Интерактивность и типы взаимодействия людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерактивность и типы взаимодействия людей



    Термин «интерактивная сторона общения» или, проще говоря, интерактивность носит условный характер и обозначает характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, c непосредственной организацией их совместной деятельности. Интерактивная сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Под взаимодействием обычно подразумевается не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность.

    В процессе общения индивид может воздействовать на все составляющие деятельности своего партнера, то есть на его мотивы, цели, планы, отдельные действия и все поведение.

    Можно выделить несколько типов взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция.

    Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.

    Конкуренция (от лат. concurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) – это одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп. Конкуренция отличается сильной вовлеченностью в борьбу и частичной деперсонализацией представлений о противнике.

    При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. Так, можно констатировать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков – совместного ограбления, кражи и т.д. Кооперация и конкуренция лишь формы взаимодействия, а их содержание задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому при исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия недопустимо рассматривать их обе вне общего контекста деятельности.

    В повседневной жизни люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия, руководствуясь зачастую следующими основными мотивами взаимодействия:

1) максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);

2) максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

3) максимизации относительного выигрыша (конкуренция);

4) максимизации выигрыша другого (альтруизм);

5) минимизации выигрыша другого (агрессия)

6) минимизации различий в выигрышах (равенство).

    Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

    1. Сотрудничество нацелено на максимальную реализацию участниками взаимодействия собственных интересов (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция).

    2. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров на основе взаимных уступок ради условного равенства.

    3. Противодействие (конфронтация) предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению, а то и в ущерб им (индивидуализм).

    4. Уступчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм).

    5. Избегание (уклонение) представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

    В различных типах взаимодействия проявляются разные способы воздействия людей друг на друга.

    Заражение – это распространение любой деятельности или настроения в группе. Яркий пример такого способа взаимодействия показывают спортивные болельщики. Особыми условиями, в которых усиливается воздействие через заражение, являются толпа и ситуация паники. Иногда даже целые народы могут быть подвержены эффекту психологического заражения: от массового спортивного азарта или религиозного экстаза до политически окрашенного психоза (национализм или фашизм).

    Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. В отличие от заражения внушение, за исключением отдельных случаев гипноза и телепатической связи, осуществляется посредством речевого сообщения и основано на ее некритическом восприятии.

    Убеждение – также целенаправленный, но логически обоснованный процесс побуждения человека принять определенные ценности, верования или отношения.

    Подражание – это воспроизведение человеком образцов демонстрируемого поведения. Подражание имеет важное значение для научения и освоения жизненного опыта. Как способ взаимодействия можно рассматривать и моду.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.037 с.)