Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логико-понятийное мышление. Вербально-логическое.
Реальность становится доступной человеку в своем словесном оформлении, и он, оперируя логическими понятиями, может познавать ее существенные закономерности и взаимосвязи. Дети в начальной школе не понимают операциональные отношения, лежащие в основе требований логических задач. Использование понятий, логических конструкций, языковых средств, кодирование,
22.Образное, визуальное и пространственное мышление
По Р. Арнхейму: визуальное и пространственное Критерий: Наличие визуального образа
- Визуальный образ целостный, схематичный, ясный, абстрактный, сохраняет смысл изображения в целом. Павел рассчитывал время, представляя циферблат часов и угол наклона стрелки часов. Элементы мышления могут изменяться, перестраиваться, трансформироваться. Мышление в отрыве от перцептивного опыта. Обобщение фактов, ситуаций. Визуальное мышление – мышление посредством визуальных операций. Художник создает образы – результат визуального мышления.
Существует визуальный образ. Художник рисует – у него есть в это время визуальный образ. Абстрактность, конкретность образа – выделяет существенные детали (согнутая спина – признак уставшего человека) - образ организован, структурирован, -схематичен, фрагментарен. Визуальное мышление в психологии искусства. -разделение существенных и несущественных признаков. -четкость образа
Эксперименты: 1. бине с 2 дочерьми. Как ты видишь платье? 2. коффка. Как ты видишь юриста? Рука с портфелем.
Примеры: Политика на географической карте, расчет времени по циферблату часов, грузчики представляют, как при подъеме надо поворачивать груз, наклонять, толкать. Игра в шахматы.
- Пространственное мышление – оперирование пространственным образом.
Петру и Павлу задали одну и ту же задачу: «Сейчас 3 часа 40 ми- нут; сколько времени будет через полчаса?» Петр поступает так: он помнит, что полчаса — это тридцать минут: поэтому надо 30 прибавить, к 40. Так как в часе только 60 минут, то остаток в 10 минут перейдет в следующий час. Так он приходит к ответу: 4 часа 10 минут. Для Павла час — это круглый циферблат часов, а полчаса - половина этого круга. В 3 часа 40 минут минутная стрелка стоит под косым углом слева на расстоянии двух пятиминутных делений от вертикали. Взяв эту стрелку за основу, Павел разрезает диск пополам и попадает в точку, которая находится в двух делениях справа от вертикали, на противоположной стороне. Так он получает ответ и переводит его в числовую форму: 4 часа 10 минут.
И Петр, и Павел решали эту задачу мысленно. Петр переводил ее в количества, не связанные с чувственным опытом. Он производил операции с числами по тем правилам, которые он усвоил с детства: 40+30=70; 70 — 60=10. Он мыслил «интеллектуально». Павел же применил в этой задаче соответствующий визуальный образ. Для него целое — это простая законченная форма, половина — это половина этой формы, а ход времени — это не увеличение арифметического количества, а круговое движение в пространстве. Павел мыслил «визуально».
По И.С. Якиманской: «Пространственное мышление является специфическим видом мыслительной деятельности, которая имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве (как видимом, так и воображаемом). В своих наиболее развитых формах это есть мышление образами, в которых фиксируются пространственные свойства и отношения. Оперируя исходными образами, созданными на различной наглядной основе, мышление обеспечивает их видоизменение, трансформацию и создание новых образов, отличных от исходных».
3 типа оперирования пространственными образами: § Изменение положения воображаемого объекта на плоскости, в пространстве по отношению к другим объектам или их элементам; § Изменение его структуры; § Комбинация этих преобразований. И.С. Якиманская выявила критические точки развития пространственного м.: § Переход от 3-хмерного пространства к 2-хмерному и обратно, § Переход от наглядных изображений к условно-символическим и обратно, § Переход от фиксированной в себе точки отсчета (координат) к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета.
23.Эгоцентрическое, аутистическое и реалистическое мышление Блейер. психоанализ Критерий: Цель. Различаются по степени включенности в реальность. 1) аутистическое
Цель – получить непосредственное удовольствие. - мысленное удовольствие. Без непосредственного восприятия объектов. -дезадаптация -символичность – объединение понятий по каким-то непонятным св-м Аутистичное мышление -у ребенка -в вопросах, где логика не помогает -вопросы с сильными аффектами -сон, шизофрения – разрушение ассоциативных связей В норме аутистическое и реалистичекое мышление должно находиться в равновесии
Аутизм – преобладание внутренней жизни над внешней, активный уход из внешнего мира. Аутистическое мышление содержит аффективные компоненты. - каждый аффект стремиться удержаться, придать логику происходящему, ценность - мы запоминаем и сохраняем приятные представления и забываем неприятные. Аутистическое мышление может давать выражение всевозможным влечениям и тенденциям, которые скрыты в человеке. Может не считаться с действительностью. В аутизме все влечения и желания проявляются, даже самые противоречащие друг другу. Аутизм игнорирует временные соотношения – перемешивает настоящее, прошлое и будущее. Аутист отбрасывает те представления, которые ему не подходят. (умерший возлюбленный представляется таким каким он был в реальности, не осознается мертвым). Представляет то, что соответствует аффекту. Цель – стремление вызывать положительные представления, аффекты и вытеснить отрицательные. Аутистич мышл может быть бессознательным и сознательным. Аутистич мех-мы врожденны. В основе лежит аффект. Аутизм часто пользуется неправильными понятиями, нарушаются логические связи.
Примеры: Быть ребенком и быть самостоятельным взрослым, быть гетеро и гомосексуальным одновременно, обладать любимой женщиной и быть свободным.
Эгоцентрическое мышление Между аутистическим и реалистическим. Мир понимается с позиции своего Я. Невозможность занять позицию другого человека, чужую точку зрения. Пример Пиаже про братьев.
Реалистическое Цель – познание мира. Лучшая адаптация Большинство влечений и желаний игнорируется, подавляется в пользу того, что является важным. Осознается прошлое, настоящее и будущее. Представляет действительность. Цель реалистич мышл – правильное познание окруж мира, нахождение истины. Регулирует наше отношение к внешнему миру – служит для сохранения жизни, добывания пищи. Не врожденное. Интеллект. Стадии развития мышления ребёнка по Пиаже: · аутистическое мышление – 0 – 2-3 года Отождествление субъекта и объекта, неспособность разделить себя и окружающий мир. · эгоцентрическое мышление 2-3 года – 11-12 лет Эгоцентризм — это особая познавательная позиция, занимаемая субъектом в отношении окружающего мира, когда явления и объекты рассматриваются только с собственной точки зрения. Эгоцентризм – это абсолютизация собственной познавательной перспективы и неспособность координировать различные точки зрения на предмет. Тесты на эгоцентризм: «Братья», «Тест трёх гор». · социализированное мышление – старше 12 лет Децентрация – координация собственной точки зрения с другими возможными взглядами на объект.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.013 с.) |