Феодальное и манориальное право Средневековой Европы.
Похожие статьи вашей тематики
Феодализм составил основную форму социальной организации в средневековой Европе.
Эта организация базировалась в основном на иерархии авторитета, власти, прав, где высшей ступенью социальной лестницы был монарх.
Важную роль в оформлении и упрочении этих лично-зависимых связей выполняло феодальное право, субъектами которого выступали господин и его слуга.
Таким образом, феодальное право предстает неким правом на наследуемую земельную собственность и на определенное число подвластных слуг (крестьян) и вассалов.
Начальный этап обособления такой собственности был связан с институтом аллода — полным владением участком земли, выделенным поначалу семье в наследственное держание, причем наследование его шло только по мужской линии и лишь позднее к нему были допущены женщины.
Следующей формой, тесно связанной с возникновением и упрочением вотчинного хозяйства, наиболее гибкой и широко распространенной в Европе и далеко за ее пределами, стала пожалованная за различные услуги земельная собственность – бенефиций у франков, фьеф у англичан после нормандского вторжения, лен княжествах и землях Германской империи, икта в исламизированных государствах Востока.
Бенефиций мог быть получен от короля, епископа и монастыря, позднее — от крупного феодала. В раннем средневековье он жаловался в пожизненное пользование вассалу на условии несения военной и административной службы.
Феод - представлял собой наследственное земельное владение, пожалованное под условием несения службы (военная служба — 40 дней в году, участие в управлении или суде) или уплаты установленных обычаем взносов.
Коммендация и тесно связанный с ней институт прекария. Под воздействием многих внешних факторов и обстоятельств и слабой защищенности от произвола и агрессии мелкие и разрозненные землевладельцы вынуждены были искать защиты и покровительства у лиц знатных, могущественных и состоятельных. Переход под покровительство оформлялся процедурой коммендации власти и покровительству сильного.
Прекарий предполагал процедуру передачи во владение надела или небольшого поместья сеньором или монастырем новому подвластному по его просьбе в обмен на обязательство несения традиционных повинностей — личных и имущественных (продуктовых, денежных). Такой прекарий необходимо было возобновлять каждые пять лет, и его именовали прекарием данным. Существовал еще прекарий возвращенный. Он возникал по просьбе того лица, который сам был вынужден различными обстоятельствами передавать свой надел крупному феодальному владельцу, с тем чтобы затем выкупить этот надел в течение определенного срока (обычно семи лет). Если выкуп не состоялся, то надел переходил в собственность покровителя. Прекарные отношения внешне напоминали кредитование.
.
Институтом иммунитета — освобождения от повинности. Иммунитет подразумевал право феодала осуществлять в своих владениях некоторые функции, обычно принадлежащие государству, например вершить суд, собирать налоги, осуществлять полицейский надзор, и все это делать без вмешательства центральных властей. Это комплексное властное правомочие-привилегия способствовало дальнейшему закрепощению подвластных и подопечных.
Крепостные крестьяне представляли собой лично зависимых держателей земли с преобладанием барщины в составе ренты. В Европе они именовались сервами и вилланами, в Византии — «приписными» колонами и париками, В России — холопами.
Владение «мертвой руки» - когда земля феодала, пребывавшего в крестовом походе, приобреталась церквами и монастырями, которые уже потом не несли ни повинностей, ни пошлины.
Еще одна форма владения с властью именовалась сезина — такое господство лица над вещью, которое в случае его нарушения должно быть защищено в судебном порядке.
Переход сезины из рук в руки осуществлялся в форме инвеституры — путем введения в статус владельца на один год и один день при участии бывшего владельца и сеньора.
|