Противодействие коррупции на государственной службе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Противодействие коррупции на государственной службе



Барбатунов Максим Сергеевич,

студент 2 курса магистратуры,

группы 211-ЮРЗ-15,

направления подготовки «Юриспруденция»

Научный руководитель — Кашлякова В.А.,

преподаватель кафедры правоведения

Севастополький экономико-гуманитарный институт

(филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Российская Федерация

    Актуальность данной статьи заключается в том, что на сегодняшний день внимание к проблеме коррупции в системе государственной службы со стороны институтов гражданского общества и государственной власти обусловлено тем, что коррумпированность чиновников приобрела глобальный характер.

       Вопросы эффективности противодействия коррупции являются одной из ключевых проблем, которые пытается решить Российская Федерация на современном этапе. Характеризуя состояние реформирования института государственной службы, необходимо выделить несколько позиций, которые оказывают влияние на противодействие коррупции: антикоррупционное законодательство, кадровая политика, усиление влияния гражданского общества на выработку управленческих решений.

       Сегодня коррупция провоцирует и углубляет общественные кризисные явления, подрывающие имидж Российской Федерации в мировом сообществе, препятствует налаживанию конструктивному диалогу между властью и общественностью, негативно влияет на микро- и макроэкономические процессы и т.д.

       В современной правовой литературе изучение данного вопроса занимаются такие ученные, как П. Блау, М. Вебер, Р. Мертон, Т. Парсонс, А.И. Алексеев, A.A. Аслаханов, С.А. Алтухов, В.В. Астанин, О.Н. Ведерникова, Л.Г. Дашкова, Л.В. Петелина, Р.В. Скоморохов, Т.А. Хабибулин, В.А. Шабалин, П.А. Шурыгин, В.В. Бакушева, И.Я. Богданова и ряд других исследователей.

       Проблема коррупции в различных направлениях деятельности органов государственного аппарата имеет глобальный и системный характер. Коррупция представляет собой угрозу национальной безопасности, препятствует развитию в Российской Федерации институтов демократии и общества, реализации гражданами государства своих прав в сфере образования, социального обеспечения, здравоохранения и других прав, закрепленных в действующей Конституции Российской Федерации [1, с. 272].

       Необходимо констатировать, что коррупция — это негативное социальное явление, источник экономических, политических и социальных рисков для российского социума. Влияние коррупции на социальную и административную среду чиновников, трансформацию их нравственных ценностей, корпоративную культуру государственной службы на сегодня очень значительное.

       Государственная служба характеризуется как одна из наиболее благоприятных сфер для возникновения коррупционных рисков. С целью их нейтрализации, что в конечном итоге должно привести к усилению добропорядочности власти в Российской Федерации, разрабатываются и предлагаются к внедрению разнонаправленные мероприятия. Также, необходимо сформулировать определение понятия «коррупция в системе органов государственной власти» как злоупотребление государственной властью должностным лицом, а также руководителем либо государственным служащим органа государственной власти для получения любых незаконных выгод для себя и материальной выгоды за счет иных работников [3].     

       По моему мнению, процветанию и возникновению коррупции на государственной службе способствуют недостатки законодательных и иных нормативно-правовых актов, которые создают скрытые возможности должностей, вопросы анализа коррупционных невидимых возможностей должностей и разработки методов противодействия им.

       Если проанализировать последствия коррупции и причины ее возникновения, то специалисты зарубежных государств утверждают, что коррупция является частью культуры многих стран и с каждым годом развивается.

       В ряде стран взяточничество объясняется тем, что люди могут терпеливо относиться к уплате незначительных сумм за предоставленные государственные услуги. Однако, это не означает, что они положительно относятся к таким действиям, просто чаще всего это воспринимается как подарки. В случае, если подарок выходит за рамки традиционного гостеприимства, это побуждает опасение, так как искажается шкала человеческих ценностей и социальных традиций.

       К причинам коррупции на государственной службе стоит отнести: отношение общественности к существованию коррупции и содействие ее развитию; отсутствие надлежащего механизма осуществления ротации кадров; низкий уровень оплаты труда и предоставления социальных услуг и ряд иных проблем возникновения коррупции [2, с. 54].

       Неотделимой составляющей реформирования института государственной власти является становление политически-нейтральной, авторитетной и профессиональной государственной власти, которая будет действовать на личных профессиональных заслугам чиновников. Именно вышеуказанные заслуги должны учитывать специальные комиссии, уполномоченные на составление списка кадрового резерва на должности руководителей государственных органов. Только в комплексе с антикоррупционными мерами социально-экономического, организационно-управленческого и правового характера должны применяться способы морально-идеологического направления противодействия коррупции в службе государственной власти. По моему мнению, только таким способом можно осуществить эффективное противодействие коррупции на государственной службе в Российской Федерации и в мире в целом.

       Также, необходимо уменьшить количество привилегированных государственных служащих разных уровней власти. На современном этапе, Российская Федерация взяла международное обязательство сократить численность категорий лиц, которые обладают иммунитетом от преследования, а также упростить процедуру снятия иммунитетов.

       Исходя из всего вышесказанного, хочу отметить, что коррупцию на государственной службе можно определить как злоупотребление служебными обязанностями должностным лицом, руководителем и государственными служащим для получения незаконных выгод как для себя, так и для иных лиц, связанных с прохождением государственной службы или получение материальной выгоды за счет своих работников.

       Таким образом, при принятии мер по уменьшению количества привилегий государственных служащих, осуществлении отбора кандидатов на должности руководителей всех уровней власти согласно их профессиональным заслугам, должно оказать положительное влияние на снижение роста коррупции в государстве.

Список использованной литературы:

1. Екимова, З.З. Вопросы эффективности противодействия коррупции на государственной службе [Текст] / З.З. Екимова, В.А. Кашлякова // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: сборник научных трудов. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2016. – с. 272-274.

2. Тритенко, Е. А. Коррупция в госслужбе [Текст] / Е.А. Тритенко // Мир современной науки. - 2014. - №4 (26). - С.53-56.

3. Подкупающая откровенность: социологи выяснили, что думают российские граждане о причинах коррупции и способах борьбы с ней [Текст] // Российская газета. - 2008. - 6 июня.

 

 

       ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО НА ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Барсегян Роза Рафаеловна,

студентка 1 курса магистратуры,

группы 111-ЮРЗ-15,

направления подготовки «Юриспруденция»

Научный руководитель — Кашлякова В.А.,

преподаватель кафедры правоведения

Севастопольский экономико-гуманитарный институт

(филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Российская Федерация

    Согласно статьи 13 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственным служащим является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащих осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получением денежного содержания за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации [1, Ст. 3215].

       Согласно норм Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственный служащий имеет право участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы. Таким образом, ему предоставляется право продвижения по службе, на увеличение денежного содержания и переподготовку и повышение квалификации. 

       В советское время аппарат органов государственной власти представлял собой управленческую элиту, однако, плохо и медленно обновляемую, в особенности на самых высоких уровнях руководства [2, с. 64]. В то время работа в таких органах являлась престижной и высокооплачиваемой в обществе. Эта система в сочетании с высоким уровнем централизации государственного управления в зависимости от центра всех регионов государства и монополией страны во всех сферах общественной жизни обеспечивала чиновникам высокий жизненный уровень и стабильное положение в обществе. В советское время был стабилен аппарат органов государственной власти, однако наблюдался значительный численный рост.

       После проведения реформ в начале 90-х годов в Российской Федерации были ликвидированы распределительные системы, что привело к децентрализации государственного управления. Началось стремительный развал старого корпуса государственного аппарата. В условиях нехватки специалистов в области права и экономики наиболее компетентные государственные служащие стали переходить работать в коммерческие организации, в которых денежное содержание значительно отличалось от заработной платы в государственных органах. В основной части было затронуто звено государственного аппарата, которые и несли на себе главную функциональную нагрузку по обеспечению деятельности государственных органов.

       Необходимо отметить, что в период с 1991 года по 1994 год органы исполнительной власти на федеральной уровне обновились на 58%, а в регионах — приблизительно на одну треть.

       С 1991 года по 1996 год в Российской Федерации было проведено четыре масштабные реорганизации системы федеральных органов исполнительной власти. Однако, улучшения качественного состава аппарата не произошло. Профессионализм государственных служащих не только снизился, а и продолжается сохраняться. При нарастании таких явлений возрастает коррупция, низкий уровень управленческой культуры и некомпетентность [3, с. 158].

       На сегодняшний день острую проблему вызывает старение корпуса государственных служащих, в особенности — занимающих штатные должности центральных органов федеральной исполнительной власти. Например, при исчислении общего количества ряда федеральных министерств, то порядка 40-50% их кадрового состава, а нередко и укомплектованы лицами в возрасте старше 50 лет. Кроме того, в Аппарате Правительства Российской Федерации уже порядка 80 государственных служащих (10%) - лица пенсионного возраста. В то время, когда 10% чиновников федеральных органов исполнительной власти в возрасте до 30 лет, а среди руководителей подразделений — 1%, лица старше 50 лет — порядка 36% [3, с. 156].

       По моему мнению, одним из возможных способов преодоления негативных тенденций в корпусе государственных служащих, который позволит существенно поднять эффективность государственного управления и будет способствовать стабильному продвижению Российской Федерации по пути реформ, является создание действенного и рационального механизма реализации права на продвижение по службе и построение на его основе карьерной государственной службы. Это поможет закрепить в государственном аппарате наиболее одаренных, неординарно мыслящих и творческих управленцев, подняв общий потенциал реформ. По мере реализации указанной задачи будет становиться все более актуальным научное осмысление проблемы карьеры, стержневым элементом которой является право государственного служащего на продвижение по службе.

Список использованной литературы:

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства. - 2004. - № 31, (2 июля). - Ст. 3215.

2. Волкова, В.В. О механизме применения мер поощрения к государственным служащим [Текст]: / В.В. Волкова // Бизнес в законе. - 2012. - № 6. - С.62-65.

3. Макаров, В. В. Советский период развития института государственной службы [Текст]: / В.В. Макаров // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 61. - С.156-159.

 

 

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА»

Блюм Ольга Эдуардовна,

студентка 1 курса магистратуры,

группы 111 -ЮРЗ-14,

направления подготовки «Юриспруденция».

Научный руководитель – Рябцева Е.Е.

профессор, доктор политических наук

заведующий кафедрой правоведения,

Севастопольского экономико-гуманитарного

института (филиала) ФГАОУ ВО

«КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Российская Федерация

 

Гражданско-правовое положение, определяющие статус бюджетного учреждения, закреплено нормами Гражданского кодекса РФ. Согласно п. 1 ст. 123.22. ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. [1, C.901].

Однако регламентирование правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов законодатель в соответствии с п.8 ст. 123.22 ГК РФ относит к специальным законам и иным правовым актам. Особенности правового статуса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова определяется Федеральным законом "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" от 10.11.2009 № 259-ФЗ

Деятельность Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова регулируется Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете", законодательными актами Российской Федерации в области образования, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответственно уставом Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и уставом Санкт-Петербургского государственного университета.[4, C. 3]

Особенности гражданско–правового положения МГУ имени М.В.Ломоносова, как некоммерческой организации в форме бюджетного учреждения, определяется Федеральным законом от 12 января 1996 г №7- ФЗ «О некоммерческой организациях».

Согласно п.1 ст.9.2. настоящего закона бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. [2, C.40]

Московский университет является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования, осуществляющим образовательную, научно-исследовательскую, культурно-просветительскую и иную деятельность в сфере образования по широкому спектру естественно-научных и гуманитарных областей знания. [5, C.2]

В Московский университет входят филиалы, представительства, факультеты и иные структурные подразделения без прав юридического лица. В научно-образовательный комплекс Московского университета могут входить юридические лица, в том числе институты.

Московский университет является юридическим лицом, имеет лицевые счета по учету средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности, открытые в территориальных органах Федерального казначейства, а также валютные счета, открытые в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Московский университет имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим полным наименованием, может иметь иные печати и штампы.

Учредителем Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова от имени Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации. Функции и полномочия собственника имущества, переданного Московскому университету, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Отдельные функции и полномочия учредителя осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с разграничениями, установленными настоящим уставом.

Контроль за деятельностью Московского университета в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Правительство Российской Федерации осуществляет следующие функции и полномочия учредителя: а) утверждение устава Московского университета, а также внесение в него изменений; б) заключение и расторжение трудового договора с ректором Московского университета; в) утверждение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание) в соответствии с предусмотренными настоящим уставом основными видами деятельности; е) представление в ученый совет Московского университета кандидатуры на должность президента Московского университета и заключение трудового договора с президентом Московского университета, избранным ученым советом Московского университета в порядке, установленном настоящим уставом; ж) иные функции и полномочия учредителя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может поручить исполнение данных полномочий федеральным органам исполнительной власти в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет следующие функции и полномочия учредителя: а) формирование и представление в Правительство Российской Федерации государственного задания в соответствии с предусмотренными настоящим уставом основными видами деятельности; б) определение порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности Московского университета, а также отчета о результатах деятельности Московского университета в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;

в) установление порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности Московского университета, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания; г) определение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности Московского университета, превышение которого влечет расторжение трудового договора с ректором Московского университета по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации; д) определение нормативных затрат на оказание Московским университетом государственных услуг и нормативных затрат на содержание закрепленного за ним имущества; е) определение видов особо ценного движимого имущества.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие функции и полномочия учредителя: а) согласование распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за Московским университетом либо приобретенным Московским университетом за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества; б) согласование распоряжения недвижимым имуществом, закрепленным за Московским университетом, в том числе передачи его в аренду; в) предварительное согласование совершения Московским университетом крупных сделок, соответствующих критериям, установленным пунктом 13 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях"; г) принятие решений об одобрении сделок с участием Московского университета, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными в статье 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях"; д) согласование передачи Московским университетом некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Московским университетом Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или приобретенного Московским университетом за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества; е) согласование внесения Московским университетом в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления), иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачи им такого имущества иным образом в качестве их учредителя или участника; ж) определение порядка составления и утверждения отчета об использовании закрепленного за Московским университетом федерального имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации; з) утверждение перечня особо ценного движимого имущества, закрепленного за Московским университетом Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или приобретенного Московским университетом за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества; и) утверждение перечня недвижимого имущества, закрепленного за Московским университетом Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или приобретенного Московским университетом за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.

Таким образом, особенности правового положения ведущего классического университета Российской Федерации - федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", как уникальных научно-образовательных комплексов, включающего в себя структурные подразделения без прав юридического лица и юридические лица, старейшего высшего учебного заведения страны, имеющих огромное значение для развития российского общества в регламентируются Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете", законодательными актами Российской Федерации в области образования, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответственно уставом Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

                                   Список использованной литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст.3301

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145 – ФЗ (в ред. от 28.12.2017) [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации – 1998.- №31 ст.3823

3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 3. – Ст. 145

4. Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации – 2009.- №46 ст.5418

5. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2008 г. № 223
"Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. – № 14. – Ст. 1415.

6. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1240 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. N 223" (с изменениями и дополнениями)  [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 3. – Ст. 554.

7. Постановление Правительства РФ от 31 января 2012 г. N 52
"О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 10. – Ст. 1224.

 

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Божко Ирина Сергеевна,

Баранова Евгения Юрьевна,

студентки 3 курса бакалавриата,

группы 31-ЮР-14,

направления подготовки «Юриспруденция»,

Научный руководитель - Кашлякова В.А.,
преподаватель кафедры правоведения

Севастопольского экономико-гуманитарного

института (филиала) ФГАОУ ВО

«КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Российская Федерация

Проблемы борьбы с преступностью в Российской Федерации, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, остаются, по-прежнему, актуальны. Проблемы разного рода существуют в нашей стране, но наркоманию можно по праву назвать одной из наиболее ярких.

По последним данным Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее — ФСКН России) на 2015 год количество людей, которые потребляют наркотические средства, в районе 8 миллионов человек, однако, глава ФСКН России Виктор Иванов позже заявил, что количество наркопотребителей сократилось до 7 миллионов человек в связи с сокращением «черного рынка» [5].

Отметим, что согласно официальным данным около 18 миллионов человек в Российской Федерации имели хотя бы какой-то опыт употребления наркотических средств однажды. Ежегодного в России от наркотиков умирает около 70 тысяч человек, то есть 5 тысяч каждый месяц. Становятся зависимыми от наркотиков каждый год почти 90 тысяч человек, то есть примерно 235 людей ежедневно становятся новоиспеченными наркоманами. Около 70% всех наркоманов являются подростками либо молодежью. Средний возраст типичного погибшего наркомана составляет всего лишь 28 лет [5].

Также, с каждым годом меняются наркотические вещества, которым наркоманы отдают предпочтения – вместо марихуаны они стали чаще употреблять синтетические наркотики. Глава ФСКН России подчеркнул, что синтетические наркотики, включая курительные смеси и «спайсы», представляют серьезною опасность для России. За 2015 год под контроль поставлено около 180 новых видов наркотиков.

Важно констатировать, что эксклюзивным поставщиков в Российскую Федерацию тяжелых высококонцентрированных наркотиков, таких как героин, кокаин и синтетические субстанции является международный наркобизнес.

 По итогам 2015 года правоохранительными органами расследовано 14,1 тысяч наркотических преступлений, совершенных в организованных формах, что на 14,3% больше чем в 2014 году. К уголовной ответственности привлечено порядка 13,2 тысяч участников организованных преступных групп и сообществ, что на 18,8% превышает показатели за 2014 год.

Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает административную либо уголовную ответственность за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами и их прекурсорами. К примеру, за не медицинское потребление наркотиков, незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или сбыт наркотиков, за их хищение, склонение к потреблению наркотиков, их посев или выращивание. Иногда, наркотиками называют средства для наркоза в медицинских целях [1, с. 1605].

Наркотики и различные психоактивные средства использовались в медицинских и не медицинских целях на протяжении тысячелетий. Опий был известен еще в Древнем мире шумерам, египтянам, грекам и как обезболивающее средство, и как препарат, изменяющий психическое состояние. Выделенный в 1803 году морфин — один из алкалоидов опия — становится в XIX веке наиболее часто применяемым обезболивающим препаратом и наркотиком. В 1874 году был синтезирован диацетилморфин (героин), который изначально тоже назначался как обезболивающее средство, а в XX веке стал одним из наиболее распространенных наркотиков. Злоупотребление кодеином, содержащимся в опии, получило распространение во второй половине XX века. Однако, никогда по масштабам оно не было сопоставимо с распространенностью морфинизма и героиномании [3, с. 45].

Конопля (каннабис) и приготовленные из конопли различные психоактивные препараты (марихуана, гашиш) использовались в Китае еще 5 тысяч лет назад. Психоактивные свойства каннабиса были известны Геродоту. Особое распространение злоупотребление каннабисом в Соединенных Штатах Америки и в Европе получило в XX веке. В настоящее время гашишемания является весьма распространенной формой наркомании в Российской Федерации и в странах Содружестве независимых государств.

Эфедрин, как стимулирующее средство, был известен в Китае 5 тысяч лет назад. В XX веке получило распространение злоупотребление эфедрином и синтетическими аналогами эфедрина (амфетамином, метамфетамином, эфедроном), а также другими производными фенилалкиламина. Кокаин использовался ацтеками и инками, как стимулирующее средство. В Европе и в Соединенных Штатах Америки злоупотребление кокаином распространилось также в XX веке. В Российской Федерации кокаинизм был распространен в 1920-х годах, затем злоупотребление этим наркотиков прекратилось и возобновилось в 1990-х годах. В Соединенных Штатах Америки усиление злоупотребления кокаином началось в 1980-х годах.

Злоупотребление снотворными из группы барбитуратов началось в начале XX века, когда выяснилось, что снотворные средства могут вызвать зависимость. В этот период некоторые барбитураты были рассмотрены как наркотические средства. С 1960-х годов началось злоупотребление бензодиазепинами. Использование психоделических препаратов (галлюциногенов) — псилоцибина и мескалина - в качестве средств, резко изменяющих психическое состояние, было известно ацтекам. В Южной Америке эти препараты применяются как галлюциногены. Злоупотребление диэтиламидом лизергиновой кислоты (далее - ЛСД) и родственными препаратами началось в 1950-х годах. Некоторое время ЛСД пытались использовать как лекарственное средство, но вскоре от этого отказались. В Соединенных Штатах Америки к концу XX века масштабы злоупотребления ЛСД уменьшились по сравнению с 1960-ми годами.

Злоупотребление фенциклидином и близкими к нему препаратами отмечалось в 1960-х годах в Соединенных Штатах Америки, потом в Европе, но затем частота потребления этого наркотика уменьшилась. В России злоупотребление фенциклидином практически не встречается. Злоупотребление кетамином (калипсолом) в 1990-х годах получило распространение среди подростков в Российской Федерации. Потребление летучих веществ (ингалянтов) как психоактивных препаратов началось в Соединенных Штатах Америки и в Европе во второй половине XX века. В России этот вид токсикомании распространился в 1980-х годах и затронул детей школьного возраста, а также подростков. В последние годы масштабы злоупотребления ингалянтами сократились [2, с. 24].

Все наркотические вещества обладают обезболивающим эффектом. Самые сильные боли, сопровождающие последние стадии рака, снимаются только препаратами наркотического ряда, например, сульфатом морфия. Одним из первых для местной анестезии стал использоваться кокаин. Он стал широко применяться в лицевой хирургии, так как, помимо обезболивающего эффекта, обладает свойством сужать кровеносные сосуды, что уменьшает кровотечение. Применение кокаина произвело революцию в хирургии XIX века. Производные кокаина – прокаин, новокаин, ледокаин – повсеместно используются в современной стоматологии. Исследования механизма обезболивающих свойств наркотиков, а вернее их молекул, привели ученых к ряду открытий в области строения нервной системы человека.

Наркотическое средство, прежде всего, воздействует на нервную систему человека, которая построена из нервных клеток — нейронов. Уникальна не только работа этой клетки, но и ее строение. Нейрон, как и все клетки, имеет клеточную мембрану, органеллы, ядро, но внешнее строение клетки необычно. У нейрона есть тело и отростки. Среди них многочисленные короткие отростки, они сильно ветвятся, — это дендриты. А один отросток — аксон — очень длинный, практически не ветвится. Длина аксона может достигать 1,5 метра, при диаметре тела нейрона не более 150 мкм. По сути, нервы — это пучки длинных отростков нейронов – аксонов. Конечно, не все нейроны имеют аксон в 1,5 метра, есть клетки и с более короткими аксонами.

Так, проникнув в клетку, молекулы наркотического средства способны встраиваться в процессы биосинтеза. Наркотики – это сильные, конкурентоспособные молекулы, они занимают чужое место, но работать в цепочке биосинтеза так, как надо, не могут. В результате нарушаются процессы нормального здорового биосинтеза в живой клетке, нарушается нормальная жизнедеятельность клетки [4, с. 189]. Прежде всего, воздействию наркотика подвергаются клетки тех органов, которые наиболее полно снабжаются кровью, ведь именно с кровью наркотик разносится по организму. Лучше всего обеспечивается кровью головной мозг человека, на долю которого приходится четверть потребляемого объема кислорода. В первую очередь, именно нервные клетки головного мозга человека страдают и гибнут от наркотического средства.

Боль – уникальная функция нервной системы, это — сигнал опасности. Нервная система так устроена, что вредные или опасные для жизни внешние воздействия воспринимаются как болевые, при патологическом изменении внутренних структур организма также возникает боль. Регулярный прием наркотиков неизбежно приводит к изменениям в нервных клетках человека. Когда наркоман лишается наркотика, возникает абстинентный синдром. Человека начинают мучать мышечные и головные боли, желудочные колики, тошнота, резкая боль в суставах. Суставная боль бывает такой сильной, что наркоманы говорят: «кости ломаются». Отсюда появился просторечный синоним абстинентного синдрома — ломка. При введении наркотика блокируются опиатные рецепторы, и боль утихает.

Много лет медики, правоохранительные органы и граждане пытаются решить проблему наркоман



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.071 с.)