 раз

 

 

Внутренняя речь характеризуется свёрнутостью (пример с нецензурным словом).

 

Внутренняя речь есть речь для себя, из этого вытекают ее структурные особенности (непонятность для другого, сокращенность).

 

Важнейшая особенность внутренней речи – ее отрывочность, сокращенность, фрагментарность за счет опускания подлежащего и относящихся к нему слов. Те же особенности характерны и для эгоцентрической речи, причем к школьному возрасту они нарастают.

 

Предикативность внутренней речи.

Несовпадение грамматического и психологического подлежащего и сказуемого.

 

Мы называли до сих пор предикативность и редуцирование фазической стороны речи как два источника, откуда проистекает со-кращенность внутренней речи. Но уже оба эти феномена указывают на то, что во внутренней речи мы вообще встречаемся с совершенно иным, чем в устной, отношением семантической и фазической сторон речи. Фазическая сторона речи, ее синтаксис и ее фонетика сводятся до минимума, максимально упрощаются и сгущаются. На первый план выступает значение слова. Внутренняя речь оперирует преимущественно семантикой, но не фонетцкой речи.

 

Смысл превыше всего.

 

Агглютинация, сливание слов.

 

Точно так же, как внутренняя речь не есть речь минус звук, внешняя речь не есть внутренняя речь плюс звук. Переход от внутренней к внешней речи есть сложная динамическая трансформация - превращение предикативной и идиоматической речи в синтаксически расчлененную и понятную для других речь.

 

Внутренняя речь есть все же речь, т.е. мысль, связанная со словом. Но если мысль воплощается в слове во внешней речи, то слово умирает во внутренней речи, рождая мысль.

 

Исследования внутренней речи –



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.03 с.)