Источники и основные черты византийского права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники и основные черты византийского права.



Постклассическое римское право императорского законодательства в качестве основного источника права. Первые попытки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом.

Первый официальный свод римских законов -   Кодекс византийского императора Феодосия, в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина. Тем самым в Византии практически утратило силу более раннее римское законодательство, не включенное в этот сборник.

 

В IV – VI вв. в Византии складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные – в Бейруте и Константинополе).

В Византии в середине VI в. под руководством известного юриста Трибониана был создан Свод законов Юстиниана. Значимость его состоит в том, что, во-первых, в нем дается наиболее систематическое изложение римского классического права и римской юриспруденции вообще; во-вторых, в том, что он послужил основным источником рецепции римского права в средние века.

Под влиянием восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного процесса.

 

В послеюстиниановский период наибольший подъем законодательной активности приходится на правление Македонской династии, но первой дополняющей кодификацией стал сборник под названием «Эклога», был задуман как сокращенная выборка из законодательства времен Юстиниана. В ней имелся специальный титул, посвященный рабам. Предусматривались некоторые случаи превращения в рабов свободных людей. Но основной упор был сделан на новые способы и формы освобождения рабов (например, их отпуск на свободу в церкви и др.), что отражало развитие феодальных отношений.

В Эклоге глубоко христианские идеи проникли в брачно-семейное право. Эклога ввела обручение (с 7 лет), которое требовало формального согласия самих брачующихся, а фактически в связи с их малолетством – родителей. Брачный возраст был установлен 15 лет для мужчин и 13 – для женщин. Женщина занимала подчиненное место в семье. При наследовании по завещанию устанавливалась обязательная доля детей (не менее 1/3 наследства). Определялись 7 рядов наследников, которым последовательно переходило имущество умершего при отсутствии завещания.

Титулы Эклоги упоминают лишь куплю-продажу, вклад (хранение), товарищество. В договор купли-продажи, заключенный как в устной, так и в письменной форме, под влиянием греческого права был введен задаток. Весьма кратко говорилось о таком важном институте, как наем, включавшем в аренду земли на срок, не превышающий 29 лет.

Широкую разработку получил институт эмфитевзиса.  Лицо, получившее эмфитевзис, как правило, землю (эмфитевт), обязано было уплачивать собственнику ежегодный взнос. Если эмфитевт в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен предоставленной ему недвижимости.

 

Наиболее обширным и детализированным титул, посвященный преступлениям и наказаниям.

· Государственные: перебежчиков к врагу, фальшивомонетчиков, лицах, поднимающих восстание против императора или участвующих в «заговоре против него или против государства христиан», их в «тот же час должно предать смерти», преступлениям против христианской религии.

· Личности: убийство и телесные повреждения, нанесенные в драке, причем наказание дифференцировалось в зависимости от того, были ли эти преступления предумышленными или непредумышленными.

· Имущественные: кража, грабеж, уничтожение чужого имущества, поджог, разграбление чужих могил.

· Семейно-нравственные: кровосмешение, изнасилование, прелюбодеяние, вступление в связь с монахиней, крестницей.

 

Наказания: смертная казнь, система членовредительских и телесных наказаний (отрезание носа, вырывание языка, отсечение руки, ослепление), позорящие наказания (острижение бороды и волос), а также конфискация имущества.

 

Земледельческий закон (принят примерно в то же время, что и Эклога).

Регулировал наиболее типичные конфликты, возникавшие в рамках сельских общин. Большое внимание в нем уделялось соблюдению границ смежных участков, последствиям самовольной распашки земли, обмену земельными участками.

 

Морской и Военный законы.

Он представляло собой записи морских правовых обычаев. В Европе он стал известен как Родосский морской закон. Он содержал правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию грузов в случае опасности на море, дележу прибылей и убытков между судовладельцем и собственником груза и т.п. Военный закон регулировал наказания для состоявших на военной службе лиц.

 

Прохирон.

Дальнейшее развитие византийского права связано с законотворческой деятельностью императоров Македонской династии Василия I и Льва VI. Отменив Эклогу, составленную его политическими противниками – иконоборцами, Василий I предписал вновь переработать Свод законов Юстиниана, исключить из него устаревшие положения, разъяснить трудные юридические термины и перевести их на греческий язык.

Результатом законодательных работ было издание Прохирона, который в последующие века был одним из наиболее авторитетных источников права Византии. Прохирон по сравнению с Эклогой представлял собой более полный сборник законов, но по юридической технике, по четкости расположения правового материала, его редакции он уступал последней.  Прохирон отразил и новые условия византийского общества IX в. В нем более подробно излагается договорное право, вносятся некоторые изменения в семейное право (вводится предбрачный дар и т.п.).

Эпаналога (переработанное повторение законов).

Сборник, подготовленный в комиссией под руководством константинопольского патриарха Фотия. Сборник состоял из 40 титулов. Был сформулирован ряд новых положений, как, например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства. Эти положения определяли взаимоотношения православной церкви и государства и были широко использованы в церковном праве.

 

 

Василики.

При императоре Льве VI Мудром были завершены большие кодификационные работы, начатые еще при Василии I, по новой переработке всего законодательства Юстиниана. Составленные таким образом Василики (Базилики), т.е. царские законы, состояли из 60 книг. Они представляли собой систематизированный и тематический свод законов, построенный путем последовательного изложения выдержек из Дигест, Кодекса и Новелл Юстиниана. Четкая структура Василик облегчала пользование этим сводом.

 

После составления Василик византийское право развивалось посредством законодательных актов императоров – новелл, хрисовул (императорских грамот).

Новеллы Льва VI Мудрого: разрешил государственным чиновникам бесконтрольно приобретать земли в подведомственным им округах, вновь снял запрет на взимание процентов, отменил конкубинат (длительное внебрачное сожительство с незамужней женщиной, допускавшееся древнеримским правом), запретил браки, не получившие одобрения церкви и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.005 с.)