Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники и основные институты мусульманского права.
Буквально «ислам» - человек, покорный богу, его цель – следование Корану. Постепенно это стало юридической нормой. Мусульманское право – право религиозное. Его недостаток состоит в том, что оно не поддается кодификации. Это очень жесткое право: если человек не соблюдает его – он не мусульманин. Оно сложилось к 10 веку и до сих пор не поддавалось никакому влиянию.
Основные источники мусульманского права: · Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей. · Сунна - составлены на основе свидетельства табигов – тех, кто лично видел и слышал пророков, состоит из хадисов - многочисленных рассказов о поступках и суждениях Мухаммеда. В Сунне содержится нормы брачного и наследственного доказательственного и судебного права, правила о рабах, др. · Иджма - общее согласие мусульманской общины. Иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или (впоследствии) наиболее влиятельными теологами. · Фетва - решение и мнение отдельных муфтий по отдельным вопросам, толкование авторитетами корана или сунн. · Кияс - решение правовых дел по аналогии. Не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и часто становился орудием откровенного произвола. · Дополнительные источники - местные обычаи. Признавались сложившиеся в самом арабском обществе - урф - и у покоренных народов - адаты. Фирманы - указы и распоряжения халифов (законы). Кануны - законы.
Ассары – решения халифов, ичма – согласие всей общины на принятие нормы, амал – юриспруденция. Публичное право. Понятия государства нет, но есть община (умма) - собрание правоверных, ей управляет Аллах, перед ним все равны. Общинники сами назначают начальника. Аллах руководит уммой через имама. Сначала строгого монархического принципа не было. Халиф - духовный руководитель (прямой заместитель Аллаха на земле), визирь - светский. Задачи существования исламского государства: з ащита Веры от неверных, пропаганда ислама в мире. Организация государства: · Халиф - религиозные вопросы. · Визирь - светская власть через систему Диванов. Во главе диванов - лицо, докладывающее визирю.
Право собственности. Шариат не знал четкого деления на отдельные отрасли права. Но отношения, связанные с вещным правом получили широкое развитие. Подробно разрабатывался вопрос о правоспособности, которая предоставлялась совершеннолетним лицам, находившимся в здравом рассудке. Существовало понятие ограниченной правоспособности. Отношения собственности: большое внимание уделялось классификации вещей. Выделялись государственные земли, земли частных лиц, общее достояние (воздух, море и т.д.). Не признавалась собственность мусульман на нечистые вещи. Способы возникновения: завоеванные земли - собственность государства, другое имущество делилось на несколько частей. Кроме этого наследование, договор, находка вещи. Существовали земли, изъятые из оборота (вагф).
Договорное право. В шириате в отличие от римского права не формулировалась общая концепция обязательства. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Договор - правовая и одновременно божественная связь. Обязанность соблюдать договоры - священна. Виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение и т.д. Нет понятия ростовщичества (запрещено исламом). Для обхода запрета - применялся хейял.
В уголовном праве мусульманские правоведы разделяли все преступления на 3 группы. · Первую из них составляли преступления, которые восходили, согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Муххамеда. Они трактовались как посягательства на «права Аллаха» и не допускали прощения. В первую очередь это измена вере – за это смерть. Суда же относились бунт и сопротивление властям, а также кражи, спиртное. · Вторую группу преступлений составляли противоправные действия против отдельных лиц. Эти нормы сохранили следу обычае родоплеменного строя. Умышленное убийство каралось кровной местью родственников. Шариат, правда, допускал возможность прощения убийцы и принятие денежного выкупа. За телесные повреждения – принцип талиона. · Третья группа – это несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, взяточничество, растрата казны, азартные игры и т.п.
Мера наказания здесь зависела от судей. В шариате применялись типичные средневековые устрашающие наказания. Смертная казнь полагалась за многие виды преступлений, причем была различной по видам и мучительной. Членовредительные и телесные наказания были.
Судебный процесс носил обычно обвинительный характер. Дела возбуждали не от государственных органов, а заинтересованными лицами. Различия между гражданскими и уголовными делами практически отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. При отсутствии свидетелей применялась клятва. Дело решалось на одном заседании и не откладывалось. Судья при решении обладал большой свободой усмотрения, что позволяло ему учитывать социальное положение сторон. Особенность процессуального права шариата – отсутствие возможности обжаловать решение. В случае установления новых фактов судья мог сам пересмотреть свое решение.
Брачно-семейное право. Брак - религиозная обязанность мусульман. На деле брачный договор выступал как торговая сделка. Фактически, отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей. Брачный возраст - у женщин с 9 лет, у мужчин раньше - возраст половой зрелости. Шииты допускали временный брак на определенный срок. Мусульманин мог одновременно иметь четырех жен. Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины. Существовало несколько видов разводов: в упрощенной форме - талак - без объяснения причин (только со стороны мужчины). В случае развода муж выделял жене необходимое имущество. Жена могла требовать развода только через суд и только в определенных случаях. Наследственное право было сложным и запутанным. Существовало наследование по закону и по завещанию. Особенность шириата: наследованию подлежали только имущественные права, а не обязанности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.007 с.) |