Договор розничной купли-продажи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договор розничной купли-продажи



Договор розничной купли-продажи — это договор, по которо­му продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товара, обязуется передать покупателю товар, кото­рый обычно предназначается для личного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельно­стью, а покупатель обязуется принять товар и оплатить его.

Договор розничной купли-продажи является публичным.

К отношениям по договору розничной купли-продажи с учас­тием покупателя-физического лица, не урегулированным ГК, при­меняется законодательство о защите прав потребителей.

Условия договора, ограничивающие права покупателя-физического лица по сравнению с правами, установленными этим Кодек­сом и законодательством о защите прав потребителей, являются ничтожными.

Покупатель имеет право на возмещение убытков, причинен­ных ему продавцом в результате использования им преимуществ своего положения в производственной или торговой деятельнос­ти (ст.698 ГК).

Кроме ГК (§ 2 главы 54), основными нормативно-правовыми актами, регулирующими розничную куплю-продажу, являются: Закон Украины «О защите прав потребителей» в редакции Закона от 15.12.93 г.; Порядок занятия торговой деятельностью и прави­ла торгового обслуживания населения, утвержденные Постановле­нием Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 108; Прави­ла розничной торговли продовольственными товарами, утвержден­ные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. №185; Правила продажи непродовольственных товаров, утвержденные приказом МВЭСторга Украины от 27.05.96 г. № 264; Правила комиссионной торгов­ли непродовольственными товарами, утвержденные приказом МВЭСторга Украины от 13.03.95 г. № 37.

В ГК предусмотрено публичное предложение заключить дого­вор купли-продажи. Предложение товара в рекламе, каталогах, а также иных описаниях товара, обращенных к неопределенному кругу лиц, является публичным предложением заключить дого­вор, если оно содержит все существенные условия договора.

Выставление товара, демонстрация его образцов или предос­тавление сведений о товаре (описаний, каталогов, фотоснимков и т.п.) в местах его продажи является публичным предложением заключить договор независимо от того, указана ли цена и другие существенные условия договора купли-продажи, кроме случаев, когда продавец явно определил, что соответствующий товар не предназначен для продажи (ст.699 ГК).

В сравнении с ранее действовавшим законодательством в но­вом ГК более полно регламентированы права и обязанности сто­рон при розничной купле-продаже, в частности, по предоставле­нию покупателю необходимой и достоверной информации о това­ре, порядке и сроках удовлетворения требований покупателя о замене товара или устранении недостатков, возмещении разницы в цене в случае замены товара, уменьшения цены, возврата товара ненадлежащего качества и др.

Детально регламентировано предоставление покупателю ин­формации о товаре. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже. Информация должна соответствовать требованиям

закона и правилам розничной торговли к ее содержанию и спо­собам предоставления.

Покупатель имеет право до заключения договора купли-про­дажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств товара или демонстрации пользования товаром, если это не исключено характером товара и не противоречит пра­вилам розничной торговли.

Если покупателю не предоставлена возможность незамедли­тельно получить полную и достоверную информацию о товаре в месте его продажи, он имеет право потребовать возмещения убыт­ков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, — в разумный срок отказаться от договора, потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы и возмещения убытков, а также морального вреда.

Продавец, не предоставивший покупателю возможность полу­чить полную и достоверную информацию о товаре, несет ответ­ственность за недостатки товара, возникшие после передачи его покупателю, если покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации (ст.700 ГК).

Цена и оплата товара. Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обяза­тельства.

Если договором установлена предварительная оплата товара (ст.693 ГК), просрочка покупателем оплаты товара является отка­зом покупателя от договора, если иное не установлено договором.

К договору розничной купли-продажи товара в кредит, в том числе с рассрочкой платежа, не применяются положения абз.1 ч.5 ст. 694 ГК.

Покупатель имеет право полностью оплатить товар в любое время в пределах установленного договором периода рассрочки его оплаты.

Обмен товара. Согласно ст.707 ГК покупатель имеет право в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродоволь­ственного товара ненадлежащего качества, если более длитель­ный срок не объявлен продавцом, обменять его в месте покупки или других местах, объявленных продавцом, на аналогичный то­вар других размера, формы, габарита, фасона, комплектации и т.п. В случае выявления разницы в цене покупатель производит не­обходимый перерасчет с продавцом.

Если у продавца нет необходимого для обмена товара, покупа­тель имеет право возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

Требование покупателя об обмене или возврате товара подле­жит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства и при наличии доказательств приобретения товара у этого продавца.

Перечень товаров, которые не подлежат обмену или возврату по вышеуказанным основаниям, устанавливаются нормативно-правовыми актами.

Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежа­щего качества предусмотрены в ст.708 ГК. В случае обнаруже­ния покупателем в течение гарантийного или иных сроков, уста­новленных обязательными для сторон правилами или договором, недостатков, не оговоренных продавцом, или фальсификации то­вара покупатель имеет право по своему выбору:

1) потребовать от продавца или изготовителя безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов, осуществленных покупателем либо третьим лицом, на их исправление;

2) потребовать от продавца или изготовителя замены товара на аналогичный товар надлежащего качества или на такой же товар другой модели с соответствующим перерасчетом в случае разницы в цене;

3) потребовать от продавца или изготовителя соответствующе­го уменьшения цены;

4) отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Покупатель, который приобрел непродовольственные товары, которые уже были в употреблении и реализованы через рознич­ные комиссионные торговые предприятия, о чем он был проин­формирован продавцом, имеет право предъявить вышеуказанные требования, если приобретенные товары содержали существенные недостатки, не оговоренные продавцом.

Продавец или изготовитель (либо уполномоченные ими пред­ставители) обязаны принять товар ненадлежащего качества от покупателя и удовлетворить его требования о замене товара или устранении недостатков. Доставка товара продавцу и его возврат покупателю осуществляются продавцом или изготовителем, а в случае неисполнения ими этой обязанности или отсутствия про­давца либо изготовителя в местонахождении покупателя возврат товара может быть осуществлен покупателем за их счет.

Требование покупателя о замене товара подлежит незамедли­тельному удовлетворению, а в случае необходимости проверки качества товара — в течение четырнадцати дней или, по догово­ренности сторон, в иной срок.

В случае отсутствия необходимого товара требование покупа­теля о замене товара подлежит удовлетворению в двухмесячный срок с момента подачи соответствующего заявления.

Если удовлетворить требование покупателя о замене товара в установленные сроки невозможно, покупатель по своему выбору

имеет право предъявить продавцу или изготовителю другие тре­бования в соответствии со ст.708 ГК.

Требование покупателя о безвозмездном устранении недостат­ков товара подлежит удовлетворению продавцом или изготови­телем в течение четырнадцати дней или, по договоренности сто­рон, в иной срок. По требованию покупателя на время ремонта ему должен быть предоставлен в пользование аналогичный товар, независимо от модели, с доставкой.

При устранении недостатков товара путем замены комплек­тующего изделия или составной части товара, на которые уста­новлены гарантийные сроки, гарантийный срок на новое комп­лектующее изделие или составную часть исчисляется со дня вы­дачи покупателю товара после устранения недостатков.

За каждый день просрочки продавцом или изготовителем ус­транения недостатков товара и невыполнения требования о пре­доставлении в пользование аналогичного товара на время устра­нения недостатков продавец уплачивает покупателю неустойку в размере одного процента стоимости товара (ст. 709 ГК).

В соответствии со ст. 710 ГК при замене товара с недостатками на товар надлежащего качества продавец не имеет права требо­вать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором купли-продажи, и ценой товара, существующей в мо­мент замены товара или постановления судом решения о замене товара.

При замене товара ненадлежащего качества на аналогичный, но иной по размеру, фасону, сорту и т.п. товар надлежащего каче­ства возмещению подлежит разница между ценой замененного товара и ценой товара надлежащего качества, действующей на момент замены товара или постановления судом решения о заме­не товара.

В случае предъявления требования о соответствующем умень­шении цены товара для расчета принимается цена товара на мо­мент предъявления требования об уменьшении цены, а если требование покупателя добровольно не удовлетворено продавцом, — на момент постановления судом решения о соответствующем уменьшении цены товара.

В случае отказа покупателя от договора и возврата продавцу товара ненадлежащего качества покупатель имеет право потребо­вать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добро­вольного удовлетворения его требования, а если требование доб­ровольно не удовлетворено продавцом, — на момент постановле­ния судом решения.

Бели на время исполнения решения суда о возмещении разни­цы в цене в случае замены товара, уменьшения цены или возвра­та товара ненадлежащего качества повысились цены на этот товар, покупатель по этим основаниям может заявить дополнительные требования к продавцу.

Ущерб, причиненный имуществу покупателя, и вред, причинен­ный увечьем, иным повреждением здоровья или смертью в связи с приобретением товара ненадлежащего качества, возмещается продавцом или изготовителем товара в соответствии с положаниями главы 82 ГК.

Разновидности договора розничной купли-продажи. Наряду с общими правилами предусмотрены особенности отдельных раз­новидностей договора розничной купли-продажи. Это:

1. Договор купли-продажи с условием о принятии покупате­лем товара в установленный срок. Стороны могут заключить договор купли-продажи с условием о принятии покупателем то­вара в срок, установленный договором, и в течение этого срока товар не может быть продан продавцом другому покупателю.

Если покупатель не явился или не совершил иных необходи­мых действий для принятия товара в установленный срок, счита­ется, что покупатель отказался от договора, если иное не установ­лено договором.

Дополнительные расходы продавца на обеспечение передачи товара покупателю в установленный срок включаются в цену то­вара, если иное не установлено договором или актами граждан­ского законодательства (ст.701 ГК).

2. Договор купли-продажи товара по образцам. Согласно ст. 702 ГК стороны могут заключить договор купли-продажи товара на основании ознакомления покупателя с образцом то­вара (по описанию, каталогу и т.п.).

Договор купли-продажи товара по образцу является выпол­ненным с момента доставки товара в место, установленное дого­вором, а если место передачи товара не установлено договором, — с момента доставки товара по месту жительства физического лица-покупателя или местонахождению юридического лица-покупате­ля, если иное не установлено договором или законом.

Покупатель до передачи товара имеет право отказаться от до­говора при условии возмещения продавцу расходов, связанных с совершением действий по выполнению договора.

3. Договор купли-продажи товара с использованием авто­матов. Если продажа товара осуществляется с использованием автоматов, владелец автоматов обязан довести до покупателей информацию о продавце товара путем размещения на автома­те или предоставления покупателям иным образом сведений о наименовании продавца, его местонахождении, режиме рабо­ты, а также о действиях, которые необходимо совершить поку­пателю для получения товара. Договор розничной купли-про­дажи с использованием автоматов является заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара.

Если покупателю не предоставляется оплаченный товар, про­давец должен по требованию покупателя незамедлительно предо­ставить покупателю товар или возвратить уплаченную им денеж­ную сумму.

Если автомат используется для размена денег, приобретения платежных средств или обмена валюты, применяются положения о розничной купле-продаже, если иное не вытекает из существа обязательства (ст.703 ГК).

4. Договор купли-продажи с условием о доставке товара по­купателю. Если договор розничной купли-продажи заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в уста­новленный договором срок доставить товар по месту, указанному покупателем, а если место передачи товара покупателем не ука­зано, — по месту жительства физического лица-покупателя или местонахождению юридического лица-покупателя.

Договор розничной купли-продажи с условием о доставке то­вара покупателю является выполненным с момента вручения товара покупателю, а при его отсутствии — лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, свидетельствующий о заключе­нии договора или оформлении доставки товара, если иное не уста­новлено договором, актами гражданского законодательства или не вытекает из существа обязательства.

Если договором не установлен срок доставки товара для вру­чения его покупателю, товар должен быть доставлен в разумный срок после получения требования покупателя (ст.704 ГК).

5. Договор найма-продажи. Согласно ст.705 ГК по договору найма-продажи до перехода к покупателю права собственности на переданный ему продавцом товар покупатель является нани­мателем (арендатором) этого товара.

Покупатель становится собственником товара, переданного ему по договору найма-продажи, с момента оплаты товара, если иное не установлено договором.

ГК и некоторые другие нормативно-правовые акты регулиру­ют иные разновидности розничной купли-продажи.

Правила продажи товаров по заказу и на дому у покупате­лей утверждены приказом МВЭСторга Украины от 29.03.99 г. № 199.

Продажа товаров по заказу — форма розничной купли-про­дажи товаров, при которой покупатель осуществляет предвари­тельный их заказ непосредственно в объекте торговли или через торгового агента либо с помощью телефона, персонального компь­ютера, иных технических средств связи и получает товары в обус­ловленном месте и в указанное время.

Продажа товаров па дому — форма розничной продажи това­ров уполномоченным представителем субъекта хозяйствования на дому у покупателя, по месту его работы, отдыха и т.п., как по предварительному приглашению покупателя, так и без такового.

Ащита прав потребителей

Права потребителей товаров, работ и услуг охраняет Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. в редак­ции Закона от 15.12.93 г. (далее — Закон), который также уста­навливает меры ответственности и иные санкции за нарушение законодательства об охране прав потребителей.

Следует учитывать, что согласно ч.3 ст.698 ГК к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-физического лица, не урегулированным ГК, применяется законо­дательство о защите прав потребителей.

Законом Украины от 07.03.2002 г. ратифицировано Соглаше­ние об основных направлениях сотрудничества государств-участ­ников Содружества Независимых Государств в сфере защиты прав потребителей.

В соответствии с Законом потребитель — это гражданин, при­обретающий, заказывающий, использующий или имеющий наме­рение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для соб­ственных бытовых нужд.

Потребители, находящиеся на территории Украины, во время приобретения, заказа или использования товаров (работ, услуг) для удовлетворения своих бытовых нужд имеют право на:

государственную защиту своих прав;

гарантированный уровень потребления;

надлежащее качество товаров (работ, услуг), торгового и иных видов обслуживания;

безопасность товаров (работ, услуг);

необходимую, доступную, достоверную и своевременную инфор­мацию о товарах, их количестве, качестве и ассортименте товаров, а также об их производителе;

возмещение убытков, причиненных товарами (работами, услу­гами) ненадлежащего качества, а также имущественного и мо­рального (неимущественного) ущерба, причиненного опасными для жизни и здоровья людей товарами (работами, услугами) в случа­ях, предусмотренных законодательством;

обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав;

объединение в общественные организации потребителей (объ­единения потребителей).

Закон Украины «О защите прав потребителей» называет од­ним из прав потребителя его право на надлежащее качество товаров — потребитель имеет право требовать от продавца (изго­товителя), чтобы качество приобретенного им товара соответство­вало требованиям нормативных документов, условиям договора, а также информации о товаре, предоставленной продавцом.

Качество передаваемого товара является существенным усло­вием договора купли-продажи. Поэтому в Законе прямо указано, что продавец обязан передать потребителю товар, который по ка­честву соответствует вышеуказанным требованиям.

Требования к товару относительно его безопасности для жиз­ни, здоровья и имущества потребителей, а также окружающей природной среды устанавливаются нормативными документами. В отношении отдельных групп товаров указанные требования устанавливаются законодательными актами Украины.

Реализация интересов потребителей в установлении требова­ний к качеству товаров обеспечивается правом участия объеди­нений потребителей в разработке нормативных документов со­гласно действующему законодательству.

Продавец обязан передать потребителю товар, который по ка­честву отвечает требованиям нормативных документов, услови­ям договора, а также информации о товаре, предоставляемой про­давцом.

На товары, ввозимые на территорию Украины, должен быть предусмотренный действующим законодательством документ, подтверждающий их надлежащее качество.

Закон «О защите прав потребителей» предусматривает права потребителей при нарушении их права на надлежащее каче­ство купленного товара.

Если потребитель приобрел товар ненадлежащего качества, при выявлении недостатков или фальсификации товара он в соответ­ствии с Законом «О защите прав потребителей» вправе использо­вать одну из пяти возможностей, предоставленных законом:

1) требовать безвозмездного устранения недостатков товара либо

возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

2) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула, мо­дификации) надлежащего качества;

3) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула, модификации) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

4) соответствующего уменьшения покупной цены;

5) расторжения договора и возмещения понесенных им убыт­ков.

Так, BJJ. (истец) обратился в Шевченковский районный суд г. Киева с исковыми требованиями к Шевченковскому универмагу г. Киева (ответчик) на том основании, что он приобрел у ответчика летний костюм без видимых недостатков. При на­ступлении весенне-летнего сезона истец несколько раз надел костюм и обнаружил, что он под воздействием солнечных лучей изменил окраску, на ткани появились пятна. Сразу же по обна­ружении указанных недостатков В.П. обратился к админист­рации Шевченковского универмага г. Киева с требованием заме­нить костюм. Однако ответчик отказался выполнить закон­ные требования покупателя, поэтому последний просил взыскать с ответчика стоимость костюма с учетом инфляции по ценам, сложившимся на день предъявления иска. В дополнительном исковом заявлении истец просил взыскать с ответчика сумму в возмещение морального ущерба, понесенного по вине универма­га, поскольку он трижды обращался к ответчику за восстанов­лением его нарушенного права, получал отказы, тратил свобод­ное время, силы, здоровье.

Из заключения судебно-товароведческой экспертизы усмат­ривалось, что возникший на костюме дефект (изменение перво­начальной окраски) произошел из-за низкой устойчивости ок­раски ткани к физико-химическим воздействиям.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что истец действительно покупал костюм в Шевченковском универмаге, дефект возник не по его вине и отказ универмага принять костюм для обмена повлек нарушение прав В.П. как потребителя. Суд посчитал, что исковые требования В.П. в части возмещения материаль­ного ущерба подлежат полному удовлетворению, а в части мо­рального ущербачастичному. [Юридическая практика. — 1996.— № 2.— С.З].

В отношении непродовольственных товаров, бывших в упот­реблении и реализованных через розничные комиссионные тор­говые предприятия, указанные требования потребителя удовлет­воряются только по согласию продавца.

Нередки в практике случаи, когда продавец не удовлетворяет то требование, которое предъявлено потребителем, навязывая ему другой вариант. Например, при приобретении некачественного товара потребитель требует расторжения договора и возмещения убытков (не доверяя продавцу), а продавец отказывает в этом, со­глашаясь на другое решение — замену недоброкачественного то­вара на аналогичный товар надлежащего качества.

В таких ситуациях только потребитель (а не продавец) вправе избирать одно из нескольких альтернативных требований и ник­то не вправе принуждать его к другому решению.

На практике иногда при обращении потребителя с претензией на качество купленного товара продавец отсылает его к изгото­вителю, поясняя покупателю, что только изготовитель отвечает за качество произведенного им товара. Это не соответствует закону, ведь продавец как сторона в договоре купли-продажи в полной мере отвечает за качество продаваемого товара. При этом право выбора, к кому обратить свои требования, принадлежит самому потребителю. Эти требования могут быть адресованы либо продав­цу по месту покупки товара, либо изготовителю, либо предприятию, выполняющему их функции по местонахождению потребителя. Функции представителей предприятий-изготовителей выполняют их представительства и филиалы, созданные изготовителями для этой цели, или предприятия, выполняющие указанные требова­ния на основании договора с изготовителем.

Продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функ­ции) обязаны принять товар ненадлежащего качества у потреби­теля и удовлетворить его требования.

Доставка крупногабаритных товаров весом более 5 кг про­давцу, изготовителю (предприятию, выполняющему их функ­ции) и их возврат потребителю осуществляется силами и сред­ствами продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции).

В случае невыполнения данного обязательства, а также при отсутствии продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции) в местонахождении потребителя доставка и возврат товаров могут осуществляться потребителем за их счет.

При наличии товара требование потребителя о его замене под­лежит немедленному удовлетворению, а в случае необходимости проверки качества — в течение 14 дней или по договоренности сторон.

В случае отсутствия товара требование потребителя о замене подлежит удовлетворению в двухмесячный срок со времени соот­ветствующего заявления. Если удовлетворить требование потре­бителя о замене товара в установленный срок невозможно, потре­битель вправе по своему выбору предъявить иные требования, предусмотренные Законом.

В Законе установлен ряд положений для охраны прав потре­бителей при изменении цен на товары.

При замене товара с недостатками на аналогичный товар над­лежащего качества, цена на который изменилась, перерасчет сто­имости не производится.

При замене товара с недостатками на такой же товар другой модели перерасчет стоимости производится исходя из цен, дей­ствовавших на момент обмена.

При расторжении договора расчеты с потребителем в случае повышения цены на товар производятся, исходя из его стоимости на момент предъявления соответствующего требования, а в слу­чае снижения цены — исходя из стоимости товара на момент покупки.

В случае приобретения потребителем продовольственных то­варов ненадлежащего качества продавец обязан заменить их на качественные товары или возвратить потребителю уплаченные им деньги, если указанные недостатки выявлены в пределах сро­ка годности.

При предъявлении потребителем требования о безвозмездном устранении недостатков товара они должны быть устранены в течение 14 дней или по согласованию сторон в другой срок.

По требованию покупателя на время ремонта ему предостав­ляется (с доставкой) аналогичный товар независимо от модели. За каждый день задержки выполнения требования о предостав­лении аналогичного товара и за каждый день задержки устране­ния недостатков сверх установленного срока (14 дней) потребите­лю выплачивается неустойка в размере одного процента стоимо­сти товара.

Требования потребителя рассматриваются после предъявления потребителем квитанции, товарного или кассового чека или дру­гого письменного документа, а по товарам, на которые установле­ны гарантийные сроки, — технического паспорта или другого за­меняющего его документа. При продаже товара продавец обязан выдать потребителю квитанцию, товарный или кассовый чек или иной письменный документ, удостоверяющий факт покупки.

Требования в отношении товаров, изготовленных за пределами Украины или приобретенных у посредников, удовлетворяются за счет продавца.

Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции) докажут, что недостатки товара возникли вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения либо транспорти­ровки товара или действия непреодолимой силы.

Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом.

При удовлетворении требований потребителя суд одновремен­но разрешает вопросы о возмещении морального (неимуществен­ного) вреда.

Потребители по своему выбору предъявляют иск в суд по мес­ту своего жительства или по местонахождению ответчика, по ме­сту нанесения вреда или по месту выполнения договора. Они ос­вобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, свя­занным с нарушением их прав.

В соответствии со ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель обеспечивает нормальную работу (применение) то­вара, в том числе комплектующих изделий, в течение гарантий­ного срока, установленного законодательством, а в случае его от­сутствия — договором.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия должны быть не меньше гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

Гарантийный срок должен указываться в паспорте на товар либо на этикетке или в любом другом документе, прилагаемом к товару.

Для медикаментов, пищевых продуктов, изделий бытовой хи­мии, парфюмерно-косметических и других товаров, потребитель­ские свойства которых могут со временем ухудшаться и пред­ставлять опасность для жизни, здоровья, имущества и окружаю­щей природной среды, устанавливается срок годности, который указывается на этикетках, упаковке или в других документах, прилагаемых к ним при продаже, и считается гарантийным сро­ком. Срок годности исчисляется с даты изготовления, которая также должна быть указана на этикетке или в других докумен­тах, и определяется временем, в течение которого товар пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар при­годен к использованию.

На сезонные товары (одежду, меховые изделия и другие) га­рантийный срок исчисляется с начала соответствующего сезона, устанавливаемого Кабинетом Министров Украины.

Перечень сезонных товаров, гарантийные сроки по которым исчисляются с начала соответствующего сезона, содержится в при­ложении М° 1 к Постановлению Кабинета Министров Украины от 19.03.94 г. № 172. Для сезонных товаров гарантийные сроки ис­числяются с момента наступления сезона: с 1 апреля — весенне-летнего ассортимента, с 1 октября — осенне-зимнего ассортимен­та. Для обуви зимнего ассортимента — с 15 ноября по 15 марта; весенне-осеннего ассортимента — с 15 марта по 15 ноября, летне­го ассортимента — с 15 мая по 15 сентября.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, когда время заключения договора купли-продажи и время пере­дачи товара потребителю не совпадают, гарантийные сроки ис­числяются со дня доставки товара потребителю, а если товар нуж­дается в специальной установке (подключении) либо сборке — со дня их производства. Если день доставки, установки (подключе­ния) либо сборки товара, а также передачи недвижимого имуще­ства установить невозможно или если имущество находилось у потребителя до заключения договора купли-продажи — со дня заключения договора купли-продажи.

При выполнении гарантийных ремонтов гарантийный срок увеличивается на время нахождения товара в ремонте. Указан­ное время исчисляется со дня, когда потребитель обратился с тре­бованием об устранении недостатков.

При обмене товара его гарантийный срок исчисляется заново со дня обмена.

Потребитель имеет право предъявить изготовителю требова­ние о безвозмездном устранении недостатков товара по истече­нии гарантийного срока. Это требование может быть предъявле­но в течение установленного срока службы, а если таковой не установлен — в течение 10 лет, если в товаре были обнаружены существенные недостатки, допущенные по вине изготовителя. Если это требование не удовлетворено в указанные Законом «О защи­те прав потребителей» сроки, потребитель имеет право по своему выбору предъявить изготовителю иные требования, установлен­ные законом.

Качество товара также должно соответствовать информации о товаре (работе, услуге), предоставленной продавцом (изготовите­лем, исполнителем).

Потребитель имеет право на получение необходимой, доступ­ной, достоверной и своевременной информации о товарах, обеспе­чивающей возможность их сознательного и компетентного выбо­ра. Информация должна быть предоставлена потребителю до при­обретения им товара.

Информация о товарах должна содержать:

наименование товара; указание нормативных документов, тре­бованиям которых должны соответствовать отечественные то­вары;

данные об основных свойствах товаров, а по продуктам пита­ния — о составе (включая перечень использованного в процессе их изготовления сырья, в том числе пищевых добавок), номи­нальном количестве (массе, объеме и т.п.), пищевой и энергети­ческой ценности, условиях использования и предостережение об употреблении их отдельными категориями потребителей, а так­же иную информацию, которая распространяется на конкрет­ный продукт;

сведения о содержании вредных для здоровья веществ сравни­тельно с требованиями нормативно-правовых актов и норматив­ных документов и противопоказания по применению;

отметку о генной инженерии при изготовлении товаров;

данные о цене (тарифе), условиях и правилах приобретения товаров;

дату изготовления;

сведения об условиях хранения; гарантийные обязательства производителя; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

срок годности (службы) товаров, сведения о необходимых дей­ствиях потребителя по его истечении, а также о возможных по­следствиях в случае невыполнения этих действий;

наименование, адрес производителя и предприятия, осуществ­ляющего его функции по принятию претензий от потребителя, а также проводящего ремонт и техническое обслуживание.

В отношении товаров, подлежащих обязательной сертифика­ции, потребителю должна быть предоставлена информация об их сертификации.

В отношении товаров, которые при определенных условиях могут быть опасными для жизни, здоровья потребителя и его имущества, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя информацию о таких товарах и возмож­ных последствиях их воздействия.

Эта информация доводится до сведения потребителя изгото­вителем (продавцом) в технической документации, прилагае­мой к товарам, на этикетке, а также маркировкой или иным способом.

Продукты питания, упакованные или расфасованные в Украине, должны обеспечиваться информацией о месте их происхождения.

Если предоставление недоступной, недостоверной, неполной или несвоевременной информации о товаре и о производителе повлекло:

приобретение товара, не имеющего нужных потребителю свойств, — потребитель вправе расторгнуть договор и потребо­вать возмещения убытков;

невозможность использования приобретенного товара по на­значению — потребитель вправе требовать предоставления в ра­зумно короткий, но не более месяца, срок надлежащей информа­ции. Если в этот срок информация не будет представлена, то по­требитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков;

нанесение вреда жизни, здоровью или имуществу потребите­ля — он вправе предъявить продавцу требования по ст. 17 Закона (возмещение имущественного вреда, причиненного товарами не­надлежащего качества).

Убытки, причиненные потребителю товарами (работами, услу­гами), приобретенными в результате недобросовестной рекламы, подлежат возмещению виновным лицом в полном объеме.

Для обеспечения прав потребителя в сфере торгового и дру­гих видов обслуживания Закон «О защите прав потребителей» содержит запрет принуждать потребителя приобретать товары или услуги ненадлежащего качества или ненужного ему ассор­тимента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.077 с.)