Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Торговое право Средневековой Европы.
Нормы, регулировавшие взаимоотношения между торговцами и купцами, сложились еще в древности в торговое право. В сущности, оно было частью гражданского права, но отличалось большей подвижностью, оперативностью и привязанностью к обычаю. Кроме того, что немаловажно, оно опиралось на принципы добровольности и добросовестности соглашений.
Характерной чертой и средневекового торгового права было то, что оно вырастало из практики. В этот период оно существовало в форме обычая. · Отражало потребности купеческой деятельности его развитие. · Вводило новые правила и изменяла старые. · Ложилось в основу или сливалось с городским правом.
Имело огромное влияние, прежде всего на средиземноморское побережье: Италия, Южная Франция, Каталония. Понятие торгового права как особого типа формируется с конца 13 века.
Если рассматривать становление торгового права в конкретной обстановке средневековой Западной Европы, то надо обратить внимание на юридическое положение горожан в целом и купечества в частности: горожане долгое время не выделялись в особую группу. Активизация торговли и появление купечества имели результатом возникновение социальной группы, которая не была юридически оформлена, а ее деятельность требовала особого правового осмысления. Завоевание этого поля было длительным процессом и происходило в разных регионах по-разному. Общими его фактами были создание купеческих сообществ - корпораций, получивших юридическое подтверждение своих «свобод» и пользовавшихся своим особым правом, и оформление ярмарки как временного и физического пространства, где властвовало купеческое право. И то, и другое делалось через феодальные институты и само имело выраженные черты феодальною права.
Важную роль в создании купеческого права сыграло складывание и оформление купеческих корпораций. Они создавали горизонтальные связи, которые позволяли более уверенно включаться в вертикально организованную общественную структуру и настаивать на своих правах. Получение корпорацией юридического статуса выводило купеческий слой на принципиальной иной уровень. Складывавшееся право ярмарок впитало в себя эти многовековые установления. Оно дало возможность местным купеческим обычаям перерасти в общеевропейское торговое право.
Государственный и общественный строй Византии. Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на восточную и западную части. Столицей восточной части империи в 330 г. стал Константинополь (в этом году был переименован старый греческий город Византий). Византийское государство просуществовало свыше тысячи лет и пало под ударами турецких войск в 1453 году.
Периодизация: · Первый этап разложения рабовладельческого строя, зарождения раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора. · Второй этап формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает конечные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть в Византии достигла наивысшего уровня. · На третьем этапе углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом.
Общественный строй.
Ведущие экономические и социальные позиции занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать. Свободные крестьяне-землевладельцы жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Широко использовался колонат – форма эксплуатации крестьян (на свободных и «приписных» (были прикреплены к земле).), несли повинности как в пользу своих господ, так и в пользу государства. Крестьяне уплачивали поземельную подать и несли имущественные и личные повинности в пользу государства. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. X в. феодальная сеньориальная система, основанной на труде зависимого от земельных магнатов крестьянства при сохранении, однако, контроля со стороны государства. Основные же формы феодального землевладения – условные земельные пожалования в виде пронии, арифмоса – утверждаются еще позже, в XI – XII вв. на условиях несения службы, обычно на время жизни прониара или императора.
Наследственная вассально-синьориальная система начинает складываться в XI – XII в. Ведущее место в структуре господствующего класса принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству империи, остро соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью. Появились особые государственные крестьяне, сидевшие на землях, принадлежавших казне и императору, должны были платить канон – поземельный налог, подушный налог, налог на скот. С XI – XII вв. идет рост числа частновладельческих крестьян (парики). Они не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов, были обязаны выплачивать господину ренту в отработочной, натуральной, денежной формах. Низшее положение, как и ранее, занимали рабы.
Государственный строй. Византийское государство унаследовало основные черты государственного строя позднеримской империи.
Во главе стоял император, обладавший всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти, а также являлся верховным покровителем христианской церкви, которая разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви. Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Император назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей, командующим армией и флотом.
Власть императора не была произвольной: отсутствием наследственности. Новый монарх избирался «народом Константинополя» и армией. Самовластие сдерживалось органом византийской аристократии – константинопольским сенатом, который обсуждал государственные дела и участвовал в избрании нового императора. Поэтому в актах ранневизантийских императоров признавалась необходимость «согласия великого сената и народа». На этой основе в Византии возникли особые политические организации – так называемые городские партии (димы). Две наиболее крупные из них – «голубые» и «зеленые» – составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды.
С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти, базой которого стала стабилизация экономики на новой феодальной основе. Наивысшего развития Византийское государство достигло во время правления Македонской династии, когда жизнь страны контролировалась с помощью огромного бюрократического аппарата.
В VIII в Политические организации, сдерживавшие всевластие императора, ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.
Единственной крупной политической силой остается православная церковь: возрастает роль патриарха в общественно-политической жизни Византии, который участвует в борьбе наследников за престол и венчает их на царство. Однако император сохранил право выбирать патриарха из трех предложенных ему кандидатур.
За императором утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца).
По мере развития феодализма между императором и крупными землевладельцами (динатами) складываются новые сеньориально-вассальные отношения, что приводит к ограничению реальной власти императора.
Центральное управление сосредотачивалось в Государственном совете (консистории а позднее синклите). Он состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являвшихся ближайшими помощниками императора. Высшими должностными лицами помимо императора были префект (эпарх) столицы, начальник дворца (магистр), главный юрист и председатель консистория (квестор), два магистра армии, два префекта преториев (Малой Азии и Иллирийского претория на Балканах). Имелись также знатоки законов (логофеты). Канцелярии именовались секретами. Эти должностные лица осуществляли непосредственное управление с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Местное управление. Местный государственный аппарат целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы, провинции). В провинциях власть подразделялась на гражданскую и военную. Военоначальник осуществлял власть над военными, гражданский правитель провинции – над всеми остальными. Правители провинций наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Они являлись судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам в пределах провинции. В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая фемная. Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объдиняли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.73.56.98 (0.014 с.) |