Пробелы и противоречия в законодательстве при ликвидации коммерческих организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пробелы и противоречия в законодательстве при ликвидации коммерческих организаций



                                                                                                  Добронравова Анна Александровна,

Студентка 3 курса магистратуры группы212-ЮРЗ-14

направления подготовки «Юриспруденция».

Научный руководитель - Никитина А.П.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры правоведения

Севастопольского экономико-гуманитарного

института (филиал) ФГАОУ ВО

«КФУ им. В.И. Вернадского»

г. Севастополь, Российская Федерация

В настоящий период в России идет интенсивный процесс создания коммерческих юридических лиц, однако существует необходимость и в ликвидации таких организаций по различным основаниям. Важность вопроса ликвидации юридических лиц определяется серьезными правовыми последствиями, которые наступают при прекращении юридического лица, ибо при ликвидации организации исчезает субъект права.

Изучение действующего законодательства о ликвидации коммерческих организаций и практики его применения арбитражными судами показывает, что решение основополагающих вопросов ликвидации организаций обладает несомненной актуальностью. Пробелы в законодательстве, регулирующем ликвидацию коммерческих организаций, во многом являются причиной недостатков в работе органов (лиц), участвующих в ликвидации организации. В процессе осуществления ликвидации организации нередко возникают вопросы, в решении которых нет единства в практике.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс)[1], посвящая вопросам ликвидации организаций пять статей и несколько статей применительно к ликвидации хозяйственных товариществ и обществ, закрепляет только общие положения, относящиеся к исследуемой проблеме. Нормы статей 61-64 Кодекса не содержат детального регулирования отношений при ликвидации коммерческих организаций. Вместе с тем дела, связанные с ликвидацией организаций, занимают довольно большое место в судебной практике и составляют около 10 процентов от общего числа дел, рассматриваемых в арбитражных судах.

Хотя законодательство о ликвидации юридических лиц (соответственно, и коммерческих организаций) в настоящее время, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, полнее регулирует ликвидацию организаций, однако в нем имеются существенные пробелы и неточности. Так, недостаточно четко урегулирована на законодательном уровне процедура ликвидации, в связи с чем, в судебной практике неоднозначно решаются вопросы, возникающие на различных этапах осуществления ликвидации: при публикации сведений о ликвидации, назначении ликвидатора, возложении обязанностей по ликвидации на учредителей или других лиц, определении сроков ликвидации организации, составлении и утверждении ликвидационных балансов и др. Кроме того, в дальнейшем улучшении, изменении и уточнении нуждаются и отдельные правовые нормы этого института.

Имеются существенные расхождения во мнениях по поводу самого понятия ликвидации коммерческих организаций. Различные суждения высказываются в литературе о последствиях ликвидации организаций, спорным остается вопрос о критериях разграничения двух видов прекращения коммерческих организации - ликвидации и реорганизации юридических лиц.

Актуальным остается также и решение проблемы с коммерческими юридическими лицами, которые, по меткому определению практических работников, являются «мертвыми душами». В настоящее время они ликвидируются в судебном порядке через упрощенную процедуру банкротства, которая, однако, является, сложной и дорогой процедурой не только для участников организаций, но и государства. Поэтому возникает задача установления для организаций, реально не осуществляющих свою деятельность и отсутствующих по месту своей государственной регистрации, специального порядка их ликвидации и исключения их из государственного реестра юридических лиц, а также недопущения создания таких организаций.

Вопрос о ликвидации организаций приобрел особую важность также в связи изменениями, внесенными в действующее гражданское законодательство о ликвидации юридических лиц. С 1 июля 2002 года введен в действие Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[2] (далее - Закон «О государственной регистрации»), который содержит, в том числе нормы, регламентирующие ликвидацию юридических лиц. Названный Закон изменил правовое регулирование ликвидации коммерческих организаций. Об этом свидетельствует и принятый позже Федеральный закон «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»[3], который внес существенные изменения, затрагивающие вопросы ликвидации организаций, во многие правовые акты, в том числе и в Гражданский кодекс РФ. Названные новеллы правового регулирования ликвидации коммерческих организаций почти не исследовались в работах ученых.

При рассмотрении правовой характеристики ликвидации коммерческих организаций существуют пробелы и противоречия в законодательстве при ликвидации коммерческих организаций. И таким образом можно выделить основные проблемы и пути их решенияcучетом действующего законодательства [5, c. 241].

Ликвидация юридического лица должна определяться как правоотношение, существующее в развитии, которое в то же время является правовым состоянием, т.е. юридическим фактом, влекущим прекращение правоотношений, облекающихся в форму юридического лица и составляющих его содержание.

Основаниями добровольной ликвидации юридических лиц являются односторонние сделки, если решения о ликвидации принимаются учредителем ли органом юридическою лица, или многосторонние сделки, подобные учредительным договорам, если решение принимается несколькими учредителями.

По смыслу ст. 298 - 300 ГК РФ ликвидация собственника учреждения должна неизбежно влечь ликвидацию самого учреждения, так как при отсутствии собственника оно остаётся без финансирования, а его кредиторы - без субъекта ответственности. В связи с этим необходимо включить это положение в ст. 61 и ст. 300 ГК РФ[1].

Принудительная ликвидация юридических лиц является мерой публично-правовой ответственности или мерой зашиты гражданских прав. Основания ликвидации как меры ответственности должны быть предусмотрены административным законодательством. В современных условиях необходимо также ввести институт уголовной ответственности юридических лиц за совершение экономических преступлений и предусмотреть в качестве уголовно-правовой санкции их ликвидацию [6, c.428].

Принудительная ликвидация юридических лиц является мерой защиты, если она осуществляется в связи с уменьшением имущества, в связи с уменьшением числа участников и в связи с нарушением требований закона при их создании. Нормы ГК РФ о принудительной ликвидации юридических лиц по этим основаниям необходимо изменить.

Исходя из принципа равного признания и равной зашиты всех форм собственности необходимо в ст. 99 - 104 ГК РФ и в специальных законах предусмотреть одинаковые для всех юридических лиц правовые последствия уменьшения чистых активов ниже установленных законов минимальных размеров уставного капитала. В частности, необходимо предусмотреть одинаковые для всех юридических лиц сроки, в течение которых дефект имущественного субстрата должен быть устранён (в настоящее время такие сроки имеются лишь в Федеральном законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[4]). Следует включить в ГК РФ общую норму о том, что если указанные нарушения устранены к моменту рассмотрения дела о принудительной ликвидации, юридическое лицо не может быть ликвидировано.

Следует исключить из ст. 116 ГК РФ положение о ликвидации потребительских кооперативов ввиду не возмещения их членами убытков в установленный срок; в этих случаях достаточно объявить об уменьшении паевого фонда.

Существенным недостатком ГК РФ является отсутствие в нём указания о сроке, в течение которого должен быть устранён дефект людского субстрата щит юридическое лицо должно быть ликвидировано (ст. 86) или о последствиях появления такого дефекта (ст. 108). что создаёт почву для разноречивого толкования и применения указанных норм: в связи с этим необходимо предусмотреть срок., в течение которого число участников должно быть приведено в соответствие с законом, в противном случае юридическое лицо подлежит ликвидации: оптимальным представляется трёхмесячный срок [7, c.14].

В настоящее время законом не предусмотрены основания, порядок и последствия признания недействительным решения о создании юридического лица, в связи с чем в ст. 61 ГК РФ необходимо предусмотреть положение, обязывающее уполномоченный орган предъявить иск о ликвидации юридического лица.

При признании недействительным решения о государственной регистрации юридического лица при его создании сделки, совершённые юридическим лицом до этого момента следует считать незаключенным; в таких случаях кредиторы вправе требовать возврата учредительных взносов или иного имущества на основании положений главы 60 ГК РФ, что следует предусмотреть в ст. 49 и в ст. 1102 ГК РФ[1].

Необходимо расширить круг оснований перехода обязанностей ликвидируемого юридического лица перед гражданами с передачей их другим лицам, в связи с чем в Законе РФ «О защите прав потребителей» предусмотреть передачу средств ликвидируемого изготовителя товаров или исполнителя работ соответственно продавцу товаров или ремонтной организации, к которым потребители могли бы обратиться с требованиями, связанными с обнаружением недостатков товаров или работ.

Таким образом, изучив действующее законодательство о ликвидации юридических лиц и практики его применения судами, можно прийти к выводу, что решение основополагающих вопросов о ликвидации коммерческих организаций обладает несомненной актуальностью. Противоречия в законодательстве, регулирующем прекращение деятельности юридических лиц, во многом являются причиной недостатков в работе органов (лиц), участвующих в ликвидации коммерческой организации. В процессе осуществления ликвидации организации нередко возникают вопросы, в решении которых в практике нет единства.

Список используемой литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. -№ 32. - ст. 3301 [Электронный ресурс] Гарант. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10164072/

2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 29.12.2012) [Электронный ресурс] Консультант - Плюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140278 – Дата обращения: 10.12.2015.

3. Федеральный закон от 21.03.2002 № 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс] Консультант - Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35955/– Дата обращения: 10.10.2016.

4. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 23.11.2015) [Электронный ресурс]Консультант - Плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/– Дата обращения: 10.01.2015.

5. Жане, А. А. Ликвидация юридического лица [Текст]: Право и экономика/ А.А. Жане. - 2007. – № 4 – 301 c.

6. Тарасенко, Ю. А. Кредиторы: защита их имущественных прав: учебно-практическое пособие [Текст] / Ю. А. Тарасенко.­– М., 2004 – 608 с.

7. Трофимов, К. Т. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций [Текст] / Дисс.: канд. юрид. наук. Спец. 12.00.03. - М.: 2006. – 154с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.009 с.)