Периоды жизни человека, краткая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периоды жизни человека, краткая характеристика.



На протяжении жизненного цикла человека — от зачатия до смерти — выделяют три основных периода:

- период роста и развития, становления функциональных систем, продолжающийся до возраста морфологической, половой, психологической зрелости;

- период относительной стабильности, зрелости функциональных систем организма;

- период угасания, ослабления и деструкции функциональных систем во время старения организма, который наступает после прекращения репродуктивной функции.

Границы между теми или иными возрастными периодами не всегда можно четко установить, особенно у взрослого человека. Деление на возрастные периоды наиболее детально разработано для детства, и оно отражает, прежде всего, этапы созревания нервной системы, внутренних органов, жевательного аппарата, становление высшей нервной деятельности. Это объясняется тем, что именно в детстве качественно новые изменения протекают динамичнее, быстрее. Для периода детства характерен непрерывный процесс роста и развития, когда органы и функциональные системы ребенка изменяются в соответствии с известными возрастными границами.

Периоду детского возраста предшествует период внутриутробного развития, в котором можно выделить стадии (или периоды) эмбрионального (первые 3 лунных месяца) и плацентарного (с 3-го по 10-й лунный месяц) развития.

Таким образом, в детском возрасте выделяют:

А. Внутриутробный этап:

- стадия эмбрионального развития (первые 2 лунных месяца);

- стадия плацентарного развития (с 3-го по 10-й лунный месяц).

Б. Внеутробный этап:

- период новорожденности (до 4 недель);

- период грудного возраста (с 4 недель до 12 месяцев);

- преддошкольный, или старший ясельный, период (от 1 года до 3 лет);

- дошкольный период (с 3 до 6-7 лет);

- младший школьный период (с 6-7 до 11-12 лет);

- старший школьный, или подростковый, период (с 12 до 16-18 лет).

Такое детальное и точное разграничение невозможно осуществить ни в какой другой возрастной период. Тем не менее, в жизни взрослого человека также можно выделить определенные этапы, или возрастные периоды.

В настоящее время выделяют следующие периоды в жизни взрослого человека:

1 юношеский возраст (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 до 21 года у мужчин);

2 зрелый возраст (от 20 до 55 лет у женщин, от 21 до 60 лет у мужчин). Он, в свою очередь, подразделяется на два подпериода:

a) от 20 до 35 лет у женщин, от 21 до 35 лет у мужчин;

b) от 35 до 55 лет у женщин, от 35 до 60 лет у мужчин.

Некоторые исследователи выделяют в зрелом возрасте следующие группы:

a) молодой возраст — до 45 лет;

b) средний возраст — 45-60 лет.

На границе зрелого и пожилого возраста ввиду важности происходящих в организме процессов выделяют особый возрастной промежуток — климактерический период (от 45 до 60 лет у женщин, от 50 до 60 лет у мужчин);

3 пожилой возраст (от 55 до 75 лет у женщин, от 60 до 75 лет у мужчин);

4 старческий возраст (от 75 до 90 лет);

5 позднестарческий, или макробиотический (после 90 лет; таких людей называют долгожителями).

     В этапах жизни человека можно выделить несколько наиболее важных, критических периодов, так называемых «горячих точек» возрастной биографии, которые характеризуются более значительными физиологическими, психологическими и морфологическими изменениями, требующими повышенного внимания, как со стороны медицинского персонала, так и самого человека и его ближайшего окружения.

2. Патронаж. Определение. Общая цель патронажа. Дородовые патронажи, патронажи к новорожденным, детям грудного возраста и к детям, не посещающим детские дошкольные учреждения

     В период внутриутробного развития плода участковая медицинская сестра или семейная медицинская сестра, а также акушерка женской консультации осуществляют патронажи беременной, то есть посещают ее на дому.

      Патронаж представляет собой форму организованной профилактической работы, которая осуществляется в домашних условиях сотрудниками некоторых лечебно профилактических учреждений. К таким учреждениям относятся:

- женские консультации;

- поликлиники;

- диспансеры;

- амбулатории;

- фельдшерско-акушерские пункты;

- службы общей врачебной практики или семейной медицины и другие.

Наиболее распространена эта форма работы в учреждениях охраны материнства и детства.

    Общей целью патронажа беременных является обеспечение благоприятных условий для протекания беременности, последующих родов и рождения здорового ребенка.

     Первое посещение беременной на дому акушерка (медицинская сестра) женской консультации осуществляет в начале беременности.

    При первом посещении необходимо выяснить:

- социальный анамнез, основными параметрами которого являются: полнота семьи; возраст будущих родителей, их образование и профессию, условия труда; взаимоотношения в семье, ее психологический микроклимат, отношение к будущему ребенку; наличие или отсутствие в семье вредных привычек; жилищно-бытовые условия; материальная обеспеченность семьи, состояние здоровья окружения беременной.

Данные социального анамнеза позволяют выделить социально неблагополучные семьи и разработать мероприятия по преодолению негативных последствий выявленных факторов риска.

    При первом посещении беременной на дому следует:

- дать советы по улучшению гигиенической обстановки дома, учитывая конкретные условия;

- провести беседу о необходимости соблюдения режима труда и отдыха;

- разъяснить принципы адекватного и рационального питания беременной;

- разъяснить права беременной в области охраны ее здоровья, трудовых отношений.

Акушерка (медсестра) женской консультации проводит и повторные патронажные посещения.

Участковая медицинская сестра детской поликлиники посещает беременную на дому после получения извещения из женской консультации о постановке женщины на учет по беременности. Патронажные посещения участковой медицинской сестрой детской поликлиники проводятся дважды: сразу после получения извещения из женской консультации и после 30-й недели беременности.

Во время первого дородового патронажа медицинская сестра:

- осуществляет сбор данных социального анамнеза;

- оценивает санитарно-гигиенические условия и дает рекомендации по их коррекции (при необходимости);

- дает рекомендации по питанию беременной;

- мотивирует беременную и окружение к грудному вскармливанию ребенка.

При повторном дородовом патронаже медицинская сестра:

 - уточняет данные социального анамнеза;

- контролирует санитарно-гигиенические условия;

- контролирует режим дня и дает рекомендации по его коррекции (в случае необходимости);

- дает рекомендации о предметах, необходимых для ухода за новорожденным ребенком;

- проводит беседу об особенностях поведения и развития новорожденного;

- дает рекомендации по профилактике пограничных состояний.

После получения сведений из роддома о выписке новорожденного в первые два дня осуществляется первичный врачебно-сестринский патронаж. Целью его является оказание практической помощи матери и окружению ребенка в новой для них деятельности. Медицинская сестра должна посещать новорожденного ежедневно до заживления пупочной ранки, затем патронажи осуществляются 1 раз в неделю на протяжении первого месяца жизни. При повторных патронажах медицинская сестра проводит сбор сведений о поведении ребенка, выясняет возможные проблемы, как со стороны матери, так и со стороны ребенка, способствует их решению, а также дает необходимые рекомендации. В возрасте 1 месяца ребенок первый раз посещает детскую поликлинику для профилактического осмотра. Далее до года ребенок 1 раз в месяц должен посещать детскую поликлинику для профилактического осмотра и 1 раз в месяц патронаж медсестры на дому.

Наблюдение медицинской сестрой за неорганизованными детьми после года:

С 1 года до 3-х лет посещение медсестрой на дому осуществляется 1 раз в квартал; с3-х до 4-х лет – 1 раз в полгода; с 4-х до 6-7лет (пока не пойдет ребенок в школу) – 1 раз в год. Этот метод наблюдения называется – диспансерным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.008 с.)