Логико-понятийное мышление. Вербально-логическое. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логико-понятийное мышление. Вербально-логическое.



Реальность становится доступной человеку в своем словесном оформлении, и он, оперируя логическими понятиями, может познавать ее существенные закономерности и взаимосвязи.

Дети в начальной школе не понимают операциональные отношения, лежащие в основе требований логических задач.

Использование понятий, логических конструкций, языковых средств, кодирование,

 

 

22.Образное, визуальное и пространственное мышление

 

По Р. Арнхейму: визуальное и пространственное

Критерий: Наличие визуального образа

 

- Визуальный образ целостный, схематичный, ясный, абстрактный, сохраняет смысл изображения в целом.

Павел рассчитывал время, представляя циферблат часов и угол наклона стрелки часов.

Элементы мышления могут изменяться, перестраиваться, трансформироваться.

Мышление в отрыве от перцептивного опыта. Обобщение фактов, ситуаций.

Визуальное мышление – мышление посредством визуальных операций.

Художник создает образы – результат визуального мышления.

 

Существует визуальный образ. Художник рисует – у него есть в это время визуальный образ.

Абстрактность, конкретность образа – выделяет существенные детали (согнутая спина – признак уставшего человека)

- образ организован, структурирован,

-схематичен, фрагментарен.

Визуальное мышление в психологии искусства.

-разделение существенных и несущественных признаков.

-четкость образа

 

Эксперименты:

1. бине с 2 дочерьми. Как ты видишь платье?

2. коффка. Как ты видишь юриста? Рука с портфелем.

 

Примеры: Политика на географической карте, расчет времени по циферблату часов, грузчики представляют, как при подъеме надо поворачивать груз, наклонять, толкать.

Игра в шахматы.

 

 

- Пространственное мышление – оперирование пространственным образом.

 

Петру и Павлу задали одну и ту же задачу: «Сейчас 3 часа 40 ми- нут; сколько времени будет через полчаса?» Петр поступает так: он помнит, что полчаса — это тридцать минут: поэтому надо 30 прибавить, к 40. Так как в часе только 60 минут, то остаток в 10 минут перейдет в следующий час. Так он приходит к ответу: 4 часа 10 минут.

Для Павла час — это круглый циферблат часов, а полчаса - половина этого круга. В 3 часа 40 минут минутная стрелка стоит под косым углом слева на расстоянии двух пятиминутных делений от вертикали. Взяв эту стрелку за основу, Павел разрезает диск пополам и попадает в точку, которая находится в двух делениях справа от вертикали, на противоположной стороне. Так он получает ответ и переводит его в числовую форму: 4 часа 10 минут.

И Петр, и Павел решали эту задачу мысленно. Петр переводил ее в количества, не связанные с чувственным опытом. Он производил операции с числами по тем правилам, которые он усвоил с детства: 40+30=70; 70 — 60=10. Он мыслил «интеллектуально». Павел же применил в этой задаче соответствующий визуальный образ. Для него целое — это простая законченная форма, половина — это половина этой формы, а ход времени — это не увеличение арифметического количества, а круговое движение в пространстве. Павел мыслил «визуально».

 

 

По И.С. Якиманской: «Пространственное мышление является специфическим видом мыслительной деятельности, которая имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве (как видимом, так и воображаемом). В своих наиболее развитых формах это есть мышление образами, в которых фиксируются пространственные свойства и отношения. Оперируя исходными образами, созданными на различной наглядной основе, мышление обеспечивает их видоизменение, трансформацию и создание новых образов, отличных от исходных».

 

3 типа оперирования пространственными образами:

§ Изменение положения воображаемого объекта на плоскости, в пространстве по отношению к другим объектам или их элементам;

§ Изменение его структуры;

§ Комбинация этих преобразований.

И.С. Якиманская выявила критические точки развития пространственного м.:

§ Переход от 3-хмерного пространства к 2-хмерному и обратно,

§ Переход от наглядных изображений к условно-символическим и обратно,

§ Переход от фиксированной в себе точки отсчета (координат) к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета.

 

23.Эгоцентрическое, аутистическое и реалистическое мышление

Блейер. психоанализ

Критерий: Цель. Различаются по степени включенности в реальность.

1) аутистическое

Цель – получить непосредственное удовольствие.

- мысленное удовольствие. Без непосредственного восприятия объектов.

-дезадаптация

-символичность – объединение понятий по каким-то непонятным св-м

Аутистичное мышление

-у ребенка

-в вопросах, где логика не помогает

-вопросы с сильными аффектами

-сон, шизофрения – разрушение ассоциативных связей

В норме аутистическое и реалистичекое мышление должно находиться в равновесии

 

Аутизм – преобладание внутренней жизни над внешней, активный уход из внешнего мира.

Аутистическое мышление содержит аффективные компоненты.

- каждый аффект стремиться удержаться, придать логику происходящему, ценность

- мы запоминаем и сохраняем приятные представления и забываем неприятные.

Аутистическое мышление может давать выражение всевозможным влечениям и тенденциям, которые скрыты в человеке. Может не считаться с действительностью.

В аутизме все влечения и желания проявляются, даже самые противоречащие друг другу.

Аутизм игнорирует временные соотношения – перемешивает настоящее, прошлое и будущее.

Аутист отбрасывает те представления, которые ему не подходят. (умерший возлюбленный представляется таким каким он был в реальности, не осознается мертвым).

Представляет то, что соответствует аффекту.

Цель – стремление вызывать положительные представления, аффекты и вытеснить отрицательные.

Аутистич мышл может быть бессознательным и сознательным.

Аутистич мех-мы врожденны. В основе лежит аффект.

Аутизм часто пользуется неправильными понятиями, нарушаются логические связи.

 

Примеры: Быть ребенком и быть самостоятельным взрослым, быть гетеро и гомосексуальным одновременно, обладать любимой женщиной и быть свободным.

 

Эгоцентрическое мышление

Между аутистическим и реалистическим.

Мир понимается с позиции своего Я.

Невозможность занять позицию другого человека, чужую точку зрения.

Пример Пиаже про братьев.

 

Реалистическое

Цель – познание мира.

Лучшая адаптация

Большинство влечений и желаний игнорируется, подавляется в пользу того, что является важным.

Осознается прошлое, настоящее и будущее.

Представляет действительность.

Цель реалистич мышл – правильное познание окруж мира, нахождение истины.

Регулирует наше отношение к внешнему миру – служит для сохранения жизни, добывания пищи.

Не врожденное. Интеллект.

Стадии развития мышления ребёнка по Пиаже:

· аутистическое мышление – 0 – 2-3 года

Отождествление субъекта и объекта, неспособность разделить себя и окружающий мир.

· эгоцентрическое мышление 2-3 года – 11-12 лет

Эгоцентризм — это особая познавательная позиция, занимаемая субъектом в отношении окружающего мира, когда явления и объекты рассматриваются только с собственной точки зрения. Эгоцентризм – это абсолютизация собственной познавательной перспективы и неспособность координировать различные точки зрения на предмет. Тесты на эгоцентризм: «Братья», «Тест трёх гор».

· социализированное мышление – старше 12 лет

Децентрация – координация собственной точки зрения с другими возможными взглядами на объект.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.013 с.)