Договоры морской перевозки груза, пассажира и морской буксировки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договоры морской перевозки груза, пассажира и морской буксировки



Эти договоры обладают значительной спецификой.

Договор морской перевозки груза — это договор, по которому перевозчик или фрахтовщик обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз из порта отправления в порт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получате­лю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за пере­возку установленную плату (фрахт) (ст. 133 Кодекса торгового мореплавания Украины).

Фрахтователем и фрахтовщиком признаются лица, заключив­шие между собой договор фрахтования судна (чартер).

Договор морской перевозки должен быть заключен в письмен­ной форме.

Документами, подтверждающими наличие и содержание дого­вора морской перевозки груза, являются:

1) рейсовый чартер — если договор предусматривает условие предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных судовых помещений;

2) коносамент — если договор не предусматривает указанного условия;

3) иные письменные доказательства.

Правоотношения между перевозчиком и получателем груза определяются коносаментом. Условия договора морской перевоз­ки, не изложенные в коносаменте, обязательны для получателя, если в коносаменте сделана ссылка на документ, в котором они изложены.

После приема груза к перевозке перевозчик груза, капитан или агент перевозчика обязаны выдать отправителю коносамент, ко­торый является доказательством приема перевозчиком груза, указанного в коносаменте.

Согласно ст. 176 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) Ук­раины перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза, если не докажет, что утрата, недос­тача или повреждение произошли не по его вине, в частности, вследствие:

1) действия непреодолимой силы;

2) возникновения опасности и случайностей на море и других судоходных водах;

3) пожара, возникшего не по вине перевозчика;

4) спасения людей, судов, грузов;

5) действий или распоряжений властей (задержание, арест, ка­рантин и т.п.);

6) военных действий, террористических актов, народных вол­нений;

7) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостанов­ление или ограничение работы полностью либо частично;

8) действий по предотвращению загрязнения окружающей природной среды и др.

Это специфические обстоятельства, действующие при морской перевозке.

Ответственность перевозчика возникает с момента приема гру­за к перевозке и заканчивается в момент его выдачи.

В морской перевозке употребляется понятие «навигационная ошибка» (ст. 177 КТМ): перевозчик не отвечает за утрату, недос­тачу или повреждение груза, если докажет, что они произошли вследствие действий или упущений капитана, других лиц судово­го экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном.

Что же касается «коммерческой ошибки», то за утрату, недос­тачу или повреждение груза, вызванные действиями или упуще­ниями названных лиц при погрузке, размещении, выгрузке или сдаче груза, перевозчик несет ответственность согласно правилам ст. 176 КТМ.

В морском законодательстве также употребляются специфи­ческие понятия «общая авария» и «частная авария».

Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности.

Признаки общей аварии:

1) наличие общей опасности для судна, груза и фрахта;

2) намеренность действий, совершаемых для спасения судна, груза и фрахта;

3) чрезвычайность расходов и пожертвований (они не должны быть связаны с обычными опасностями на море);

4) разумность расходов и пожертвований. Законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня

случаев, подпадающих под признаки общей аварии, поэтому нельзя предусмотреть все возможные случаи. Ст. 279 КТМ называет наи­более типичные обстоятельства, при которых убытки подпадают под признаки общей аварии, в частности:

1) убытки, вызванные выбрасыванием за борт груза или при­надлежностей судна, а также убытки от повреждения судна или груза при принятии мер для общего спасения, в частно­сти, вследствие проникновения воды в трюмы;

2) убытки, причиненные судну или грузу при тушении пожара на судне, включая убытки от произведенного с этой целью затопления горящего судна;

3) убытки, причиненные намеренной посадкой судна на мель и снятием такого судна с мели;

4) расходы, произведенные в целях получения помощи как по договору о спасении, так и без него, в той мере, в какой спа­сательные операции осуществлялись в целях предотвраще­ния опасности для судна, фрахта и груза;

5) убытки от загрязнения окружающей природной среды, воз­никшего вследствие общей аварии.

К общей аварии также относятся или приравниваются:

1) расходы, вызванные вынужденным заходом судна в место убежища или возвращением в порт отправления вследствие несчастного случая или какого-либо другого чрезвычайно­го обстоятельства, вызвавшего необходимость такого захода или возвращения ради общей безопасности;

2) расходы, связанные с выходом судна с первоначальным гру­зом или его частью из места убежища либо из порта от­правления, куда оно было вынуждено возвратиться;

3) расходы на заработную плату и содержание судового экипа­жа, на топливо и предметы снабжения, произведенные в связи

с продлением данного рейса в связи с заходом судна в мес­то убежища или возвращения его в порт отправления по названным обстоятельствам.

Общая авария распределяется между судном, фрахтом и гру­зом пропорционально их стоимости. Общая авария распределя­ется в указанном порядке и в том случае, когда опасность, вы­звавшая чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине лица, имеющего имущественный интерес в отношении судна, фрахта или груза. Однако такое распределение не лишает других участников общей аварии права на взыскание с ответственного лица понесенных убытков, равно как не лишает это лицо возмож­ных средств защиты.

Убытки, не подпадающие под действие ст.ст. 277, 279, 280 КТМ, признаются частной (необщей) аварией.

Не признаются общей аварией даже при наличии признаков, указанных в ст.277 КТМ:

1) стоимость выброшенного за борт самовозгоревшегося груза и груза, перевозившегося на судне в несоответствии с прави­лами и обычаями торгового мореплавания;

2) убытки, причиненные (любым образом) при гашении по­жара на борту судна, вследствие действия дыма или согре­вания;

3) убытки, причиненные обрубанием обломков или частей суд-

на, снесенных или утерянных в результате несчастного слу­чая до производства пожертвований в целях спасения от общей опасности;

4) любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и др.) и др.

Согласно ст.388 КТМ к требованиям, вытекающим из догово­ра морской перевозки груза, применяется годичный срок исковой давности независимо от того, осуществляется перевозка в кабо­тажном или заграничном сообщении.

По договору морской перевозки пассажира перевозчик обя­зуется перевезти пассажира и его каютный багаж в пункт назна­чения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать уполномоченному на получе­ние багажа лицу; пассажир должен уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и плату за провоз багажа (ст.184 КТМ).

Права пассажира:

1) перевозить с собой детей бесплатно или на льготных усло­виях;

2) перевозить с собой каютный багаж бесплатно в пределах установленных норм;

3) сдавать для перевозки багаж за плату по тарифу.

Согласно ст. 193 КТМ перевозчик отвечает за ущерб, причи­ненный в результате смерти пассажира или повреждения его здо­ровья, а также в результате утраты или повреждения багажа, если происшествие, вследствие которого был причинен ущерб, произош­ло во время перевозки и явилось следствием вины или небреж­ности перевозчика, его работников, агентов, действующих в преде­лах своих служебных обязанностей.

Перевозчик отвечает за недостачу или повреждение принято­го к перевозке багажа, а также за просрочку в его доставке, если не докажет, что недостача, повреждение или просрочка в доставке произошли не по его вине.

За утрату или повреждение каютного багажа перевозчик отве­чает лишь в том случае, если пассажир докажет, что утрата или повреждение произошли вследствие умысла или неосторожности перевозчика.

Перевозчик не отвечает за утрату или повреждение денег, цен­ных бумаг, драгоценных металлов и изделий из них, драгоценнос­тей, украшений, произведений искусства или других ценностей, за исключением случаев, когда такие ценности были сданы, на хра­нение перевозчику, который согласился их сохранять в безопас­ности.

Если перевозчик докажет, что вина или небрежность пассажи­ра явились причиной либо способствовали его смерти или по­вреждению здоровья, утрате или повреждению его багажа, суд, рассматривающий дело, может освободить перевозчика от ответ­ственности полностью или частично.

По договору морской буксировки владелец одного судна обя­зуется за вознаграждение отбуксировать другое судно либо пла­вучий объект на определенное расстояние или буксировать его в течение определенного времени либо для выполнения маневра (ст.222 КТМ).

Каждая из сторон морской буксировки обязана заблаговременно привести свое судно или иной плавучий объект в состояние, год­ное для выполнения предусмотренных договором морской бук­сировки работ.

КТМ определяет лицо, ответственное за ущерб, причиненный при буксировке, в зависимости от того, кто управлял буксировочной операцией — капитан буксирующего или буксируемого судна.

Ответственность за ущерб, причиненный при буксировке бук­сируемому судну или иному плавучему объекту либо находящимся на нем имуществу и грузу, в случае, если капитан буксирующего судна управляет буксировочной операцией, при отсутствии иного соглашения сторон, несет владелец буксирующего судна, если им не будет доказано отсутствие его вины.

В случае, когда капитан буксируемого судна или иного плаву­чего объекта управляет буксировочной операцией, то ответственность за ущерб, причиненный при буксировке буксирующему судну либо находящимся на нем имуществу и грузу, при отсутствии иного соглашения сторон, несет владелец буксируемого судна или иного плавучего объекта, если не будет доказано отсутствие его вины.

Началом ответственности владельца буксирующего судна по договору морской буксировки считается момент принятия букси­руемого судна или иного плавучего объекта на буксир в началь­ном пункте буксировки и окончанием ответственности — мо­мент постановки буксируемого судна или иного плавучего объек­та на швартовые или на якорь в конечном пункте буксировки.

В качестве разновидностей договора морской буксировки КТМ указывает договор портовой буксировки (буксировладелец за воз­награждение осуществляет ввод в порт или вывод из порта судов и иных плавучих объектов, выполнение маневров буксируемого суд­на, швартовых и других операций в портовых водах) и договор межпортовой буксировки (владелец одного судна (буксира) обязу­ется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плаву­чий объект из одного порта в другой порт) (ст.ст.229, 232 КТМ).

Каждый из этих договоров имеет определенные особенности. Так, договор портовой буксировки может быть заключен в устной форме; управление портовой буксировкой осуществляет капитан буксируемого судна (объекта), если договором не установлено иное; соглашение о возложении обязанностей по управлению букси­ровкой на капитана буксируемого судна может подтверждаться только письменными доказательствами. Договор межпортовой буксировки заключается в письменной форме и должен содер­жать условия о портах (пунктах) отправления и назначения, о времени буксировки, о правах и обязанностях сторон, об ответ­ственности за нарушение договора, о тех особенностях буксируе­мых объектов, которые могут влиять на безопасность буксировки, об иных обстоятельствах, которые стороны считают необходимым оговорить отдельно. Управление межпортовой буксировкой осу­ществляется капитаном буксирующего судна.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.017 с.)