Босенко Евгения Александровна, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Босенко Евгения Александровна,



студентка 2 курса магистратуры,

группы 221-ЮРЗ-14,

направления подготовки «Юриспруденция».

Научный руководитель Макаренко Г.И.,

Старший преподаватель кафедры правоведения

Севастопольского экономико-гуманитарного

института (филиала) ФГОАУ ВО

«КФУ имени В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Российская Федерация

Мировой опыт свидетельствует, что в демократических государствах деятельность судебной системы должна обеспечивать верховенство права, в том числе и по отношению к государству. В статье определена структура судебной системы Российской Федерации, распределение полномочий между судами, дана общая оценка судебной системе.

Как отмечает известный отечественный правовед Чиркин В.Е., положение ветви судебной власти в определенной степени противоречиво. С одной стороны, это очень сильная власть, так как только она может осуществлять такие меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власти. С другой стороны, это сравнительно слабая власть, потому что она не опирается на непосредственную поддержку избирателей, как власть законодательная, хотя в некоторых странах судьи низших судов, народные заседатели могут избираться гражданами. У судебной власти нет собственных силовых механизмов, как у исполнительной. Сила этой власти заключается в неуклонном следовании букве закона, в уважении и непререкаемости судебного решения.

Целью статьи исследование особенностей конституционно-правового статуса органов судебной власти РФ на федеральном уровне, и судебной системы субъектов федерации. Эта проблема освещалась в трудах А. Автономова, Н. Баглая, В.Н. Бабенко, Б. Габричидзе, Д. Златопольского, А. Кутафина, А. Портнова, В. Рияки, А. Селиванова, Б. Страшуна, Ю. Тихомирова, Н. Чепурновой, В. Чиркина, В. Шаповала и др., но некоторые аспекты этой темы исследованы недостаточно, без учета последних событий, характеризуют конституционное развитие РФ.

В основном Законе государства – Конституции РФ закреплен принцип единства государственной власти, как один из незыблемых основ федеративного устройства, который является логическим следствием того, что единственным источником власти в РФ является многонациональный народ.

В основу организации государственной власти в РФ заложена модель республики президентского типа. Конституция РФ ознаменовала новый этап в развитии государственных институтов от полновластия Советов народных депутатов до образования системы государственной власти на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции) [1].

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (п. 2 ст. 118 Конституции РФ).

Эти названные формы осуществления судебной властью своих функций являются равными по своему правовому статусу и значению.

В состав судебной системы РФ входят федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

а) Конституционный Суд РФ;

б) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, которые входят в систему федеральных судов общей юрисдикции;

в) федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, входящих в систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционный Суд занимает особое положение в системе органов государственной власти РФ, в том числе и органов судебной власти. Он входит в систему органов, которые должны обеспечивать конституционное правосудие и законность как основные принципы конституционного строя.

Правовые основы статуса Конституционного Суда определены Конституцией РФ и Конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. [2], изменения в который были внесены Законами от 8 февраля и 15 декабря 2001 г.

В состав Конституционного Суда (далее – КС) входят 19 судей. Кандидатуры на должности судей КС обсуждаются по особой процедурой судебными инстанциями, научной общественностью и вносятся Президентом РФ, который окончательно вносит их на утверждение Совета Федерации.

Согласно Закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» судья КС избирается сроком на 12 лет без права повторного переизбрания Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, которые являются равноправными. Дела рассматриваются палатами по очереди. Наиболее важные вопросы (толкование Конституции РФ и конституций республик и уставов других субъектов федерации) рассматриваются на пленарных заседаниях в полном составе судей КС.

Компетенция Конституционного Суда определена непосредственно Конституцией в ст. 125. Конституционный Суд решает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, принятых по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами центральной государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

г) международных договоров, которые не вступили в силу.

Конституционному Суду принадлежит право законодательной инициативы по вопросам своего ведения. Решения КС окончательны и обжалованию не подлежат.

Характеризуя правовую природу Конституционного Суда РФ как судебного органа конституционного контроля, можно прийти к выводу о правомерности точки зрения В.Н. Бабенко о наличии в его статусе черт, присущих двум институтам государственной власти [4, c. 22]. С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, составной частью судебной власти, а с другой – является федеральным органом государственной власти и в этом качестве стоит в одном ряду с другими конституционными органами государства – Президентом, Федеральным Собранием, Правительством РФ. И поэтому, согласно своей компетенции, может существенно влиять на деятельность главы государства, органов законодательной и исполнительной власти РФ и ее субъектов, установление объема его полномочий, пределов ее компетенции и тому подобное.

Согласно Конституции РФ судоустройство (а следовательно, и судебная система) отнесено к исключительному ведению федеральной власти. Это означает, что возможность образования судебных органов субъектами Федерации должна быть оговорена в федеральном конституционном законе о судебной системе.

Вывод о возможности образования судов субъектов Федерации можно сделать, опосредованно опираясь на норму п. «е» ст. 83 Конституции РФ, которой предусмотрено, что Президент РФ имеет право назначать только судей федеральных судов. Однако содержание понятия «федеральные суды» законодательством четко не раскрывается. Что касается судов субъектов РФ, то к ним относятся мировые судьи, которые являются судьями общей юрисдикции и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. В годы советской власти в России, как и в целом в СССР, мировых судов не существовало [4, c.128]. Внедрение их в РФ произошло после принятия Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от31 декабря 1996 г. [3]. Согласно ст. 28 этого закона предусматривалось, что мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела как суд первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи должны устанавливаться федеральным законом и законом субъекта РФ.

В статье 4 этого закона предусматривается, что мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые образуются с учетом численности населения: от 15 до 30 тыс. человек на одном участке.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или избираются на должность населением соответствующего судебного участка. Как показывает практика, вопрос назначение мировых судей субъектов РФ решаются по-разному, нередко по усложненной процедуре.

Представляется, что обязывать субъекты РФ создавать конституционные (уставные) суды является нецелесообразным. Как свидетельствует зарубежный опыт, в частности законодательство ФРГ и Швейцарии, регламентация органов конституционной юрисдикции в субъектах федерации является предметом их самостоятельного правового регулирования. Кроме того, принятие такого федерального закона будет противоречить принципам федерализма и нормам Конституции РФ.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014 № 31, ст. 4398.

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 14 декабря 2015 г. [Электронный ресурс] //Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru

3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 5 февраля 2014 г. [Электронный ресурс] //Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru

4. Бабенко В.Н. Судебная система России: история и современность. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН), 2007. - 264 с.

5. Павликов С.Г. Системы судов субъектов федеративного государства. - М.:ЮРКОМПАНИ, 2012.

6. Примаков Д.Я., Гришина Я.С. Комментарий к Федеральному закону О мировых судьях в Российской Федерации, 2013 г. [Электронный ресурс] //Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru

7. Яковлев В.Ф. Избранные труды. Т. 3: Арбитражные суды: становление и развитие. - М.: Статут, 2013. - 749 с.

 

ЧАСТНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.007 с.)