История криминологии В СССР: развивающаяся система или очередной «враг народа» 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История криминологии В СССР: развивающаяся система или очередной «враг народа»



Глух Николай Михайлович,

студент 3 курса бакалавриата,

группы 31-ЮР,

направления подготовки «Юриспруденция»,

Научный руководитель - Кашлякова В.А.,
преподаватель кафедры правоведения

Севастопольского экономико-гуманитарного

института (филиала) ФГАОУ ВО

«КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Российская Федерация

 

После Октябрьской революции шло интенсивное изучение преступности. В первое послереволюционное десятилетие в этой сфере еще сохранялась гласность. В данный период по всей России создавались и действовали клиники и кабинеты, которые занимались изучением преступности и преступника. Наравне с этим криминологические проблемы исследовались так же вузами России.

В дальнейшем стали создаваться криминологические кабинеты в самых различных регионах СССР – в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове, Баку, Тифлисе и ряде других регионов.

В целях координации проводимых исследований в марте 1925 года при НКВД РСФСР был образован Государственный институт по изучению преступности и преступника.

По факту, этот институт стал первым в стране центром изучения преступности. В его составе действовали четыре секции: криминалистическая, социально-экономическая, биопсихологическая, пенитенциарная, а также статистическое бюро.

В 1920-х годах вышли работы М.Н Гернета «Моральная статистика» (1922 г.), «Преступный мир Москвы» (1924 г.), В.И. Куфаева «Юные правонарушители» (1924, 1925, 1929 гг.), Е.И. Тарновского «Основные черты современной преступности» (1925 г.), А.А. Герцензона «Изучение московской преступности» (1926 г.). Им опубликован первый советский курс уголовной статистики.

На основании изученных уголовных дел и преступников учеными Государственного института были собраны весьма ценные материалы, которые могли способствовать развитию и становлению криминологии как науки в СССР.

В конце 20-х – начале 30-х годов XX века пришел к власти Иосиф Виссарионович Сталин, политика которого «отложила» криминологические исследования в глубокий ящик. Криминология подверглась гонению по обвинению «в идеологических извращениях» и «протаскивании буржуазных теорий» [1, с. 176].

В 1931 г. Государственный институт по изучению преступности и преступника был реорганизован в Институт уголовной и исправительно-трудовой политики, который, в свою очередь, в 1936 г. был преобразован во всесоюзный институт юридических наук. Криминологические исследования были свернуты, криминологические кабинеты на местах ликвидированы, криминология изъята из программы юридических вузов. В Центральное статистическое управление ликвидировали отдел моральной статистики. Статистика преступлений была переведена в разряд государственной тайны.

Данные меры были обусловлены выдвинутым во время правления Сталина тезисом о том, что социализм и преступность несовместимы, что при социализме не существует причин, обуславливающих преступность. Так как была поставлена невыполнимая задача искоренения преступности в стране, все абсолютные показатели преступности были засекречены, и не подлежали открытой публикации [2, с. 298].

Только после смерти Сталина, началось возрождение криминологических исследований. В выступлениях Кудрявцева В.Н., Герцензона А.А. затрагивались вопросы возобновления криминологических исследований.

С 1957 г. проблемами криминологии занимались ученые юридических факультетов Ленинградского, Воронежского и Латвийского университетов, Харьковского, Саратовского и Свердловских юридических институтов, секторов философии и права ряда академий наук союзных республик, кафедр высших школ охраны общественного порядка. В 1963 г. Институт криминалистики Прокуратуры СССР был преобразован во Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. После постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки…» (1964 г.) криминология была включена в программы юридических вузов. В 1966 г. вышел первый учебник по криминологии [3, с. 86].

Заметно оживилась деятельность по изучению преступности и ее причин кафедрами уголовно-правого цикла юридических факультетов и институтов.

В этот период появились наиболее крупные теоретические работы: А.А. Герцензон «Введение в советскую криминологию» (1965 г.), И.И. Карпеца «Проблема преступности» (1969 г.), Н.Ф. Кузнецовой «Преступление и преступность» (1969 г.) и многие другие.

Таким образом, можно выделить период в СССР, когда развитию криминологии не то что препятствовали, а ее просто вытеснили, наивно считая, что данная наука с ее исследованиями не нужна в свете сложившейся идеологии, которая якобы исключает преступность.

Список использованной литературы:

1. Журавлев, Г.Т. Криминология [Текст]: учебник / Г.Т. Журавлев.– М.: Юристъ, 2010.– 214 с.

2. Клейменов, М.П. Криминология [Текст]: учебник /М.П. Клейменов.- М.:Норма, 2008. – 346 с.

3. Малков, В.Д. Криминология [Текст]: учебник для вузов / В.Д. Малков. – М.: Изд-во: Юриспруденция, 2011. – 544 с.

 

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ИММУНИТЕТ

Голуб Антон Витальевич

студент 1курса магистратуры

заочной формы обучения

направления подготовки Юриспруденция

Научный руководитель Максимов С.Н.,

доктор юридических наук, профессор кафедры правоведения

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)

Россия, г. Севастополь

 

       Конституция Российской Федерации говорит нам о том, что Россия – демократическое, федеративное, правовое государство которое обладает республиканской формой правления. Так же, права и свободы человека являются высшей ценностью. Российская Федерация считает своей обязанностью соблюдать, защищать права и свободы человека и гражданина [1, c.4].

       Каждый день совершаются какие-либо преступные действия, которые наносят различного рода урон общественным отношениям. Для того, чтобы избежать этого, существует уголовный закон, который закрепляет в своих нормах ответственность за те или иные деяния. К сожалению, в законодательстве Российской Федерации, а так же в множестве иных государств не имеется четко определенного понятия, что же такое “уголовная ответственность”. Этот вопрос, чем же является уголовная ответственность, встает особо острым в теории правовой науки.

       Одним из важнейших принципов, которые закреплены в главном нормативно-правовом акте Российской Федерации­ – Конституции РФ, есть признание и гарантии прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным и нормам международного права. Можно сказать, что на данный момент есть устанавливаемые государством отхождение от этого важнейшего правила, то есть в законе есть правовые особенности, например, такие как правовой иммунитет.

       Актуальность темы определяется большой важностью иммунитета в праве России, а так же как теоретическими и практическими особенностями его осуществления. На данный момент они стали особенно значимыми как для практической, так и для научной деятельности. Не зря этой теме уделено должное внимание многих теоретиков. Особая значимость и недостаточная практическая неясность особенности иммунитетов служат для нас определяющим фактором в необходимости исследовать данную тему подробнее.

       Начиная говорить об иммунитете в правовой науке, их месте, видах, признаках, нужно обязательно прибегнуть к представлению: «Чем же является правовой иммунитет?»

       Так, толковый словарь русского языка говорит нам, что иммунитет ­– это законодательно закрепленное положение, согласно которому на лиц, занимающих особое положение в государстве, действие некоторых законов не распространяется.

       В иностранной литературе юридический иммунитет или иммунитет от судебного преследования является правовым статусом, при котором физическое или юридическое лицо не может быть привлечено к ответственности за нарушение закона в целях содействия достижению целей общества, которые превышают стоимость наложения ответственности в таких случаях.

       Если говорить об исторической составляющей правового иммунитета, то можно сказать, что до сегодняшних дней он претерпел некие изменения. Впервые он упоминался как «привилегии крупным земельным собственникам», в соответствии с ним, собственник обладал властью над населением определенной территории. Этот статус давал право на сбор различного рода налогов, а так же выполнение различного рода функций, таких как: администрирование и выполнение судебных функции в рамкам полномочий которые были выданы центральной властью.

       Что же касается России, то первые упоминания датируются феодальным периодом, где говорилось о том, что иммунитет является привилегией состоятельных землевладельцев, которые в свою очередь обладали очень большим кругом полномочий. Они заключались в самостоятельном управлении населением своего субъекта, сбор государственных налогов, осуществление правосудия путем всестороннего, полного и объективного расследования.

       Так как в дальнейшем общественные отношения развивались динамично, то такой правовой институт как иммунитет превратился в совсем другое явление, а именно – в статус, с помощью которого субъект не несет определенные обязанности и юридическую ответственность(например: дипломаты, консулы, депутаты, президент и др.) для всестороннего выполнения объективно обусловленных указанных в трудовых инструкциях общественно полезных функций в соответствии с действующим законодательством [3, с. 30].

       К сожалению, нормативно-правовая база современной Российской Федерации не закрепляет такое определение как «иммунитет». Как уже отмечалось многими теоретиками, что это создает определенные сложности так как самое понимание зависит от логических умозаключений субъекта путем анализа и сопоставления действующих правовых норм.

       Так как законодательством не закреплено понятие, то теоретики преподносят нам свою точку зрения по поводу правового иммунитета.

       Так, А.В. Синицына полагает, что правовым иммунитетом может считаться только самостоятельный правовой институт, который включает в себя совокупность правовых норм, избавляющих конкретно определенный круг лиц указанных в нормах права от исполнения определенных задач и ответственности. Так же устанавливает особую процедуру привлечения к ответственности в целях реализации государственной политики в сфере охраны общественных отношений [4, c. 355].

       А вот С.В. Незлобин считает, что правовой иммунитет – это предоставление каких-либо преимуществ, которые получает субъект отношений в соответствии с международными и национальными нормами права в силу занимаемого положения [5, c. 88].

       Согласно позиции С.Ю. Хомякова, правовой иммунитет является ни что иное, как предоставление особого статуса субъекту, при которых он может быть привлечен к ответственности в соответствии с действующим законодательством только с помощью строго определенной процедуры [6, c.120].

       В.И. Шахтерский считает, что правовым иммунитетом должно называться легальное (правовое) средство, с помощью которого государство реализует государственную политику в сфере охраны отдельных видов субъектов и отступлением от общих принципов равенства субъектов перед правоохранительными органами, судами, законом и др., которое закреплено в основном законе государства и иных нормативно–правовых актах [7, c.188].

       Еще стоит учесть, что иммунитет влияет на один из основополагающих принципов уголовного права, а именно: равенства граждан перед законом [2, c.5].

       По состоянию на первую половину 2018 года, природа правового иммунитета заключается в том, что субъекту, которому передаются полномочия в определенных сферах государственной или иной деятельности дается правовое исключение, которое закрепляется законодательно [8, c.550].

       Правовой иммунитет обладает конкретными признаками, которые позволяют отнести их к правовым исключениям, так как они:

· Создается некий правовой режим, который позволяет улучшить положение определенного круга субъектов;

· Представляют собой гарантией объективной полезной деятельностью, которое реализует осуществлению возложенных на субъект обязанностей;

· Являются особой формой проявления разделения правовой регламентации общественных связей.

Следует учитывать, что иммунитеты выделяются среди других правовых институтов:

· Важностью повышенной защиты субъектов, замещающие должности на государственной гражданской службе и/или приравненные к ним иные должности;

· Проявляют своеобразную дополнительную меру охраны осуществления определенной деятельности;

· Четкая регламентация в нормах международного права, а соответственно и в правовых актах государственных органов Российской Федерации.

Конституция РФ четко регламентирует, что данные вопросы относятся к предмету ведения РФ, что, конечно же, не дает право субъектам РФ и местному самоуправлению влиять на этот процесс.

В правовых нормах четко определен круг лиц, которые могут быть наделены соответствующим иммунитетом.           

Правовой иммунитет отличается от других институтов тем, что он не несет за собой каких-то имущественных благ, а всего лишь предполагает получение субъектом определенного права на освобождение от привлечения к ответственности.

В правовой науке правовые иммунитеты можно классифицировать следующим образом:

· Первая группа ­­– международные, государственные и социальные;

· Вторая группа­­ – межгосударственные и национальные;

· Третья группа – материально правовые(освобождение субъекта от налогов, пошлин, сборов и других платежей) и процессуально – правовые (это сама неприкосновенность должностного лица);

· Четвертая группа – личная неприкосновенность, неприкосновенность вещей, документов, свидетельский иммунитет и др.

Стоит сказать о статусе лица, которое занимает особое место – это президентский иммунитет. Конституция РФ четко провозглашает, что Президент РФ обладает иммунитетом.

Так же нельзя не упомянуть и дипломатический иммунитет, под которым мы понимаем определенную совокупность правил, в соответствии с которыми предоставляются определенные льготы лицам, замещающим должности в дипломатических и консульских учреждениях.

Многие теоретики все чаще говорят о возможности удаления из правовой жизни общества института правового иммунитета, так как субъекты наделенные им обладают широкой защищенностью.

Я считаю, что настало время в этом вопросе перейти от позиции теоретического обсуждения к разработке и законодательному внедрению определенных условий, который предоставляли субъектам наделенными государственно–публичными функциями четко указанного вида поведения и невозможности влияния на выполнения поставленных задач третьими лицами.

Главная проблема – необходимость определения понятия и законодательно закрепить понятие «правовой иммунитет», назвать признаки, которыми он обладает и самое не менее главное – обозначить круг лиц, на которых он будет распространяться.

Важность разграничения иммунитета при выполнении государственно полезной деятельности и не допустить безнаказанности субъекта в случае пренебрежением действующего законодательства, является приоритетной задачей для правового государства.

                                          Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации: [Текст] [принята всенародным голосованием 12.12.1993] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, - 2009. - № 4. - Ст. 137

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ [Текст] (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, - 1996.- №15. Ст.4

3. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961 // [Электронный ресурс] / URL: http://base.garant.ru/2540326/ (дата обращения 29.03.2018).

4. Синицына А.В. Международное уголовное право [Текст]: / В.А. Синицына. М.: Контакт, 2015. - 355 с.

5. Незлобин С.В. Институт правового иммунитета: понятие, концепции, практика. Право и политика [Текст]: / В.С. Незлобин. М.: Статус, 2016.-88 с.

6. Хомякова С.Ю. Актуальные проблемы в российском уголовном праве [Текст]:/ Ю.С. Хомякова. М.: Юрайт, 2015.- 120 с.

7. Шахтерский В.И. Актуальная проблема положения лиц в уголовном праве. Государство и право [Текст]:/ С.Ю. Шахтерский. М.:Статум, 2016.-188 с.

8. Сухой Д.Д. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации от 13.06.1996 № 63–ФЗ (ред. от 29.07.2017) [Текст]: / Д.Д. Сухой. М.: Юстинцифрм, 2017.-550 с.      

 

ОФОРМЛЕНИЕ СДЕЛОК КУПЛИ-ПРОДАЖИ НЕДВИЖИМОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД — ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Гордиенко Наталья Владимировна,

студентка 2 курса магистратуры,

группы 211-ЮРЗ-14,

направления подготовки «Юриспруденция»

научный руководитель — Кашлякова В.А.,

преподаватель кафедры правоведения

Севастопольский экономико-гуманитарный институт

(филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Российская Федерация

    Актуальность данной статьи заключается в проблеме переоформления объектов недвижимости имущества в Республике Крым, с которым столкнулись все жители полуострова в переходный период после проведения референдума и присоединения Крыма к Российской Федерации.

       Отметим, что ранее, когда Крым находился в составе Украины, переоформление объектов недвижимого имущества осуществлялось только через нотариуса. После присоединения к России у крымчан появилась возможность оформления сделок как в простой письменной форме с регистрацией в специально созданном органе Севреестре, так и оформление сделок у нотариусов.

       В силу своей общественной значимости недвижимость находится в особом режиме правового регулирования. Недвижимость обязательно находится в чьей-то собственности. Правом собственности является право лица на вещь (имущество), которое оно реализует согласно закону по своей воле. Объекты недвижимости могут находиться в собственности как юридических, так и физических лиц [5].

       Право собственности включает в себя 3-и основополагающих момента: право владения означает иметь объект в своем ведении; право пользования позволяет извлекать полезные свойства, качества объекта; право распоряжения позволяет определять юридическую судьбу имущества. На содержание права собственности не влияют местожительство собственника и местонахождение имущества [2]. Собственником объекта может являться любое физическое лицо независимо от пола, возраста, дееспособности и гражданства. Но, распоряжаться объектом может только дееспособное лицо.

       Право собственности на недвижимое имущество возникает: в результате заключения договора купли-продажи, в этом случае право собственности возникает у покупателя; впоследствии договора мены — право собственности в этом случае возникает у обеих сторон договора мены; после совершения договора дарения, здесь право собственности возникает у одаряемого; вследствие наследования объекта недвижимости — собственником становится наследник по закону или по завещанию; все договора подлежат обязательной регистрации в специальном органе – Севреестре.

       Так, до 6 марта 2014 года нотариусы, в Крыму проводили сделки по отчуждению недвижимости. В момент совершения сделки нотариус отправлял запрос в Государственный реестр Украины об отсутствии запретов и обременений на отчуждаемое имущество. К данному запросу прилагался необходимый пакет правоустанавливающих документов.

       В начале марта 2014 года Единый Украинский Реестр был закрыт для жителей полуострова. Однако, начиная с конца марта 2014 года недвижимость на полуострове стала пользоваться огромной популярностью – покупатели понимали неизбежный рост цен на недвижимость, тем более в Севастополе – городе федерального значения. Ввиду закрытия Украинских реестров в Крыму и невозможности стандартного оформления недвижимости, а также повального закрытия украинских банков и опасения обесценивания денежной массы, люди начали очень активно вкладывать деньги в долевое строительство – в строительные компании и отделы продаж образовывались очереди.

       Переоформление нового жилья осуществлялось путем заключения договора долевого участия в строительстве, либо оформления договора купли-продажи имущественных прав.

       Видя такую ситуацию, инвесторы и собственники новостроек в Крыму начали активно поднимать цены на стоимость одного квадратного метра нового жилья. Если в среднем на декабрь месяц 2013 года стоимость одного квадратного метра нового жилья на Омеге (проспект Античный) составляла 750 – 800$ за м², то на апрель 2014 года цены выросли до 900$, на начало мая – до 1200$ за м² нового жилья. Рынок вторичного жилья стоял на месте – никто не знал как правильно оформлять недвижимость. Вначале нотариусы говорили, что этот период затянется до середины мая 2014 года — но, потом стало ясно, что реальных сроков назвать никто не может.

       Необходимо было создать целую структуру по учету недвижимости. В Российской Федерации согласно законодательства необходимо ставить все объекты недвижимости на кадастровый учет.

       В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет — это деятельность уполномоченного исполнительного государственного органа, связанная с мониторингом образования или создания объекта недвижимости, прекращения существования, либо изменения его уникальных характеристик [3].

       Органом кадастрового учета в Российской Федерации является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), в Севастополе данная организация носит название Севреестр.

       Кадастровый учет осуществляется на основании заявления определенной формы и при предоставлении необходимого перечня документов, установленных действующим законодательством. Общий срок кадастрового учета, согласно статье 17 данного Закона, составляет восемнадцать дней со дня получения соответствующего заявления о кадастровом учете.

       Виды кадастрового учета можно рассматривать как по объекту учета, так и по юридически значимому действию уполномоченного органа. По объекту кадастровый учет подразделяется на: учет земельного участка или части земельного участка; учет здания, сооружения; учет жилых и нежилых помещений; учет объектов незавершенного строительства. По юридически значимому действию кадастровый учет делится на следующие виды: постановка объекта на кадастровый учет; снятие с учета; изменение уникальных характеристик, либо иных сведений об объекте кадастрового учета [1].

       В зависимости от вида кадастрового учета, меняется и перечень необходимых при подаче заявления документов. Например, при постановке на кадастровый учет земельного участка потребуется межевой план, а для постановки здания, строения, сооружения, либо объекта незавершенного строительства необходим технический план, при снятии с учета заявитель обязан предоставить акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости.

       Кадастровый номер — уникальный номер объекта недвижимости, присваиваемый ему при осуществлении кадастрового и технического учёта. Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров» [4], кадастровый номер земельного участка выглядит так: АА:ВВ:ССРРLL:КК, где: АА — кадастровый округ, ВВ — кадастровый район, ССРРLL — кадастровый квартал, КК — номер земельного участка.

       Кадастровый номер сооружения включает в себя кадастровый номер земельного участка, на котором он расположен, а также инвентарный номер самого сооружения. Кадастровый номер помещения включает в себя кадастровый номер помещения, в котором он расположен, а также инвентарный номер самого помещения.

       В апреле – мае 2014 года в Севастополе началось формирование специального органа, который и получил впоследствии название Севреестра, начал функционировать в полном объеме с середины августа 2014 года.

       Многие продавцы недвижимого имущества в Севастополе начиная с мая 2014 года обращались за помощью к кадастровым инженерам, но, сроки исполнения заявок по изготовлению кадастровых паспортов затягивались на несколько месяцев. Необходимо было выработать схему оформления недвижимого имущества в переходный период. Выход был найден в лице предварительного договора купли-продажи недвижимого имущества.

       По предварительному договору стороны обязуются в будущем заключить основной договор купли-продажи недвижимого имущества плюс подписать акт приема – передачи данного объекта (он может иметь вид самостоятельного документа либо быть включенным в качестве пункта в основной договор). Все существенные условия, указанные в предварительном договоре, должны иметь место и в основном договоре – имеется в виду стоимость объекта недвижимости, сроки заключения основного договора. Также, необходимо предоставить согласие супругов (если таковые имеются) по каждой стороне, участвующей в договоре – согласие предоставляется как на предварительный, так и на основной договора. Договор данного вида может быть с передачей денежной суммы (частичной) либо без нее. Но, данный вид договора имеет и свои «подводные камни».

Список использованной литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/.

3. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/.

4. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.04.2011 г. № 144 «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров» // [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/landRelations/doc04042011.

5. Тарановский Ф. А. Энциклопедия права: Учеб. пособие для вузов: [Классики истории и философии права] / Ф.В. Тарановский. - 3-е изд. - Спб.: Фонд «Университет»: Лань [Спб], 2001 // [Электронный ресурс]. URL: http://catalog.turgenev.ru/.

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ)

Даниленко Тамара Евгеньевна,

студентка 2 курса магистратуры,

группы 211-ЮРЗ-14,

направления подготовки «Юриспруденция»

Научный руководитель — Кашлякова В.А.,

преподаватель кафедры правоведения

Севастопольский экономико-гуманитарный институт

(филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Российская Федерация

В нынешнем мире одной из острых проблем является экологическая безопасность. Бурное развитие науки и техники приводит к увеличению антропогенной нагрузки на природу и росту противоречий между экологией и экономикой. Ученые спорят о величине оптимальной для Земли численности населения, о необходимости устойчивого развития, регулировании прироста населения.

Проблемы экологии в последнее время выходят на первый план по сравнению с другими глобальными проблемами, и им уделяется особое внимание. Эти проблемы решаются как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Так, не остались равнодушными к проблемам экологической безопасности Япония и Соединенные Штаты Америки. Они заключили между собой соглашение, по которому Япония будет обязана выполнять инспектирование военных баз Соединенных Штатов Америки, если она обнаружит угрозу экологической безопасности, исходящую от военных баз Соединенных Штатов Америки.

Фундаментальной основой организации системы экологической безопасности Соединенных Штатов Америки служат Конституция Соединенных Штатов Америки, а также разработанный на её базе закон о национальной безопасности 1947 года. Они провозглашают в качестве одной из приоритетных задач государства защиту американских граждан, их здоровья, благополучия и процветания. Здоровая нация обеспечивает достижение, поддержание и наращивание экономического, военного и научно-технического превосходства Соединенных Штатов Америки в мире, что является главным содержанием их существования как политико-экономической системы [2, с. 575].

В подходе Соединенные Штаты Америки к международной экологической безопасности можно выделить три основных направления. Первое из них заключается в блокировании обостряющегося экологического кризиса и обвального разрушения жизнеподдерживающих систем планеты. В центре внимания американских политических деятелей находятся отношения ведущих индустриальных государств и развивающихся стран. Второе направление ориентировано на расширение возможностей рационального использования несущей емкости планеты. Здесь в центре внимания находятся вопросы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию, отработка и экспорт в другие страны систем и механизмов повышения эффективного применения возобновляемых ресурсов и сокращения антропогенной нагрузки на природные системы. Третье направление ориентировано на повышение эффективности усилий мирового сообщества в этой области. Внимание фокусируется на двух аспектах. Во-первых, на совершенствовании механизмов международной экологической ответственности и, во-вторых, на внесении изменений в систему представительства в международных организациях экологического профиля за счет активного участия в работе неправительственных объединений, местных общин и даже отдельных граждан.

В качестве одной из важнейших задач обеспечения экологической безопасности считается выработка мер по ликвидации последствий возможного применения потенциальными противниками оружия массового уничтожения по населению и объектам инфраструктуры, расположенным в данном регионе. В связи с этим перед экологическими службами Соединенных Штатов Америки стоит проблема по предварительному выявлению при помощи новейших технологий признаков загрязнения окружающей природной среды вредными веществами, которые могут образовываться и попадать в нее в результате разработки или производства того или иного вида оружия массового уничтожения. Учитывая особую значимость своевременного вскрытия признаков работ над изготовлением оружия массового уничтожения, руководство Соединенных Штатов Америки большое внимание уделяет подготовке соответствующих специалистов экологической службы и их техническому оснащению. Такие специалисты призваны работать с задачей получения достоверной информации экологического характера и выявления угроз, которые могут негативно сказаться на национальных интересах и безопасности Соединенных Штатов Америки [1, с. 251].

По оценке американских специалистов в сфере экологической безопасности, на основе опыта деятельности экологических служб в первое десятилетие 21 века предусматривается разработка новой программы на последующие 10 лет. Эта программа, как и предыдущие, станет составной частью единого оперативного плана, который постоянно корректируется с учетом изменений в геополитической и военно-стратегической обстановке. Основная направленность этого плана в области экологической безопасности состоит в исключении возникновения кризисов социального, гуманитарного и военного характера, которые могут быть обусловлены кризисными явлениями в сфере экологии, потенциально возможными в результате природных катастроф и стихийных бедствий, а также по причине злонамеренной деятельности противников Соединенных Штатов Америки, в первую очередь террористических организаций.

Необходимо отметить, что значение военного бюджета Соединенных Штатов Америки на 2003 год для укрепления национальной безопасности и защиты территории Соединенных Штатов Америки, президент Джордж Буш заявил в конгрессе 4 февраля 2002 года о том, что администрация видит свою задачу в увеличении инвестиций в ключевые программы обеспечения экологической безопасности окружающей природной среды на территории Соединенных Штатов Америки, а также в регионах постоянного присутствия, жизненно важных для американского сообщества. Конгресс обратил особое внимание на экологическую составляющую военных программ, направленных на разработку новых систем вооружения, а также программ по утилизации вредных отходов военного производства и химического оружия. Было признано надобным усилить координацию деятельности Министерства обороны и гражданских ведомств в сфере обеспечения экологической безопасности окружающей природной среды, которая рассматривается в качестве одного из важных составляющих стабильности социального, экономического и оборонного потенциалов Соединенных Штатов Америки.

Стоит отметить, что американские экологи обозначают, что усиленное внимание администрации, конгресса и руководства Соединенных Штатов Америки к актуализации проблемы обеспечения экологической безопасности окружающей природной среды способствует не только росту ассигнований на военно-экологические программы, но и корректировке концепции обеспечения экологической безопасности с учетом возросших требований по реализации положений стратегии национальной безопасности, по предупреждению и ликвидации угроз не только экологического, а и военного характера. Считается необходимой также корректировка методик либо программ подготовки специалистов экологической службы, имея в виду создание Северного командования и более широкое привлечение Национальной гвардии и резервов видов Вооруженных Сил к выполнению задач обеспечения экологической безопасности окружающей природной среды.

Основное внимание в перспективных программах подготовки специалистов экологических служб необходимо уделять аспектам, которые напрямую связаны с экологической безопасностью окружающей природной среды, а именно: сдерживание сокращения лесных массивов; борьба с загрязнением промышленными отходами; борьба с загрязнением морей и защита рыбных запасов; управление водными ресурсами и т.д.

Важно констатировать, что руководители экологических служб в районах ответственности, находящихся на территории Соединенных Штатов Америки должны быть хорошо подготовлены по новым концептуальным подходам к обеспечению экологической безопасности окружающей природной среды с учетом требований к усилению национальной безопасности Соединенных Штатов Америки в 21 столетии; наличии скептицизма и недоверия к государству в отдельных зарубежных странах, что серьезно затрудняет налаживание сотрудничества контингентов Вооруженных Сил Соединенных Штатов Америки с руководством страны пребывания в сфере обеспечения экологической безопасности окружающей природной среды; использованием различных вариантов проведения мер в сфере экологической безопасности с учетом потребностей и состояния экономики в государстве, уровня технологического оснащения, а при нахождении в зарубежных странах – с учетом местной политической системы, типа правительств и их отношения к стране; учету различий в подходах правительств и руководителей различного уровня к методам и содержанию реализации экологических программ [3].

Список использованной литературы:

       1. Общая теория национальной безопасности [Текст]: учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. - 2-е изд. - М.: Из



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.005 с.)