Ролевое поведение личности в общении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ролевое поведение личности в общении



    Совместная деятельность и общение протекает в условиях социального контроля на основе социальных норм. Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки, оценивая их как соответствующие или несоответствующие этим нормам. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и, таким образом, регулирует свои отношения с  другими людьми. Каждая роль (нормативно одобряемый образец поведения), в которую вступает субъект, должна отвечать совершенно определенным требованиям и ожиданиям окружающих.

    Роль – это способ поведения, задаваемый обществом. Роль определяется как социальная функция личности, то есть как способ поведения людей в системе межличностных отношений, зависящий от позиции или статуса в обществе и отвечающий принятым нормам. Так, например, под половой ролью понимают систему средовых стандартов, предписаний, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину)

или девочку (женщину).

    Так как человек живет в обществе, он выполняет в нем множество различных функций:

· служебные – начальник, подчиненный, учитель, ученик, ревизор,

· ревизуемый, и т.д.;

· житейские – квартиросъемщик, клиент, покупатель, сосед, отдыхающий,

· пациент, гость, хозяин и проч.;

· семейные – кормилец, муж, жена, родитель, сын, дочь и т.д.

    Выполнять определенную социальную функцию, значит делать то, что положено на данном месте и при данных обстоятельствах. Общество – это кооперация людей, и каждый, выполняя множество функций, вносит этим свой вклад в сохранение кооперации. Общество на всех своих членов налагает определенные социальные роли.

    Социальная роль – это то поведение, которое ожидается от человека другими на определенном месте и при определенных обстоятельствах. Действуя согласно этим ожиданиям, мы и выполняем свои социальные роли. Кроме социальных мы играем межличностные роли.

    Межличностная роль – это то поведение, которое ожидается от человека другим человеком согласно установившимся между нами отношениям. У каждого человека есть определенный круг людей, с которыми он сталкивается изо дня в день. В отношении одного он выступает в роли Друга, в отношении другого в  роли Недоброжелателя. Кто-то для человека Партнер, а кто-то Предмет обожания.

    В межличностном взаимодействии человек может играть роль лидера, отверженного, клоуна и т.д.

    Внутригрупповая роль – это то поведение, которое ожидается от человека членами группы, в которую он входит в соответствии с его репутацией, приобретенной в этой группе. Причем эти роли могут быть разными в разных группах: Лидер, Чудак, Свой и т.д.

    Но так как на каждом этапе жизни индивид принадлежит ко многим группам сразу, то в его памяти откладывается набор «Я»-образов. Вести себя в соответствии с каким-либо из «Я»-образов – значит, проявлять себя определенным

образом, играть индивидуальную роль: «Вундеркинда», «Хозяина», «Затравленного» и т.д. Причем, с детства у человека формируется особая психическая инстанция, задача которой интегрировать разные «Я»-образы, нанизывая их на ось. Эта инстанция – «психологический автопортрет» личности. Причем каждый человек использует вытеснение, компенсации и другие психологические защитные механизмы для интеграции своего автопортрета. «Я»- образ – это зеркало с изменяющейся кривизной поверхности, причем эти изменения зависят от самого автопортрета.

    Индивидуальная роль – это поведение, которое человек ожидает от самого себя (согласно своему «автопортрету»). Иными словами, в каждом человеке скрыт

присущий ему «ролевой веер», т. е. набор усвоенных им психологических ролей. По мере сближения с человеком его «веер» раскрывается для восприятия во всю ширь, но в каждый момент общения вы можете видеть лишь часть этого «веера». Меньше всего он виднеется, когда человек вынужден (или считает нужным) спрятать все свои роли за одну формальную. Те «части веера», которые видны в каждый данный момент общения, называются:

    Актуальная роль – это роли, которые исполняются индивидом здесь и сейчас. Актуальная роль – это комбинация ролей в конкретный период времени, это то, каким человек выглядит и позволяет себе выглядеть в данный момент коммуникации.  Выделяют также:

· роли активные, т. е. исполняемые в данный момент времени;

· роли латентные (не проявляющиеся в данной ситуации).

· роли институализированные (официальные), связанные с официальными

    требованиями организации, в которую субъект входит;

· роли стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и

    видами деятельности.

    Один и тот же человек выполняет различные роли. Множество ролевых позиций нередко порождает их столкновение — ролевые конфликты. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. «Исполнение» роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а сколько-нибудь незначительное отклонение от образца осуждается.

    Итак, исходным условием успешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Но общение не всегда строится успешно и часто не лишено внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью. В этом случае возникает межличностный конфликт.

    В совместной деятельности причинами конфликтов могут выступать два рода детерминант: предметно-деловые разногласия и расхождение личностно- прагматических интересов. Причиной конфликта являются также непреодолённые смысловые барьеры в общении, которые препятствуют налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер в общении — это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении,

создающее препятствие для взаимопонимания и взаимодействия.

    Здесь большое значение имеет понятие личностного смысла. Помимо общепринятой системы значений, слова, как и другие факты сознания человека, имеют некоторый личностный смысл, некоторую особую значимость, индивидуальную для каждого. Личностный смысл приобретает то, что связывает цели деятельности с мотивами её осуществления, то, в чем запечатлены потребности человека. Одно и то же слово, действие, обстоятельство могут иметь различный смысл для разных людей. Поэтому в общении важно умение поставить себя на место того, с кем общаешься.

    В любой ситуации общения требуется “одинаковое понимание ситуации”, т.е. понимание стратегии и тактики партнера по ситуации. Стратегия и тактика взаимодействия могут быть разработаны только на основе взаимопонимания. Взаимопонимание между общающимися людьми — это единство взаимного понимания, взаимной эмпатии и взаимного доверия. В этой триаде исходным является понимание другого человека, которое помогает общающимся выбирать стратегию общения и отношения друг к другу.

 

    3. Теория транзактного анализа Э. Берна и виды транзакции

        

    Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. Каждый из нас замечал, что в любом разговоре, беседе, публичном выступлении огромное значение имеет то, кто ведущий в данном общении, а кто ведомый. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле концепции транзактного анализа Э. Берна — направления, которое в последние десятилетия завоевало огромную популярность во всем мире.

    Главным посылом транзактного анализа стало предположение о том, что основными действиями в общении являются действия, осознанно или неосознанно направленные на изменение или регулирование своей или чужой позиции в общении.

    В теории транзактного анализа основными понятиями являются состояния Эго (Я) и транзакции. Под состоянием Эго (Я) Берн понимает относительно независимые и обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения. Таких обособленных комплексов и способов поведения Берн выделяет три: родитель, взрослый и ребенок.

    Родитель — это такое состояние Эго (Я), чувства, установки и привычное поведение которого относятся к роли родителя. Состояние взрослого обращено к реальной действительности, состояние ребенка — это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве. Предполагается, что в любой момент каждый человек может быть либо взрослым, либо ребенком, либо родителем, а конкретное состояние Эго (Я), от которого ведется разговор, определяет позицию и статус человека в общении.

    Согласно теории транзактного анализа, родитель, взрослый и ребенок — это не абстрактные стили поведения, а вполне конкретные и значимые воспоминания, имеющиеся у каждого человека, которые далеко не всегда можно произвольно припомнить, но которые все-таки имеются и оказывают ощутимое влияние на поведение человека. Именно поэтому мой родитель — это конкретные личные воспоминания о том, как реагировали мои мать или отец на подобную ситуацию — я как бы перенял их стиль поведения. Мой ребенок — это не вообще ребенок, а я сам в детстве в такой ситуации. Основные особенности этих позиций представлены в табл. 1.

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 2539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.011 с.)