Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человеческое мышление начинается тогда, когда мы разделяем 2 этих фазы: разделение труда и речь.

Поиск

 

 

Возникновение человеческого мышления следует рассматривать в контексте изучения человеческой деятельности, основной формой которой является труд, становление психики, развитие языка. Развитие мышление отдельного человека выступает как часть исторического развития мышления всего человечества.

Человеческая деятельность носить продуктивный и преобразующий внешнюю среду характер. В связи с этим возникает постановка цели. Общественный опыт передаётся через орудия труда. Ещё более мощным средством накопления социального опыта является язык.

Коллективная деятельность требует разделения последовательно выполняемых функций: подготовка и исполнение действия. Координация совместных усилий требует называть действия до их непосредственного выполнения.

Разделение труда на умственный и физический. По Леонтьеву, двухфазность мышления, не характерная для животных. Мышление впервые принимает форму самостоятельной деятельности, со своими мотивами, целями и операциями.

l Человеческая деятельность коллективная, совместная -> разделение труда - > возникновение действий, подчиненных цели, опосредование мысли знаком в процессе общения (словесное обозначение – результат постановки цели). Мыслительная деятельность всегда общественно обусловлена: использование знаний, полученных другими, в необходимости решать уже сформулированные, но не решенные задачи.

l Через язык ставятся промежуточные цели для других людей коллектива, целеобразование.

 

 

44. Особенности примитивного мышления. Леви-Брюль и Лурия

 

Бороро и красные попугаи.

 

Лурия – исследование узбеков

Правильные ответы даются только на основе собственного опыта. Ищется фактическая основа решения задачи.

Скрибнер выяснил, что испытуемые не могли в точности воспроизвести задачу, они заменяли вопрос на вывод или добавляли что-то в текст задачи.

 

Существует три подхода к развитию человека:

· принцип ассоциаций (Тейлор) –структура мыслительного процесса не различается в различные исторические эпохи. Различие заключается в количестве и качестве опыта (в племени и развитом государстве).

Если примитивного засунуть в цивилизацию, то быстро привыкнут.

 

· Люсьен Леви-Брюль (французская социологическая школа)

- психологические механизмы мышления примитивного и культурного человека не совпадают. 

- мышление человека определяется структурой того общества, в котором он живёт.

- Различным типам общества соответствуют различные типы психики человека, в том числе и мышление.

- Исследовательская задача – сравнить типы мышления примитивного и культурного человека.

- Вывод – тип мышления и поведения представляет собой исторически изменчивую величину. Качественные отличия в мышлении в социогенезе.

 

Выделил крайние варианты мышления: логическое и пралогическое. У логиков есть и пралогическое и наоборот.

 

- Мышление примитивного человека: туземцы.

1. мистическое восприятие реальности. Другие причинно-следственные связи. Тень – зло, прокалываем его копьем. Особое отношение к снам – высшая подсказка сил.

одно и то же существо может в одно и то же время пребывать в двух или нескольких местах.

2. нечувствительность к противоречию. У нас четко есть а и есть не-а. а у них все смазано.

3. Закон соучастия (партиципации) – одна и та же вещь может участвовать в нескольких совершенно различных формах бытия. Связи между предметами непонятные.

4. коллективные представления – те представления, которые устанавливает человек, они непроницаемы для опыта. Невозможно их разрушить.

5. пралогическое мышление чувственное, эмоциональное.

6. нарушение причинных связей.

засуха была однажды приписана специально тому обстоятельству, что миссионеры во время богослужения надевали особый головной убор.

 

Логическое и пралогическое есть у всех, только в разных пропорциях.

 

2) лурия. Исследование в узбекистане.

Никто из наблюдаемых нами людей не получил высшего образования. 5 групп.

1. Женщины, неграмотные и не вовлеченные в какую-либо современную общественную деятельность.

2. Крестьяне, еще не вовлеченные в обобществленный труд и продолжавшие вести индивидуальное хозяйство. Неграмотныеж.

 
3. Женщины, посещавшие краткосрочные курсы воспитательниц детских садов. Почти неграмотны.

4. Активные члены колхоза и молодежь, окончившая краткосрочные курсы. Они занимали должности председателей колхозов, руководителей в разных областях сельского хозяйства или бригадиров; имели значительный опыт планирования производства, распределения труда и учета продукции. Малограмотные.

5. Женщины-студентки, принятые в учительский техникум после двух или трехлетнего обучения.

 

Только последние три группы благодаря своему участию в социалистическом хозяйстве приобщились к новым формам общественных отношений и к новым жизненным принципам, что должно было привести к радикальному изменению содержания и формы их мышления. Эти социальные изменения дали им возможность соприкоснуться с техническими знаниями, грамотностью и другими формами культуры.

 

Сравнивая процессы умственной деятельности представителей этих групп, мы рассчитывали увидеть изменения, вызванные культурной и социально-экономической перестройкой жизненного уклада.

 

Чем ниже образование, вовлеченность в соц условия, тем больше конкретностность мышления, название цветов мотков шерсти приравнено к конкретным объектам, объединять цвета не могут – они же все разные. Чуть поумнее – могли классифицировать.

-задания классифицировать предметы по каким-то существенным признакам. Они подменяли задачу теоретическую на практическую – выбирали те предметы, которые им понадобятся в хоз-ве, нет абстрактного мышления.

 

-исключение 4 лишнего. Не могли ничего исключить – все же нужно. Опора на конкретику у необразованных. Смесь конкретики и абстракции и более образованных – сформирована чуток система понятий.

 

ВЫВОДЫ:

- первичная функция языка изменяется с повышением образовательного уровня.

- Однако испытуемые, получившие основы школьного образования и принимавшие участие в коллективных формах трудовой деятельности, легко переходили к абстрактному мышлению.

- что силлогизмы не воспринимались испытуемыми как объединенная логическая система. Не могли закончить силлогизмы, так как не были, не видели, не знают. Опора на конкретику.

- у образованных испытуемых картина резко менялась. Они решали силлогизмы так, как это делает любой образованный человек. Из каждого силлогизма они выводили правильное заключение независимо от того, были посылки правильны фактически и близки ли они к непосредственному опыту испытуемого.

 

У неграмотных = конкретное мышление

=у грамотных, чем больше вовлеченность в общественную среду – тем больше абстрактности.

· Согласно Выготскому, примитивный человек находится на стадии комплексного мышления, мыслит фамильными именами.

· Так, индейцы племени бороро утверждали, что они красные попугаи. Это не означает, что они после смерти становятся попугаями и что попугаи –превращенные индейцы, а что они действительно попугаи.

 

45.  Культурно-сопоставительные исследования мышления

 

+ гипотеза о лингвистической относительности:

 

Гипотеза линвистической относительности и детерминизма или «гипотеза Уорфа» - это предположение о том, что различные языки по-разному влияют на мышление.

Сепир: языковая среда определяет культурные и языковые нормы. Топологическая местность. В пустыне – найти воду – расскажут очень подробно.

 

1. лексика языка.

в одних из них есть слова, эквивалентов которых нет в другом языке. Также языки различаются по наличию обобщающих терминов для выражения определенных категорий (например, в китайском есть слово, которое обобщает слова «фрукты и орехи»).

 

На лексическом уровне языки различаются тем, как в них осуществляется различение семантических сфер. Самое популярное исследование в этой области – цветовой континуум. Языки различаются по тому, сколькими способами они расчленяют этот континуум. Оттенки цвета у жителей севера

 

2) грамматический уровень.

Грамматический детерминизм. Эксперимент Кэррол и Касагранде.

 

«В языке навахо, если используются глаголы, связанные с манипуляцией, обязательно употреблять определенную глагольную форму, соответствующую форме или другим существенным признакам предмета, о котором идет речь».

Это интересное грамматическое различие привело Кэррола и Касагранде к следующему предположению: «Ребенок, говорящий на навахо, должен научиться различать признаки «формы» предмета раньше, чем ребенок, говорящий по-английски.

Поэтому возникла гипотеза, что упомянутое свойство языка навахо будет влиять на относительную значимость и порядок возникновения таких понятий, как цвет, размер, форма или силуэт предметов у детей, говорящих на навахо, по сравнению с детьми того же возраста, говорящими, кроме того, еще и по-английски,

 а также что дети, говорящие на навахо, будут обращать большее внимание на непосредственно воспринимаемое сходство предметов по форме».

 

метод: предъявлялись тройки предметов, и ребенок должен был выбрать из этих трех предметов два, наиболее, по его мнению, «подходящих» друг к другу. «Например, одна из пар состояла из желтой палочки и куста синей веревки, приблизительно равных по размеру. Затем ребенку предлагалась желтая веревка, и он мог произвести выбор либо на основе цвета, либо на основе глагольной классификации на языке навахо, поскольку для выражения длины палки и длины веревки в навахо используются разные глаголы».

Эксперимент показал, что в обеих группах (с преобладанием языка навахо и с преобладанием английского языка) наблюдалось с возрастом увеличение перцептивной значимости формы или очертания по сравнению с цветом.

 Однако дети навахо все время опережают своих «английских» сверстников, хотя в возрасте семи лет кривые начинают сближаться.

Иными словами, дети, говорящие только на навахо, раньше начинают группировать предметы по форме или очертаниям, чем дети, говорящие по-английски,

 

ВЫВОД: есть влияние языка на развитие познавательных процессов.

 

2. влияние среды:

Белые и черные американцы.

Белые дети-американцы, живущие в пригородах Бостона, имеют большее сходство с детьми, говорящими только на навахо, - группируют предметы по форме или очертаниям, а не по цвету.

С другой стороны, дети негритянских трущоб Гарлема показали результаты, сходные с детьми навахо, у которых преобладает английский язык, потому что они переставали группировать по цвету в более старшем возрасте.

ВЫВОД: необходимо учитывать два вида переменных - окружающие условия и родной язык.

 

Кэрролл и Касагранде предполагают, что определенные факторы среды, в которой растет белый ребенок, живущий в пригороде, — возможно, игра с головоломками и игрушками, привлекающими внимание к своей форме, — могут выработать у говорящего по-английски ребенка способность обращать внимание на форму и очертания уже в раннем возрасте.

 Если же в окружении практически отсутствуют неязыковые средства привлечения внимания к форме (индейская резервация и городские трущобы), то язык, подобный языку навахо, может ускорить развитие познавательных процессов в смысле перехода от группировки по цвету к группировке по форме.

 

 

2) Коул, Скрибнер. Результаты похожи на Лурию.

племя кпелле в Либерии, показывают, что их ответы похожи на ответы крестьян из Средней Азии.

Вопрос такой: «Паук и черный олень всегда вместе едят. Паук ест. Ест ли олень?»

Испытуемый: Они были в лесу?

Экспериментатор: Да.

Испытуемый: Они вместе ели?

Экспериментатор: Паук и черный олень всегда вместе едят. Паук ест. Ест ли олень?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.29 (0.008 с.)