Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Здоровье и качество жизни. Определение. Виды здоровья. Здоровый образ жизниВ соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических недостатков». Качество жизни определяется как соответствие желаний человека его возможностям, лимитированным заболеванием (Т. Jones). В случае здорового человека, таким образом, качество жизни можно определить как соответствие желаний и потребностей человека его возможностям, ограниченным его физическим, психологическим, социальным состоянием. Для здорового человека важными параметрами качества жизни являются: - сохранение социального статуса; - сохранение семейного статуса; - сексуальная активность; - соответствие запросов финансовым возможностям; - удовлетворение от увлечений и отдыха. Для человека с нарушенным здоровьем, помимо перечисленных параметров, большое значение имеет и возможность самообслуживания, самоухода. Критериями качества жизни (ВОЗ, 1995) являются: - физические (сила, энергия, сон, отдых и др.); - психологические (мышление, изучение, запоминание, концентрация, положительные эмоции, самооценка, внешний вид, печальные переживания); - уровень независимости (повседневная деятельность, работоспособность); - жизнь в обществе (личные взаимоотношения, общественная ценность человека, сексуальная активность); - окружающая среда (безопасность, быт, материальное благополучие, доступность информации, возможность обучения, досуг; экология - населенность, загрязнение среды обитания и т.д.); - духовность (чувство ответственности за других, религия, личные убеждения и установки). Таким образом, на уровень и состояние здоровья человека оказывает влияние множество факторов. Общепринято выделять следующие факторы: - биологические, психологические свойства человека (наследственность, конституциональные особенности и др.); - природные условия (климат, флора, фауна и т.д.); - состояние экологии (степень загрязнения или чистоты окружающей среды); - социально-экономические, политические условия, действующие в той или иной стране; - уровень развития здравоохранения, степень подготовленности и квалификации медицинских кадров. Помимо непосредственных факторов и условий, определяющих здоровье, выделяют и группу факторов риска здоровью, то есть факторов, создающих фон для развития заболевания, иначе говоря, они способствуют возникновению и развитию болезни, но не могут служить непосредственной причиной их развития; для возникновения заболевания необходимо действие конкретного причинного фактора. Факторы риска по своей природе могут быть: - первичными, действующими изначально и способствующими нарушению здоровья; - вторичными, служащими провоцирующими для развития заболеваний; - третичными и т.д. Кроме того, выделяют большие, или главные факторы риска. К числу больших первичных факторов риска специалисты ВОЗ относят: - курение; - злоупотребление алкоголем; - нерационально питание; - гиподинамию; - психоэмоциональный стресс. К числу вторичных больших факторов риска относят: - диабет; - артериальную гипертензию; - гиперлипидемию, гиперхолестеринемию; - ревматизм; - аллергию; - иммунодефицит и др. Помимо отдельных факторов риска, выделяют и группы риска, то есть группы населения, в большей мере, чем основная его часть, подверженные развитию различных патологических процессов. К такой категории людей могут быть отнесены люди различных возрастных, социальных, профессиональных групп. Это: дети, лица пожилого и старческого возраста, беременные, одинокие, люди, работающие во вредных условиях и т.д. Выделение таких групп, определение факторов риска помогает в работе медицинского персонала, позволяя разрабатывать мероприятия, способствующие сохранению и укреплению здоровья лиц, входящих в ту или иную группу риска. Существенное влияние на здоровье оказывает и образ жизни конкретного человека. Образ жизни определяется как исторически сложившаяся совокупность характерных черт деятельности или активности людей, включающая материальную и духовную сферы и являющаяся отражением уровня развития производства, культуры, уровня развития общества в целом. Понятие “образ жизни” включает различные категории деятельности, активности людей: - характер активности (интеллектуальная и физическая активность); - сферы активности (трудовая и внетрудовая активность); - виды или формы активности (производственная, социальная, культурная, образовательная, медицинская активность, деятельность в быту). В понятие «образ жизни» включается также, во-первых, формирование позитивного поведения, во-вторых, преодоление факторов риска здоровью. От образа жизни следует отличать условия жизни - материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни. К условиям жизни, также оказывающим влияние на здоровье, можно отнести конкретные условия, в которых человек живет, трудится, отдыхает. Это то, что окружает человека, - демографические, материальные, природные, социально-экономические, политические условия и факторы, уровень развития здравоохранения. Конкретному человеку трудно изменить существующие условия, но он может определенным образом использовать их, отреагировать на них, приспособив к ним образ жизни и тем самым повлиять на уровень своего здоровья. Повлиять на формирование здорового образа жизни конкретного человека может и должна медицинская сестра. Основные проблемы современной семьи. Планирование семьи Основные проблемы современной семьи Проблемы семьи во многом определяются ее составом, типом, этапом жизненного цикла. Среди основных выделяют: - финансовые и материальные проблемы; - жилищно-бытовые проблемы; - проблемы, связанные со здоровьем; - проблемы, связанные с трудовой деятельностью; - проблемы, связанные с получением образования и учебой; - проблемы воспитания детей, а на более поздних стадиях развития семьи - внуков; - социально-политические проблемы; - страх перед будущим. Не все из этих проблем могут быть решены медицинскими работниками, но часть проблем находится в их компетенции. Так, проблемы, связанные со здоровьем, воспитанием детей, могут быть успешно решены и сестринским персоналом. Медицинская сестра может дать квалифицированный совет и при решении некоторых проблем, связанных с выбором профессии, получением образования и учебой. К числу медико-социальных проблем, находящихся в компетенции медицинской сестры, можно отнести: - вопросы сохранения и укрепления здоровья членов семьи; - организацию ухода за новорожденными и грудными детьми; - профилактику алкоголизма, токсикоманий и наркоманий; - половое воспитание детей и подростков; - организацию адекватного и рационального питания членов семьи; - вопросы адекватной физической активности; - организацию безопасной окружающей среды для членов семьи в зависимости от возраста ее членов; - некоторые вопросы планирования семьи; - целый ряд других, в том числе связанных с нарушением здоровья. Планирование семьи Одной из важных проблем, рано или поздно встающих перед каждой семьей и носящих универсальный характер, является проблема планирования семьи. Эта проблема актуальна и для общества в целом, и для медицинских работников. Целями планирования семьи могут быть: -рождение здорового и желанного ребенка; -выбор количества детей и сроков их рождения; -сохранение здоровья женщины как до беременности, во время нее, так и после родов; -продуманное и эффективное использование различных методов контрацепции; -достижение гармонии в семейных отношениях, в том числе сексуальных; -реализация жизненных планов и устремлений. Приоритетным при планировании семьи должно стать планирование желаемой беременности, рождение желанных детей. Для рождения здорового ребенка необходимо до планового зачатия: -оценить состояние здоровья супругов. Для этого следует рекомендовать посещение следующих специалистов: мужчине: - уролога, андролога, эндокринолога, иммунолога; женщине: - гинеколога, гинеколога-эндокринолога, терапевта, эндокринолога, маммолога (особенно при возрасте старше 35 лет), инфекциониста, офтальмолога (особенно при прогрессирующей близорукости или других проблемах со зрением); обоим супругам: - медицинского генетика, стоматолога, оториноларинголога; рекомендовать проведение ряда анализов: - исследование влагалищной микрофлоры; - исследование на иммунитет к краснухе, токсоплазмозу, вирусу простого герпеса, цитомегаловирусу; - общий анализ крови и мочи (обоим супругам); - определение группы крови и резус-фактора (обоим супругам); - обследование на заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП), включая сифилис, гонорею, трихомониаз, ВИЧ, гепатит, хламидиоз, микоплазмоз (обоим супругам); - другие исследования при необходимости (определение глюкозы в крови, маммография и др.); - отрегулировать массу тела - нежелателен как избыток, так и недостаток массы тела; - пройти медико-генетическое консультирование. Медико-генетическое консультирование особенно рекомендовано в случае: - возраста матери старше 35 лет; - при рождении ребенка с какими-либо пороками (в анамнезе); - при наличии у предполагаемых родителей (партнеров) врожденного порока; - при наличии в семье случаев наследственных заболеваний (синдром Дауна, умственная отсталость, мышечная дистрофия, врожденные пороки сердца и др.); - каких-либо родственных отношений супругов (партнеров); - повторяющихся выкидышей (3 и более самопроизвольных выкидыша в анамнезе); - пройти психологическую подготовку к предстоящей беременности всем членам семьи; - при наличии профессиональных вредностей (работа с солями тяжелых металлов, на химическом производстве, с рентгеновским и другими видами излучений, поднятием тяжестей и т.п.) постараться перейти на другую работу или свести к минимуму контакты с вредными факторами производственной среды. Наиболее благоприятным возрастом супругов для рождения здорового ребенка является возраст от 20 до 35 лет. У женщин в возрасте младше 18 и старше 40 лет повышается вероятность развития различных осложнений во время беременности, рождения ребенка с нарушениями в состоянии здоровья. Это касается и мужчин: в возрасте старше 40 лет увеличивается риск для здоровья будущего ребенка. При подготовке к плановому зачатию следует: - не принимать никаких лекарственных препаратов без совета с врачом; - отказаться от курения; - не употреблять алкогольных напитков; - ограничить употребление натурального кофе и чая (до двух чашек в день); - избегать болезней и др. Подготовка и правила кормления ребенка грудью 1 этап - подготовительный - за 10 - 15 минут до кормления выпить стакан тёплого чая с молоком, отвара шиповника, компота для улучшения молокоотдачи; - переодеть ребенка; - обмыть грудь теплой водой; - сцедить несколько капель молока (они могут быть нестерильными). 2 этап – выполнение манипуляции - взять ребенка на руки, чтобы он удобно и устойчиво лежал; - штриховыми раздражениями губ ребенка соском железы вызвать сосательный рефлекс; - следить, чтобы ребенок захватил не только сосок, но и околососковый кружок; - молочная железа не должна закрывать носовые ходы малыша, поэтому надо поддерживать грудь снизу и освобождать носик ребенка сверху; - продолжительность кормления не более 30 минут 3 этап - заключительный - по окончанию кормления провести профилактику аэрофагии (подержать ребенка в вертикальном положении 2-5 минут с целью удаления попавшего в желудок воздуха); - сцедить остаток грудного молока в стерильную баночку. После кормления грудную железу рекомендуется обмыть горячим душем (температура 40-42ºС). Одновременно проводится массаж железы. Душево-массажную процедуру проводят 4 раза в день (по 2 раза для каждой груди). ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 1839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.004 с.) |