Понятие брака, порядок и условия вступления В него: сравнительно-правовое исследование норм российского семейного права и церковного права Российской православной церкви 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие брака, порядок и условия вступления В него: сравнительно-правовое исследование норм российского семейного права и церковного права Российской православной церкви



Поян Наталия Владимировна

студентка 2 курса магистратуры,

группы 211-ЮРЗ-16,

направления подготовки «Юриспруденция».

Научный руководитель – Макаренко Г. И.,

старший преподаватель кафедры правоведения

Севастопольского экономико-гуманитарного

института (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Российская Федерация

Любое цивилизованное общество оберегает честь и достоинство человека независимо от сложившихся жизненных ситуаций. У человека помимо физических потребностей существуют духовные и моральные ценности, отделяющие человека разумного от других видов, населяющих планету. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, человеку полагается защита его прав и свобод [1]. Согласно Семейного Кодекса РФ, с вступлением в официальный зарегистрированный брак осуществляется защита прав и законных интересов семьи и семейства [3].

Вступая в брак, создается семья и возможность продолжения рода, а также дальнейшее совместное воспитание ребенка. Одновременно с этим формируется новая духовная ячейка в виде нравственно-моральной новообразовавшейся формы – семьи. Все юридические моменты создания такой ячейки закреплены в соответствующих нормативно правовых актах РФ, в первую очередь в Конституции и Семейном Кодексе. Что же касается духовного наполнения человека и этических норм поведения, то они формируются благодаря воспитанию родителей и передачи своих ценностей детям (не малозначимым есть воспитание в семье, именно в семье изначально начинает формироваться будущая взрослая личность), личных самостоятельно воспитанных качеств, нравственных взглядов и, в контексте вышеуказанной темы – религиозных взглядов человека.

Начиная говорить о семейных правоотношениях, можно однозначно сказать, что данные отношения носят особенный лично-доверительный и юридический характер. Отношения супружества представляют собой институт особого рода. Так как они существуют исключительно между двумя конкретными субъектами – супругами, они в отличие от абсолютных правоотношений являются относительными.

Законодатель регулирует главным образом имущественные аспекты возникающих между супругами отношений, определяя правовой режим имущества супругов, а также предусматривая ряд иных последствий гражданско-правового характера, возникающих из факта состояния в браке. К примеру, возможность наследования одним из супругов имущества, принадлежащего другому супругу, после его смерти. (И соответствующие очереди наследования в законодательстве). Исследуя гражданско-правовой характер семейных правоотношений, согласно Семейного Кодекса РФ (ст. 4 СК РФ), видим нижеследующее: «к названым в ст. 2 СК РФ имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений». Так, видим, что законодатель придает особый характер семейным правоотношениям, указывая на особую природу семейных отношений. Стоит обратить внимание на ст. 7 Семейного Кодекса, где говорится что осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и других граждан [3]. Что прямо касается ст. 17 ч. 3 Конституции Российской Федерации, где говорится, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц [1].

Так, право мужчины и женщины без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак, основывать семью в соответствии с внутренним законодательством, регулирующим осуществление этого права, считается общепризнанным принципом. Условия, необходимые для заключения брака закреплены в законодательстве РФ (ст. 12 СК РФ). Таковыми являются - обоюдное добровольное согласие мужчины и женщины, достижение ими брачного возраста [3].

Необходимо помнить, что похищение женщины в целях принуждения ее к вступлению в брак при определенных условиях может повлечь за собой уголовную ответственность, с предусмотренным наказанием в виде лишения свободы от четырех до восьми лет. А если это деяние было совершенно группой лиц, срок увеличивается от пяти до десяти лет лишения свободы (ст. 126 УК РФ) [4].

Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет и совпадает с возрастом наступления гражданской дееспособности гражданина в полном объеме (ст. 13 СК РФ). Гражданская дееспособность предусмотрена ст. 21 Гражданского Кодекса Российской Федерации [2]. В отдельных случаях брачный возраст может быть снижен (ст. 13, п. 2 СК РФ).

Брак, заключенный при наличии препятствий, может быть признан судом недействительным. Препятствия к заключению брака перечислены в ст. 14 СК РФ. Стоит обратить внимание на нижеследующее: «не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке». Принцип моногамии распространен не только на территории Российской Федерации, но и на территории большинства зарубежных стран. Толкуется, как добровольный пожизненный союз одного мужчины и одной женщины, при исключении всех остальных. Такой принцип был введен и стал использоваться в обществе в 1866 году судьей Пензансом [5].

Из текста ст. 12 Семейного Кодекса: «брак на территории Российской Федерации может быть заключен только между мужчиной и женщиной» [3]. Иные формы брака, которые законодательно разрешены в западноевропейских странах, таких как Исландия, Бельгия, Швеция, Дания и Нидерланды, в России не допускаются и в виду славянского менталитета считаются неприемлемыми.

Согласно Закону Божиему, руководства для семьи и школы, составленном протоиереем Серафимом Слободским Свято-Успенской Почаевской Лавры: «брак – таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании, женихом и невестой, взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей» [6].

Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший Бог, вначале мужчину и женщину сотворил их. И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Церковный брак совершенно отличается от брака гражданского. Как и от зарегистрированного в органах ЗАГС, так и обычного сожительства. (Его, церковь вовсе не признает). К примеру, развод в православной церкви не одобряется. В церковном письме говорится: «жене не разводится с мужем своим... и мужу не оставлять жены своей».

Обращаю внимание на статью священника Сергия Свешникова, настоятеля церкви Святых новомучеников и исповедников Российских в с. Мулино, штата Орегон, США. В своей публикации от 2013 года он излагает нижеследующее: «Многие люди задаются вопросом о том, чем отличается гражданский брак от церковного. Отвечая на этот вопрос, некоторые утверждают, будто бы церковный брак – это настоящий брак, а гражданский – это некое блудное сожительство. Конечно же, это не так. Хотя люди заключают гражданский брак по разным причинам. Но в большинстве случаев эти причины вполне хорошие – создать семью, любить и заботиться друг о друге, вырастить детей. Разве не того же самого желают люди, которые венчаются в церкви? Чем же отличается гражданский брак от церковного?» [7]. Гражданский брак также заключается ради создания семьи, продолжения рода, любви и заботе супругов друг о друге, взаимопомощи.

В Западной традиции, люди, сочетающие себя узами брака, часто обещают быть верными друг другу в богатстве и в бедности, в здоровье и в болезни. Все эти замечательные характеристики присутствуют и в церковном браке. Но там присутствует и нечто большее. Брак, освященный Духом Святым по молитвам Церкви, - это уже не экономическая ячейка общества, а икона Христа и Церкви, Таинство. Истинной целью церковного брака, в отличие от гражданского, является не установление имущественно-правовых отношений, а совместное устремление супругов к Богу. Имеется в виду – духовная сторона человека.

Рассматриваемые две форм брака, конечно же очень разные и сильно отличаются друг от друга, но все же, в большинстве случаев они создаются с одной и той же целью – создать крепкую, дружную, наполненную любовью и заботой семью.

                           Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014 г.) // Российская газета, от 25.12.1993: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2014. - № 31. – ст. 4398.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ. [Текст]: Часть первая [в ред. от 07. 02. 2011] // Собр. Законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011. № 7. ст. 901.

3. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ. [Текст]: [в ред. от 30.12.2015] // Российская газета от 27 января 1996 № 17.

4. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. [Текст]: [в ред. от 10.01.2016] // Собр. Законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996. № 25. ст. 2954.

5. Антокольская М. В. Семейное право [Текст] / М.В. Антокольская. – Москва: Юристь, 2014.– 336 с.

6. Слободской Серафим. Протоиерей. Закон Божий. Руководство для семьи и школы. [Текст] / С. Слободской – Москва: Юр. лит., 2006. – 773 с.

7. Свешников С. Чем отличается гражданский брак от церковного? [Электронный ресурс] / Священник Сергей Cвешников. Posted in Проповеди by Fr. Sergei Sveshnikov. – 13.09.2013. – URL: https://osergii.wordpress.com/2013/09/13/christian-marriage (дата обращения: 22.10.2017).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.009 с.)