Перцептивная сторона общения. Межличностное восприятие и взаимопонимание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перцептивная сторона общения. Межличностное восприятие и взаимопонимание.



Вопросы

 

1. Социальная перцепция и ее механизмы.

2. Взаимовлияние и взаимопонимание в МО.

 

1.

    Общение включает в себя три стороны, функции:

    1) обмен информацией - коммуникативная сторона общения;

    2) восприятие людьми друг друга - перцептивная сторона;

3) взаимодействие - интерактивная сторона (взаимодействие между индивидами);

 

    Сегодня мы будем рассматривать перцептивную сторону общения - процесс восприятия людьми друг друга и установление на этой основе взаимопонимания. Перцепция – это процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.

    Перцептивная функция общения направлена на решение следующих задач:

· формирования содержания межличностного восприятия;

· содействия установлению взаимопонимания;

· обеспечения влияния участников совместной деятельности друг на друга.

 

    В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы воспринимаем и как бы «читаем» его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных. Это чтение проистекает бегло, но позволяет нам понимать его поведение.

    Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесенных с личностными характеристиками индивида и объяснение на этой основе его поступков. Поскольку в МО участвуют два человека, то попеременно они меняются местами. И каждый из партнеров сопоставляет себя с другим. При построении стратегии поведения приходится учитывать не только установки, мотивы, потребности другого, но и то как другой понимает наши потребности, мотивы и установки. Именно эти феномены принято относить к социальной перцепции.

 

    Как происходит и чем характеризуется процесс считывания человека человеком? На что, прежде всего, обращают внимание люди в процессе общения, как случаются неточности и эффекты восприятия?

    Психологи считают, что человека прежде всего обращает внимание на:

· мимику (выражение лица),

· способы выражения чувств (экспрессия),

· жесты и позы,

· походку,

· внешний вид (одежда, прическа),

· особенности голоса и речи.

    Увидев внешние признаки (одежду, прическу, макияж), поведение (совершаемые действия, эмоциональные реакции, мимику и т.д.), мы оцениваем то что увидели и делаем умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах своего партнера по общению. Сумма свойств, приписанных партнеру, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему, которое чаще всего носит эмоциональный характер и укладывается в рамки понятий «нравится/не нравится».

Представление о другом человеке зависит от уровня развития самосознания, от представления о собственной Я-концепции. /Чем богаче внутренний мир человека, тем привлекательнее кажутся нам окружающие!?

    Возрастные особенности также влияют на восприятие и оценку окружающих. Считается, что дети наиболее ярко воспринимают и ориентированы на внешность (одежда, прическа, наличие отличительных признаков: униформа, очки и пр.), они лучше распознают эмоциональные состояния по выражению лица, чем по жестам. Было установлено, что взаимооценивание учителей и учеников часто не совпадает, поскольку они замечают разные признаки.

    Профессия также накладывает отпечаток на процесс восприятия. Так, например:

педагоги в значительной степени ориентированы на особенности речи воспринимаемого,

· милиционеры – на внешний вид,

· спортивные тренеры – на физическое сложение и т.д.

В качестве иллюстрации можно привести пример из А.П. Чехова

    Установки

Они имеют три измерения:

· когнитивное измерение – это наши мнения, убеждения, это наш взгляд на веши, который является истинным

· аффективное измерение – положительные и отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями, они собственно и придают эмоциональную окраску установке и ориентируют нас на соответствующее поведение.

· поведенческое измерение установки – реакция человека, соответствующая его убеждениям.

    Психологами было обнаружено несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной мере используются всеми людьми:

Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем способствует пониманию того, как формируется первое впечатление.

    Наиболее часто применяется схема восприятия, срабатывающая при неравенствах партнеров в той или иной сферах. Ошибки неравенства называют фактором превосходства. Пояснение: при встрече с человеком, который нас чем-либо превосходит (в параметре, важном лично для нас), мы склонные относится к нему более благосклонно, нежели, если бы он был равен нам. В противовес сказанному – если партнер чем то нам уступает, то мы его недооцениваем. Очень важно помнить, что превосходство фиксируется только по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам.

    Фактор привлекательности. Основная ошибка – внешняя привлекательность, если человек нам внешне понравился, то мы склонны считать его более хорошим и умным, интересным, т.е. мы переоцениваем многие его психологические характеристики.

    В качестве примера: У Толстого в «Крейцеровой сонате» говорится: «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она говорит ни глупостей ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешь, что она чудо как умна и нравственна..»

    Фактор отношения. Противоположный фактор. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам наиболее привлекательными, добрыми и т.д., чем те которые к нам так не относятся.

    В качестве примера: Американские психологи Нисбет и Вильсон проводили следующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, а с другими нет, подчеркивал дистанцию. После этого у студентов попросили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно однозначными. Оценки доброжелательного преподавателя выше чем «отстраненного».

    Вывод: позитивное отношение порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и отбрасыванию отрицательных и наоборот, - негативное – не замечать положительные, отмечать отрицательные.

 

    Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся:

· познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

· познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

· интерпретации поступков и чувств другого человека и прогнозирование его поведения (каузальная атрибуция).

    Идентификация - уподобление себя другому, способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится путем попытки поставить себя на его место. И. обозначает отождествление, уподобление себя другим. Идентифицировать себя с собеседником означает:

    во-первых, объединение себя с ним на основе установившейся эмоциональной связи и включение в собственный мир принятых его норм и ценностей,

    во-вторых, это представление, видение человеком своего собеседника как продолжение самого себя (проекции), наделение его своими особенностями — чертами, чувствами, желаниями;

    в-третьих, это означает поставить себя на место собеседника, что проявляется в виде погружения, перенесения себя в пространство, обстоятельства партнера и приводит к его лучшему понимании.

    Эмпатия эмоциональное сопереживание другому, «вчувствование». Эмпатия позволяет принять во внимание линию поведения другого человека. На основе эмоциональное оценки человека формируется отношение к нему: симпатия, если возникает положительный образ другого, антипатия — отрицательный.

    Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

    Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению. Под рефлексией в социальной психологии понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению

    Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).

    При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди приписывают себе, а неудачи - обстоятельствам. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости люди склонны искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

    Успешное общение предполагает обратную связь – получение субъектом информации о результатах взаимодействия. 

 

2.

 

    Важным аспектом и задачей перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и подражания), существуют также прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния.

     Особое значение перцептивная сторона приобретает в условиях первого контакта. Первое восприятие создает первое впечатление, которое часто является определяющим при последующих контактах, особенно в своем эмоциональном проявлении.

    Обнаружены эффекты восприятия (перцепции), в результате которых возможны ошибки восприятия. Эффектами или ошибками восприятия называют некоторые особенные проявления восприятия, неточности. Это эффект «ореола», эффект «новизны и первичности», эффект стереотипа восприятия.

    Эффект ореола. Он проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Механизм похож, но источник другой. Природа эффекта ореола объясняется формированием специфической установки, отношения к партнеру по общению. Эта установка определяет направленное приписывание ему определенных качеств. Любая информация, которую мы получаем о человеке, накладывается на тот образ, который был заранее создан. Он и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по общению. Говоря другими словами, если мы видим превосходящего в чем-либо нас человека, то оцениваем его значительно выше чем есть на самом деле. В экстремальной ситуации происходит снижение планки доверия, и люди часто готовы прислушаться и согласиться изменить свое представление.

    В качестве примера: эксперимент с парами студентов. давали каждому члену из пары ложное представление об оппоненте. В первом случае – отрицательную характеристику (один из самых недружелюбных, с которыми мне приходилось в последнее время общаться), затем их оставляли одних. В результате, негативное предубеждение побуждало студентов видеть враждебность, скрывающуюся за его неестественной улыбкой (оппонент в обоих случаях был положительно настроен). Во втором случае студентам давали положительный настрой.

 

    Другой феномен - эффект стереотипизации.

    Стереотип – устойчивый (в то же время упрощенный) образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Стереотип – как бы уже привычный нам взгляд, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с этим явлением. Несмотря на то, что стереотипы не всегда точны, они позволяют нам существенно сократить время на то чтобы познать предмет, явление или человека. Каждый стереотип имеет свою сферу социального применения: используется при оценке групповой, национальной или профессиональной принадлежности человека. Исследования показали, что наиболее доступные источники информации это одежда, имидж, манера поведения человека. Именно эти источники реально первично значимы, так как исторически сложились.

    В качестве примера: в средние века церковь диктовала в одежде практически все, вплоть до мельчайших подробностей. Этот диктат закреплялся определенными эдиктами, которые высекались на камне, который устанавливали посреди города. Понятно, что любой житель средневековья, сразу понимал кто перед ним находится.

    В Китае, например, вплоть до 20 века самой распространенной одеждой для мужчин и женщин был халат, они отличались лишь деталями. Социальное положение определял фасон (их было всего два), цвет (желтый носил только император, коричневый и белый носили престарелые сановники, красные и синие – герои, студенты – голубые, крестьяне – белые, бедняки – черные).

    Следует отметить, что именно на стереотипизации восприятия людей построена наука физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей. Еще Аристотель и Платон предлагали определить характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-либо животным, а затем отождествляли с характером животного.

    Следующий феномен это - каузальная атрибуция. Когда возникает казуальная атрибуция? Она возникает в тот момент, когда возникают неожиданные преграды и трудности на пути совместной деятельности. При возникновении трудностей и конфликтов, при столкновении интересов, взглядов. Когда это происходит, люди прибегают к каузальной атрибуции, т.е. мы стараемся приписать причины поведения другим людям – объяснить поведение других. Чем больше затруднений встречается при взаимодействии, тем более серьезно мы подходим к поиску причин.

    В качестве примера: кто-то опаздывает на свидание с приятелями. Один из ожидающих считает, что это связано с плохой работой транспорта, другой, что опоздание - результат легкомыслия, третий – сомневается, не сообщил ли он опаздывающему другое, неверное место встречи, четвертый – что их специально заставляют ждать.

    Таким образом, у всех разные представления о причинах опоздания. 1 – обстоятельства, 2 – особенности личности, 3 – причина в себе, 4 – опоздание намеренное и целенаправленное. Причины мотивирования атрибуции разные, потому что приятели по- разному проводят атрибуцию.

· Эффекты последовательности:

· Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.

· Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

  • Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
  • Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
  • Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
  • Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
  • Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
  • Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
  • Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
  • Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
  • Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

· Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

  • Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
  • Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
  • Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
  • Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

    Функция восприятия является очень значимой для организации и развития, перспектив процесса общения. Особое значение перцептивная сторона приобретает в условиях первого контакта. Первое восприятие создает первое впечатление, которое часто является определяющим при последующих контактах, особенно в своем эмоциональном проявлении.

    Перцептивная сторона общения во многом определяет: адекватно или неадекватно, напряженно или нет, конструктивно ли, эффективно ли будет формироваться мотивация последующего общения. 

    Идентификация обозначает отождествление, уподобление себя другим. Идентифицировать себя с собеседником означает: во-первых, объединение себя с ним на основе установившейся эмоциональной связи и включение в собственный мир принятых его норм и ценностей, во-вторых, это представление, видение человеком своего собеседника как продолжение самого себя (проекции), наделение его своими особенностями — чертами, чувствами, желаниями; в-третьих, поставить себя на место собеседника, что проявляется в виде погружения, перенесения себя в пространство, обстоятельства партнера и приводит к его лучшему понимании.

    Эмпатия позволяет принять во внимание линию поведения другого человека. На основе эмоциональное оценки человека формируется отношение к нему: симпатия, если возникает положительный образ другого, антипатия — отрицательный.

    В перцепции возможны ошибки восприятия, в основе которых лежат такие эффекты как эффект «ореола», эффект «новизны и первичности», эффект стереотипа восприятия. Эффект «ореола» — это своеобразное «клеймо» на образ чело века, мешающее видеть его действительное поведение. Поэтом во время общения путем приписывания формируется установи на ранее существовавший образ и искажается восприятие. Эффект «первичности» возникает при восприятии незнакомого человека и зависти от порядка и значимости представления информация для оценки личности. Ранее доведенная информация, играет решающую рол при восприятии.

 

К перцептивным барьерам можно отнести барьеры речи и установки. Трудности речи, такие как ее нарушения или затруднения искажают коммуникацию из-за элементарной невозможности услышать передаваемую информацию и понять ее. Установки, т.е. сформированные в результате жизненного опыта оценки, стереотипы, готовность к определенным действиям, отрицательные реакции, предубеждения, лишают возможности быть активным участником общения и воспринимать, что происходит непосредственно в процессе общения. Люди с подвижными установками способны понимать, приспосабливаться к обстановке. Те, же у кого взгляды, установки стабильны часто некоммуникабельны, т.к. они уже заранее и так все про всех знают.

 

 

Лекция 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 1556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.34.191 (0.036 с.)