Ворочек Анастасия Владимировна, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ворочек Анастасия Владимировна,



студентка 1курса магистратуры

заочной формы обучения, группы 112-ЮРЗ

Направление подготовки Юриспруденция

Научный руководитель – Максимов С.Н.,

Доктор юридических наук, профессор кафедры правоведения

Севастопольского экономико-гуманитарного

института (филиала) ФГАОУ ВО

«КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Российская Федерация

В 21 веке одной из самых обсуждаемых и насущных проблем является эвтаназия. Эвтаназия это облегчение предсмертных страданий неизлечимо больных людей. Само слово «эвтаназия» произошло от греческих слов «eu»- хорошо, благо и «tеhanatos»- смерть.

Это проблема возникла много веков назад, уже тогда люди думали над вопросом ускорения наступления смерти неизлечимо больных, дабы прекратить их страдания.

Сама ценность человеческой жизни по отношению к правовым и моральным реалиям превозносит любую значимую для общества проблему (будь то снятие моратория на смертную казнь, допустимость абортов, беспрепятственное клонирование человека), которые затрагивают неотъемлемое право на жизнь, в разряд жизненно важных проблем человечества [1].

На данной почве споры среди лиц разных профессиональных отраслей: медиков, юристов, политических и религиозных деятелей и психологов не угасают, однако, ответ на вопрос о необходимости реализации на практике такого института, как эвтаназия так и не был найден.

Обострению в восприятии одной из сложнейших проблем, а в частности – эвтаназии, способствовал прорыв в разработках отечественной и зарубежной медицины в области реаниматологии, а именно изменение в подходе к смерти и долго-разрушительной болезни [6, с.15-17].

Актуальность данной темы невозможно переоценить:

1. Она связана с жизнью человека, а это самое дорогое, что у него есть.

2. Эта проблема до сих пор мало изучена и не в полном объеме освещена учеными.

3. В законодательстве многих стран отсутствуют правовые акты, что делает невозможным регулировать данный вопрос в полном объеме.

Сам термин «эвтаназия» был использован английским философом Френсисем Бэконом в его выдающейся работе «О достоинстве и приумножении наук», в которой автор высказался, что одной из важнейших обязанностей врача является не только восстановление здоровья больных, но и облегчение страданий, которые приносит болезнь, тогда когда надежды на излечение уже нет, остается возможность ускорить итог тяжелой болезни и сделать смерть легкой и спокойной. Как говорил сам автор: «... когда нет уже абсолютно никакой надежды на спасение и можно сделать смерть более легкой и спокойной, потому что эта эвтаназия, уже сама о себе является не малым благом…» [5, с.78-79].

Эвтаназия в большинстве случаев является недопустимой. Это вытекает из уже давно сформировавшегося юридического, религиозного и медицинского мнения о важности человеческой жизни.

Христианство, которое воспринимает человеческую жизнь как дар свыше, с самого начала выступало против самоубийства. Данная позиция не оспаривалась до эпохи Просвещения, когда медики, приняв точку зрения Френсиса Бэкона, начали говорить о необходимости облегчения страданий умирающих. Только в конце 19 века в связи со снижением роли религии в жизни общества начали получать распространение представления о добровольной эвтаназии. В России выдающийся юрист, судья и литератор Анатолий Федорович Кони считал эвтаназию допустимой, но только при наличии трех условий:

1. Сознательная и настойчивая просьба самого больного.

2. Невозможность облегчить страдания больного лекарственными препаратами и спасти жизнь.

3. Предварительное уведомление органов прокуратуры [10,с.69].

В 1930-е года эвтаназия осуществлялась в Германии в массовых масштабах по отношению к лицам, которые были признаны «…экономическим бременем…», и кто жил «…жизнью, которая не стоит того, чтобы жить…». В 1939 году Гитлером был издан указ о регистрации детей, которые страдали различными уродствами и 5 тысяч детей были подвергнуты эвтаназии. После был издан еще один указ, согласно которому были подвергнуты эвтаназии люди с умственными расстройствами, а это десятки тысяч невинных людей [8, с.85].

На сегодняшний день идет борьба между юристами, философами, богословами, медиками. Одни утверждают, что жизнь неприкосновенна, «дар божий», другие говорят, что жизнь не должна превращаться в мучительное и бесполезное существование. Но основным и самым значимым аргументом остаются правовые запреты и дозволения.

Если рассматривать эвтаназию с научной точки зрения, то можно выделить несколько ее типов. Например, активная эвтаназия, ее еще называют «… метод наполненного шприца…» - это осуществление действий для ускорения смерти страдающего и безнадежного больного. К таким действиям можно отнести: передозировку снотворным или же введение смертельной инъекции. Ко второму типу относится пассивная эвтаназия, ее называют: «… метод отложенного шприца...» - это прекращение мер по поддержанию жизни больного [7,с.59].Так же различают еще добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного, то есть с его согласия (в Соединённых Штатах Америки заранее в юридической форме больной выражает свою волю на случай комы). Недобровольная эвтаназия подразумевает отсутствие согласия больного, который находится в коме.

На сегодняшний день есть четыре места, в которых эвтаназия не запрещена – это Нидерланды, две части Америки и северная территория Австралия. В Нидерландах эвтаназия на законодательном уровне не разрешена, однако на практике врач, который поспособствовал в самоубийстве неизлечимо больного, не признается виновным. В Австралии эвтаназия официально разрешена, врач может выписать пациенту препараты, которые вызывают смерть, но не давать их сам [11, с.96].

В данных странах установлены условия для осуществления эвтаназии, к ним относится: добровольность; только врач может оказать помощь или осуществить эвтаназию; состояние пациента должно быть критичным. В иных странах все чаще звучат предложения разрешить эвтаназию. Например, верхняя палата французского парламента одобрила закон, который разрешает больным, чье состояние можно признать критичным, отказаться от дальнейшего лечения. Такое решение больной может принять сам, однако в случае нахождения его в коме, решение будет принимать его родственники. Аналогичный закон был разработан и в Израиле. Такой подход отличен от принципов эвтаназии, которые узаконены в Бельгии и Нидерландах, где введение смертельной инъекции является нормой. В Орегоне и Калифорнии разрешена добровольная эвтаназия неизлечимых больных. В данных штатах процедура эвтаназии проводится в отношении пациента, находящегося в сознании, которому остается жить не более 6 месяцев[5, c.56].

Но есть в истории примеры применения эвтаназии к лицам, у которых был шанс выжить. Американский врач, популяризатор эвтаназии – Джейкоб Кеворкян изобрел в 1989 году аппарат, который вводил в организм пациента смертельный раствор. Данный аппарат получил название «машина смерти», а врача стали называть «Доктор Смерть». Позднее машина была снабжена маской, которая подавала смертельную дозу углекислого газа в организм. Кеворкян таким образом убил около 120 пациентов, а изучение их истории болезни показало, что все эти лица не были неизлечимо больными [9,с.45].

В Российской Федерации вопрос о разрешении эвтаназии обсуждается около 20 лет, однако кроме споров в данном вопросе наши медики и юристы не пришли к единому мнению.

Российское уголовное право исходит из того, что даже согласие пациента не может рассматриваться в качестве обстоятельства исключающегося преступность деяния. Поэтому уголовное законодательство Российской Федерации отожествляет эвтаназию с убийством, то есть с умышленным, неправомерным лишением жизни другого человека. Убийство по мотиву сострадания, так же квалифицируется по ч.1 ст. 105 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) и наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового [2].

Однако есть и неточности в законодательстве Российской Федерации. На законодательном уровне закреплено право пациента на отказ от медицинской помощи, что фактически дает возможность закрепления пассивной эвтаназии[4]. Если взглянуть на данный вопрос с другой точки зрения, то именно не оказание помощи или не проведение необходимых мероприятий в отношении тяжелобольных можно квалифицировать как незаконное и так же привлечь медицинского сотрудника к уголовной ответственности по ст. 124 УК РФ [2].

Если легализировать эвтаназию в России, где финансовые ресурсы не позволяют улучшить качество жизни пациентов, которые столкнулись с проблемами, которые связанны с неизлечимыми заболеваниями, то это может привести к тому, что малоимущие и неблагоприятные слои населения вместо оказания им медицинской помощи просто на просто будут подвергаться эвтаназии [8, с.26-27].

Многих ученых волнует разрешение эвтаназии в России, только потому, что это ослабит желание и остановит разработку и сознание эффективных лекарств, для лечения тяжелых больных, что впоследствии станет причиной недобросовестного оказания помощи.

Для решения данного вопроса необходимо в первую очередь улучшить качество жизни всего населения, затем развить паллиативную медицинскую помощь, а после уже перейти к устранению противоречий в законодательстве, которые явно имеются.

На современном этапе четко можно сделать вывод о неоднозначности данного вопроса и легализация эвтаназии требует качественного изучения, чтобы устранить пробелы и усовершенствовать законодательную базу.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации: [Текст] [принята всенародным голосованием 12.12.1993] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, - 2009. - № 4. - Ст. 137

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ [Текст] (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, - 1996.- №15. Ст.18-20

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174- ФЗ [Текст] (ред. от 19.02.2018) Собрание законодательства Российской Федерации, - 2001.- №105. Ст.1120

4. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. №323 –ФЗ [Текст] (ред. От 07.03.2018 года)// Собрание законодательства Российской Федерации,- 2012.- №52.-Ст.311

5. Абдрахманова Г.А. Проблемы эвтаназии в современном мире [Текст]: / Г.А.Абдрахманова. М.: Проспект, 2015.- 750 с.

6.  Бородин, С.В. Уголовно-правовые проблемы эвтаназии [Текст]:/ С.В.Бородин. М.: Сов.юстиция, 2005.-315 с.

7. Дмитриев Ю.А. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии [Текст]: / Ю.А.Дмитриев. М.: Статут, 2000.-215 с.

8. Дубинин О.А. Правовые проблемы эвтаназии в России/[Текст]: / О.А.Дубинин. - М.: Юрайт, 2014.- 600 с.

9. Кудрявцева В.Н. Международное уголовное право [Текст]:/ В.Н.Кудрявцева.-М.: Контракт, 2015.-507 с.

10. Сухарева А.Я. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации от 18.12.2001 № 174- ФЗ (ред. от 19.02.2018) [Текст]:/- А.Я.Сухарева.- М.: Юстиция, 2016.-615 с.

11. Чернега К.А. Правовые проблемы эвтаназии в России [Текст]:/ К.А.Чернега. М: Контракт, 2003.- 287 с.              

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.011 с.)