Источники и основные институты мусульманского права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники и основные институты мусульманского права.



Буквально «ислам» - человек, покорный богу, его цель – следование Корану. Постепенно это стало юридической нормой.

Мусульманское право – право религиозное. Его недостаток состоит в том, что оно не поддается кодификации. Это очень жесткое право: если человек не соблюдает его – он не мусульманин. Оно сложилось к 10 веку и до сих пор не поддавалось никакому влиянию.

 

Основные источники мусульманского права:

· Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей.

· Сунна - составлены на основе свидетельства табигов – тех, кто лично видел и слышал пророков, состоит из хадисов - многочисленных рассказов о поступках и суждениях Мухаммеда. В Сунне содержится нормы брачного и наследственного доказательственного и судебного права, правила о рабах, др.

· Иджма - общее согласие мусульманской общины. Иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или (впоследствии) наиболее влиятельными теологами.

· Фетва - решение и мнение отдельных муфтий по отдельным вопросам, толкование авторитетами корана или сунн.

· Кияс - решение правовых дел по аналогии. Не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и часто становился орудием откровенного произвола.

· Дополнительные источники - местные обычаи. Признавались сложившиеся в самом арабском обществе - урф - и у покоренных народов - адаты. Фирманы - указы и распоряжения халифов (законы). Кануны - законы.

 

Ассары – решения халифов, ичма – согласие всей общины на принятие нормы, амал – юриспруденция.

Публичное право.

Понятия государства нет, но есть община (умма) - собрание правоверных, ей управляет Аллах, перед ним все равны. Общинники сами назначают начальника. Аллах руководит уммой через имама.

Сначала строгого монархического принципа не было. Халиф - духовный руководитель (прямой заместитель Аллаха на земле), визирь - светский.

Задачи существования исламского государства: з ащита Веры от неверных, пропаганда ислама в мире.

Организация государства:

· Халиф - религиозные вопросы.

· Визирь - светская власть через систему Диванов. Во главе диванов - лицо, докладывающее визирю.

 

Право собственности.

Шариат не знал четкого деления на отдельные отрасли права. Но отношения, связанные с вещным правом получили широкое развитие. Подробно разрабатывался вопрос о правоспособности, которая предоставлялась совершеннолетним лицам, находившимся в здравом рассудке. Существовало понятие ограниченной правоспособности.

Отношения собственности: большое внимание уделялось классификации вещей. Выделялись государственные земли, земли частных лиц, общее достояние (воздух, море и т.д.). Не признавалась собственность мусульман на нечистые вещи.

Способы возникновения: завоеванные земли - собственность государства, другое имущество делилось на несколько частей. Кроме этого наследование, договор, находка вещи. Существовали земли, изъятые из оборота (вагф).

 

Договорное право.

В шириате в отличие от римского права не формулировалась общая концепция обязательства. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные.

Договор - правовая и одновременно божественная связь. Обязанность соблюдать договоры - священна.

Виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение и т.д.

Нет понятия ростовщичества (запрещено исламом). Для обхода запрета - применялся хейял.

 

В уголовном праве мусульманские правоведы разделяли все преступления на 3 группы.

· Первую из них составляли преступления, которые восходили, согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Муххамеда. Они трактовались как посягательства на «права Аллаха» и не допускали прощения. В первую очередь это измена вере – за это смерть. Суда же относились бунт и сопротивление властям, а также кражи, спиртное.

· Вторую группу преступлений составляли противоправные действия против отдельных лиц. Эти нормы сохранили следу обычае родоплеменного строя. Умышленное убийство каралось кровной местью родственников. Шариат, правда, допускал возможность прощения убийцы и принятие денежного выкупа. За телесные повреждения – принцип талиона.

· Третья группа – это несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, взяточничество, растрата казны, азартные игры и т.п.

 

Мера наказания здесь зависела от судей. В шариате применялись типичные средневековые устрашающие наказания. Смертная казнь полагалась за многие виды преступлений, причем была различной по видам и мучительной. Членовредительные и телесные наказания были.

 

Судебный процесс носил обычно обвинительный характер. Дела возбуждали не от государственных органов, а заинтересованными лицами. Различия между гражданскими и уголовными делами практически отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов.

Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. При отсутствии свидетелей применялась клятва. Дело решалось на одном заседании и не откладывалось. Судья при решении обладал большой свободой усмотрения, что позволяло ему учитывать социальное положение сторон.

Особенность процессуального права шариата – отсутствие возможности обжаловать решение. В случае установления новых фактов судья мог сам пересмотреть свое решение.

 

Брачно-семейное право.

Брак - религиозная обязанность мусульман. На деле брачный договор выступал как торговая сделка. Фактически, отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей.

Брачный возраст - у женщин с 9 лет, у мужчин раньше - возраст половой зрелости.

Шииты допускали временный брак на определенный срок. Мусульманин мог одновременно иметь четырех жен. Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины.

Существовало несколько видов разводов: в упрощенной форме - талак - без объяснения причин (только со стороны мужчины). В случае развода муж выделял жене необходимое имущество. Жена могла требовать развода только через суд и только в определенных случаях.

Наследственное право было сложным и запутанным. Существовало наследование по закону и по завещанию.

Особенность шириата: наследованию подлежали только имущественные права, а не обязанности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.007 с.)