Правовые основы защиты прав потребителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы защиты прав потребителей



Драган Сергей Петрович

 студент 3 курса магистратуры группы 312-ЮРЗ-14

направления подготовки «Юриспруденция».

Научный руководитель - Никитина А.П.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры правоведения

Севастопольского экономико-гуманитарного

института (филиал) ФГАОУ ВО

«КФУ им. В.И. Вернадского»

г. Севастополь, Российская Федерация

Переход России к рыночной экономике делает насущной проблему эффективного регулирования рыночных отношений в условиях свободы деятельности хозяйствующих субъектов по производству товаров, работ, услуг. При этом становление цивилизованного рынка представляется немыслимым без развития практики делового партнерства в предпринимательской среде. Особенно остро в этих отношениях встает вопрос об обеспечении гарантий защиты прав обычным гражданам, которые как потребители ежедневно приобретают различные товары, пользуются услугами, заказывают работы. Зачастую эти товары и услуги не отличаются надлежащим качеством. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка. Защита прав потребителей является основой нашей деятельности, мы имеет самый огромный багаж знаний и успешной практики в этой сфере на территории Российской Федерации, Республики Крым и Севастополя.    

Защита потребителей - это то, в чем, за период более 8 лет судебной практики, добились стабильных, высоких показателей при отстаивании прав наших многоуважаемых клиентов. При заключении розничной купли-продажи, действие которого не заканчивается передачей вам покупки. На самом деле все только начинается. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1 [3] жестко регламентирует обязанности продавца и потребителю (в соответствии с преамбулой закона: потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), предоставлен большой перечень прав и свобод. Самое основное право потребителя - право на качество товара/услуги.

Принятие Закона о защите прав потребителей на первый план выдвинуло необходимость совершенствования гражданско-правового механизма защиты прав потребителей, поскольку в советское время потребитель фактически был лишен возможности защитить свои права. Действовавший ранее Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964г. [4] не препятствовал потребителю обратиться в суд в случае нарушения его прав со стороны недобросовестного продавца (изготовителя, исполнителя) (ст.ст. 246, 364). Однако, как такового универсального механизма защиты прав потребителей не было – законодательство не имело специальной направленности на урегулирование защиты прав и законных интересов потребителей.

В современной России активно формируются институты гражданского общества (общественные объединения и организации), преследующие цели защиты прав и интересов граждан в сфере потребления. В то время как ранее действовавшее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.

Именно поэтому тема защиты прав потребителей в последнее время является одной из самых актуальных, интерес к ней не угасает ни у теоретиков, ни у практиков. Как представляется, причина такого пристального внимания юристов и общества заключается также в динамичном развитии рынка товаров и услуг и, как следствие, в выявлении их недостатков.

В настоящее время законодательство о защите прав потребителей представляет собой совокупность разноотраслевых нормативных правовых актов, при помощи которой устанавливается механизм охраны субъективных прав потребителей, разноотраслевых гарантий их реализации, юридических последствий нарушения названных прав. Это законодательство является внешним проявлением существующего в отечественном праве межотраслевого института охраны прав потребителей. Основу данного правового института составляют правовые нормы о субъективных правах потребителей [5, с.145].

Субъективное право на защиту - это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право [6, с.345].

В настоящее время для защиты прав потребителей используются следующие гражданско-правовые способы защиты: возмещение убытков (вреда), взыскание неустойки, имущественная компенсация морального вреда, относящиеся к мерам гражданско-правовой ответственности; самозащита права, изменение или прекращение правоотношения, относящиеся к мерам защиты гражданских прав в узком смысле слова.

Также одной из форм защиты прав потребителей является судебная форма защиты. Судебная форма защиты гражданских прав наиболее полно соответствует принципу равенства участников гражданских правоотношений. В п. 1 ст. 11 ГК РФ [1]говорится, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (третейские суды не включены в судебную систему Российской Федерации и не относятся к числу органов, уполномоченных государством для отправления правосудия [2]).

При судебной форме защиты права лица используют свое право на иск («право на предъявление иска» [7, с.116]). Под правом на иск следует понимать возможность субъекта реализовать свое материально-правовое требование в исковой форме [8, с.89].

Таким образом, защита потребителей и их прав является ключом к адекватному функционированию рыночной экономики. Необходимость такой защиты основывается на целесообразности установления равновесия в отношениях между поставщиком и потребителем. Неюрисдикционная форма защиты гражданского права (или частноправовой порядок защиты прав потребителей) - это защита гражданского права самостоятельными действиями управомоченного лица без обращения к государственным и иным уполномоченным государством органам. 

Список используемой литературы:

1. Гражданcкий кoдекc Рoccийcкoй Федерации (ГК РФ) Чаcть 1 oт 30.11.1994 № 51-ФЗ (дейcтвующая редакция oт 06.04.2015) [Электрoнный реcурc] – Режим дocтупа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/

2. Федеральный закон «О третейских судах в РФ» от 24.07.2002 № 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) [Электрoнный реcурc] – Режим дocтупа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121921/

3. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (действующая редакция от 05.05.2014) [Электрoнный реcурc] – Режим дocтупа: http://www.consultant.ru/popular/consumerism/

4. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964г (ред. от 26.11.2001) (утратил силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ. [Электрoнный реcурc] – Режим дocтупа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34159/

5. Валеев, Д.Х. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» [Текст] / Д.Х. Валеев, В.П. Васькевич, М.Ю. Челышев / Под общ. ред. М.Ю. Челышева. - М.: Юрайт-М. - 2013. – 255 с.

6. Гражданское право: В 4 т. Т. 1: Общая часть [Текст] / Отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: Волтерс Клувер. - 2006. – 720 с.

7. Добровольский, А.А.. Основные проблемы исковой защиты права [Текст] /А.А. Добровольский, С.А. Иванова. - М.: Московский университет. - 2009. – 267 c.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.009 с.)