Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники и основные институты мусульманского права.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Буквально «ислам» - человек, покорный богу, его цель – следование Корану. Постепенно это стало юридической нормой. Мусульманское право – право религиозное. Его недостаток состоит в том, что оно не поддается кодификации. Это очень жесткое право: если человек не соблюдает его – он не мусульманин. Оно сложилось к 10 веку и до сих пор не поддавалось никакому влиянию.
Основные источники мусульманского права: · Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей. · Сунна - составлены на основе свидетельства табигов – тех, кто лично видел и слышал пророков, состоит из хадисов - многочисленных рассказов о поступках и суждениях Мухаммеда. В Сунне содержится нормы брачного и наследственного доказательственного и судебного права, правила о рабах, др. · Иджма - общее согласие мусульманской общины. Иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или (впоследствии) наиболее влиятельными теологами. · Фетва - решение и мнение отдельных муфтий по отдельным вопросам, толкование авторитетами корана или сунн. · Кияс - решение правовых дел по аналогии. Не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и часто становился орудием откровенного произвола. · Дополнительные источники - местные обычаи. Признавались сложившиеся в самом арабском обществе - урф - и у покоренных народов - адаты. Фирманы - указы и распоряжения халифов (законы). Кануны - законы.
Ассары – решения халифов, ичма – согласие всей общины на принятие нормы, амал – юриспруденция. Публичное право. Понятия государства нет, но есть община (умма) - собрание правоверных, ей управляет Аллах, перед ним все равны. Общинники сами назначают начальника. Аллах руководит уммой через имама. Сначала строгого монархического принципа не было. Халиф - духовный руководитель (прямой заместитель Аллаха на земле), визирь - светский. Задачи существования исламского государства: з ащита Веры от неверных, пропаганда ислама в мире. Организация государства: · Халиф - религиозные вопросы. · Визирь - светская власть через систему Диванов. Во главе диванов - лицо, докладывающее визирю.
Право собственности. Шариат не знал четкого деления на отдельные отрасли права. Но отношения, связанные с вещным правом получили широкое развитие. Подробно разрабатывался вопрос о правоспособности, которая предоставлялась совершеннолетним лицам, находившимся в здравом рассудке. Существовало понятие ограниченной правоспособности. Отношения собственности: большое внимание уделялось классификации вещей. Выделялись государственные земли, земли частных лиц, общее достояние (воздух, море и т.д.). Не признавалась собственность мусульман на нечистые вещи. Способы возникновения: завоеванные земли - собственность государства, другое имущество делилось на несколько частей. Кроме этого наследование, договор, находка вещи. Существовали земли, изъятые из оборота (вагф).
Договорное право. В шириате в отличие от римского права не формулировалась общая концепция обязательства. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Договор - правовая и одновременно божественная связь. Обязанность соблюдать договоры - священна. Виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение и т.д. Нет понятия ростовщичества (запрещено исламом). Для обхода запрета - применялся хейял.
В уголовном праве мусульманские правоведы разделяли все преступления на 3 группы. · Первую из них составляли преступления, которые восходили, согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Муххамеда. Они трактовались как посягательства на «права Аллаха» и не допускали прощения. В первую очередь это измена вере – за это смерть. Суда же относились бунт и сопротивление властям, а также кражи, спиртное. · Вторую группу преступлений составляли противоправные действия против отдельных лиц. Эти нормы сохранили следу обычае родоплеменного строя. Умышленное убийство каралось кровной местью родственников. Шариат, правда, допускал возможность прощения убийцы и принятие денежного выкупа. За телесные повреждения – принцип талиона. · Третья группа – это несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, взяточничество, растрата казны, азартные игры и т.п.
Мера наказания здесь зависела от судей. В шариате применялись типичные средневековые устрашающие наказания. Смертная казнь полагалась за многие виды преступлений, причем была различной по видам и мучительной. Членовредительные и телесные наказания были.
Судебный процесс носил обычно обвинительный характер. Дела возбуждали не от государственных органов, а заинтересованными лицами. Различия между гражданскими и уголовными делами практически отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. При отсутствии свидетелей применялась клятва. Дело решалось на одном заседании и не откладывалось. Судья при решении обладал большой свободой усмотрения, что позволяло ему учитывать социальное положение сторон. Особенность процессуального права шариата – отсутствие возможности обжаловать решение. В случае установления новых фактов судья мог сам пересмотреть свое решение.
Брачно-семейное право. Брак - религиозная обязанность мусульман. На деле брачный договор выступал как торговая сделка. Фактически, отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей. Брачный возраст - у женщин с 9 лет, у мужчин раньше - возраст половой зрелости. Шииты допускали временный брак на определенный срок. Мусульманин мог одновременно иметь четырех жен. Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины. Существовало несколько видов разводов: в упрощенной форме - талак - без объяснения причин (только со стороны мужчины). В случае развода муж выделял жене необходимое имущество. Жена могла требовать развода только через суд и только в определенных случаях. Наследственное право было сложным и запутанным. Существовало наследование по закону и по завещанию. Особенность шириата: наследованию подлежали только имущественные права, а не обязанности.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.01 с.) |