Понятие брака, порядок и условия вступления В него 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие брака, порядок и условия вступления В него



Поян Наталия Владимировна

студентка 2 курса магистратуры,

группы 211-ЮРЗ-16,

направления подготовки «Юриспруденция».

Научный руководитель – Макаренко Г. И.,

старший преподаватель кафедры правоведения

Севастопольского экономико-гуманитарного

института (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Российская Федерация

 

Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей и всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (ст. 1 СК РФ).

Согласно ст. 11 Семейного Кодекса: «заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц» [2].

Так, семья – это экономически самостоятельная форма передачи культурного наследия, традиций и наследственного имущества из поколения поколению.

Филологические корни слова «брак» уходят далеко в глубину веков. Так, на старорусском языке слово «брачити» означало отбирать хорошее и отбрасывать плохое. Судя по вышеуказанному, в дальнейшем и возникла некоторая двусмысленность слова «брак». В простом бытовом понимании брак означает забракованный товар. В семейном же праве браком именуют союз мужчины и женщины. Можно сказать, что из первого суждения вытекает следующее: до законного образования семьи происходит некий отбор, человек выбирает «лучший товар» (судя по двусмысленности значения и толкования слова), того человека, с которым готов узаконить отношения и создать семью.

С развитием общества экономическая зависимость женщины от мужчины стала усугубляться. В докапиталистическом классовом обществе, мужчины, имея больше прав в обществе, господствовали и в семье. Женщины были отстранены от участия в политической жизни и лишены не только гражданских прав, но и права расторгнуть брак.

Господство мужчин определило характер брака и семьи в классовом обществе. Возникновение частной собственности на средства производства привело к необходимости передачи прав путем наследования от отца к сыну. Основанием для социального отцовства (права наследования) стало отцовство биологическое. Это породило у мужчин стремление обеспечить достоверность своего биологического отцовства.

Хотя создание семьи на основе моногамного брака могло бы стать формой взаимовыгодного сотрудничества, благодаря которому, мужчина будет уверен, что дети жены его истинные наследники. А женщина получит гарантированные выгоды для себя и своих детей от их отца. Но история помнит другую форму развития событий. В данный период существовала неравная сила двух половых моралей [9].

Со временем, половая революция не стала способом улучшения положения женщин с точки зрения отношения полов в современном обществе. Старая половая мораль рухнула, а новая так до сих пор и не возникла [6].

В сфере отношений полов результатом уравнивания стало признание права женщины вести себя как мужчина. Такое положение является абсурдным. Женщина не мужчина, она равноценна, а не равна в буквальном смысле слова. Важно признавать, что женщина биологически, психологически и физически принципиально отличается от мужчины. Нужно уважать право женщины на проявление женской природы, которая не хуже мужской. Создание норм брачного и семейного поведения обязательно для обеих полов.

Лютер говорил: «Природа не знает морали. Кто хочет противиться этому и не давать идти так, как хочет природа, тот хочет, чтобы природа не была природой, чтобы огонь не жег, чтобы вода не мочила, человек не ел, не пил, не спал».

Автор книги «Социальное положение женщины в обществе», Е. В. Друзь, поясняет его слова в следующем контексте: «можно использовать данное утверждение в духовной и физической связи полов. Связь полов – это действительно не вопрос морали. Связь полов также естественно, как естественно чувство голода для человека. Природа создала людей парами. И мужчина, и женщина – два существа, связанные узами жизни. И никакое человеческое общество не может развиваться, если одни мужчины и женщины не увлекают за собой других» [7].

У Оливии Шрайнер в ее книге «Три сна в пустыне», мужчина и женщина изображены двумя существами, связанными друг с другом таинственными узами – узами жизни. Они настолько связаны один с другим, что ни один из них не может ступить шагу без другого, ни один не может сдвинуться ни на сантиметр, не увлекая за собой другого [11].

Так, будь это церковный брак, гражданский (зарегистрированный в органах ЗАГС) или гражданский (именуемый в юриспруденции как – сожительство), если он создан на основании взаимного уважения, доверия, взаимопомощи и любви – право двух субъектов на создание новой достойной ячейки общества.

На данный момент, обоюдное, добровольное и самостоятельное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, должно быть высказано ими непринужденно. Их взаимная воля на заключение законного брака должна быть выражена лично, то есть – исходить конкретно от лиц, сочетающихся браком.

Соблюдение этого требования немаловажно, так как позволяет должностным лицам органа ЗАГС убедиться в добровольности стремления мужчины и женщины вступить в брак. В связи с тем, что воля на вступление в законный брак должна быть выражена лично, не допускается заключение брака через представителя по доверенности либо заочно.

Известный юрист досоветского периода, глубоко изучавший нормы гражданского права, а также нормы семейного законодательства своего времени – Г.Ф. Шершеневич (годы жизни 1863-1912) говорил: «В основании брака лежит соглашение между сочетающимися – брак не может быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетающихся им лиц. Как и всякий договор, брак предполагает свободу воли и сознания. Поэтому брак, совершенный по принуждению или обману, будет считаться недействительным, по отсутствию основного элемента» [10].

Добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в законный брак выражается в их совместном письменном заявлении о заключении брака в органе ЗАГС.

В случае, если кто-то из них не имеет возможности явиться в орган ЗАГС для подачи совместного заявления, то волеизъявление может быть оформлено согласно ст. 26 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», отдельными письменными заявлениями [5].

Обоюдное, совместное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, а также достижение брачного возраста предусматриваются в качестве обязательных условий заключения брака и законодательством зарубежных стран.

Например, ст. 146 Гражданского кодекса Франции гласит: «Нет брака, если нет взаимности и согласия». Брачный возраст во Франции различен для мужчин и женщин. Так для мужчин он предусматривает достижение 18 летнего возраста, и 15 – для женщин [4].

В Испании отсутствие обоюдного согласия сторон на брак влечет его недействительность. О несомненной важности правового регулирования государством условий заключения брака свидетельствует их закрепление не только в семейном, но и в конституционном законодательстве ряда государств. К примеру, в Конституции Испании в ст. 32, закреплено право мужчины и женщины, вступать в законный зарегистрированный брак на основе полного юридического равноправия [3].

Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Согласно ст. 29 Гражданского кодекса РФ: «недееспособным может быть признан судом гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими» [1]. Порядок признания гражданина недееспособным определен гражданским процессуальным законодательством.

Что же касается духовного наполнения семьи, то тут стоит обратить внимание на обряд венчания.

В православно-нравственном Богословии, книги протоиерея Евгения Попова, почетного члена Санкт-Петербургской Духовной Академии, а именно в части толкования заповеди седьмой – «Не прелюбы сотвори», говорится нижеследующее: «Приготовление к браку, которое состоит только в заботах о приданном, в заказе разных вещей мастерам, в убранстве дома ‒ есть одна внешняя сторона дела. Это заботы, не питающие духа и не обеспечивающие счастья будущих супругов. Тем более, не в том приготовление к браку, чтоб были предварительные вечера, то у невесты, то у жениха, чтоб дольше отсрочена была свадьба для большего значения ее. Нет. Достойное приготовление к браку, со дня сговора и до самого венца, составляют только такие действия: молитвословие в доме чрез священника о том, чтоб Господь Бог благословил начинаемое дело и помог завершиться ему».

За обручением следует венчание. При этом священник молит Господа благословить брак и ниспослать на вступающих в него Свою небесную благодать. Как видимый знак этой благодати, он возлагает на них венцы, а потом трижды благословляет их обоих вместе, произнося: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (то есть их). В читаемом послании апостола Павла говорится о важности таинства брака и о взаимных обязанностях мужа и жены, а в Евангелии – о присутствии Самого Господа на браке в городе Кане. Сочетающиеся браком пьют вино из одной подаваемой им чаши в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля вместе радость и горе. Троекратное же хождение их вслед за священником вокруг аналоя служит знаком духовной радости и торжества. Апостол Павел назвал брак между мужем и женой великой тайной Христа и Церкви. Таким образом, увенчивая духовную составляющую ячейки общества – семьи [8].

С юридической стороны, семейное право ‒ одна из основных, важнейших и динамично развивающихся отраслей права. Под термином семейного права принято, прежде всего, понимать, отрасль российского права, предметом регулирования которой являются семейные правоотношения. В контексте вышеуказанной темы были рассмотрены отношения, возникающие, в связи с заключением брака, венчания и созданием семьи.

Проблема брака сегодня, как и всегда, является актуальной. Кардинальные изменения, происходящие в России в области политики, экономики, идеологии, затрагивают и государственно-демографическую сферу, в частности брачно-семейные отношения.

Нашему обществу не безразлично, каким будет выращено и воспитано подрастающее поколение. Нельзя понять и правильно оценить состояние и перспективу развития такого важного социального института, как институт семьи и брака, не изучая тех перемен, которые с ним происходят.

                     Список использованной литературы:

1.Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ. [Текст]: Часть первая [в ред. от 07. 02. 2011] // Собр. Законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011. № 7. ст. 901.

2.Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ. [Текст]: [в ред. от 30.12.2015] // Российская газета от 27 января 1996 № 17.

3.Конституция Испании [Текст]: [принята всенародным голосованием 06.12.1978: с учетом поправок 01.11.1993] // Boletin Oficial del Estado. - 29 декабря 1978. - № 311.

4.Гражданский Кодекс Франции от 05.03.1803. [Текст]: [в ред. от 22.03.2015] // Moniteur от 20.03.1804. - № б/н.

5.Федеральный Закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 47. – ст. 5340. – С. 10-15. – [с изм. и доп. на 10.12.2015].

6.Антокольская М. В. Семейное право [Текст] / М.В. Антокольская. – Москва: Юристь, 2014.–336 с.

7.Друзь Е.В. Социальное положение женщин в обществе [Текст] / Е.В. Друзь. – Харьков: Консум, 2013. – 424 с.

8.Попов Евгений. Протоиерей, почетный член Санкт-Петербургской Духовной Академии. Нравственное Богословие. Для мирян. В порядке десяти заповедей Божиих. [Текст] / Е. Попов. – С.-Петербург: Книгопродавец И.Л. Тузова, 2009. – 1199 с.

9.Семейное право [Текст] / А.А. Демичев, О. В. Голованова, М.В. Карпычев – Москва: ИД Форум: Инфра-М, 2014. – 304 с.

10.Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права [Текст] / Г.Ф. Шершеневич – Москва: СПАРК, 2015. – 545 с.

11. Шрайнер Оливия. Три сна в пустыне [Текст] / О. Шрайнер – Москва: ИД Спарта, 2013. – 515 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.016 с.)