Торговое право Средневековой Европы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Торговое право Средневековой Европы.



Нормы, регулировавшие взаимоотношения между торговцами и купцами, сложились еще в древности в торговое право.

В сущности, оно было частью гражданского права, но отличалось большей подвижностью, оперативностью и привязанностью к обычаю. Кроме того, что немаловажно, оно опиралось на принципы добровольности и добросовестности соглашений.

 

Характерной чертой и средневекового торгового права было то, что оно вырастало из практики. В этот период оно существовало  в форме обычая.

· Отражало потребности купеческой деятельности его развитие.

· Вводило новые правила и изменяла старые.

· Ложилось в основу или сливалось с городским правом.

 

Имело огромное влияние, прежде всего на средиземноморское побережье: Италия, Южная Франция, Каталония. Понятие торгового права как особого типа формируется с конца 13 века.

 

Если рассматривать становление торгового права в конкретной обстановке средневековой Западной Европы, то надо обратить внимание на юридическое положение горожан в целом и купечества в частности: горожане долгое время не выделялись в особую группу. Активизация торговли и появление купечества имели результатом возникновение социальной группы, которая не была юридически оформлена, а ее деятельность требовала особого правового осмысления.

Завоевание этого поля было длительным процессом и происходило в разных регионах по-разному. Общими его фактами были создание купеческих сообществ - корпораций, получивших юридическое подтверждение своих «свобод» и пользовавшихся своим особым правом, и оформление ярмарки как временного и физического пространства, где властвовало купеческое право.

И то, и другое делалось через феодальные институты и само имело выраженные черты феодальною права.

 

Важную роль в создании купеческого права сыграло складывание и оформление купеческих корпораций. Они создавали горизонтальные связи, которые позволяли более уверенно включаться в вертикально организованную общественную структуру и настаивать на своих правах. Получение корпорацией юридического статуса выводило купеческий слой на принципиальной иной уровень. Складывавшееся право ярмарок впитало в себя эти многовековые установления. Оно дало возможность местным купеческим обычаям перерасти в общеевропейское торговое право.

 

Государственный и общественный строй Византии.

Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на восточную и западную части. Столицей восточной части империи в 330 г. стал Константинополь (в этом году был переименован старый греческий город Византий). Византийское государство просуществовало свыше тысячи лет и пало под ударами турецких войск в 1453 году.

 

Периодизация:

· Первый этап разложения рабовладельческого строя, зарождения раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора.

· Второй этап   формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает конечные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть в Византии достигла наивысшего уровня.

· На третьем этапе углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом.

 

Общественный строй.

 

Ведущие экономические и социальные позиции занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать.

Свободные крестьяне-землевладельцы жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Широко использовался колонат – форма эксплуатации крестьян (на свободных и «приписных» (были прикреплены к земле).), несли повинности как в пользу своих господ, так и в пользу государства. Крестьяне уплачивали поземельную подать и несли имущественные и личные повинности в пользу государства.

На низшей ступени социальной лестницы находились рабы.

X в. феодальная сеньориальная система, основанной на труде зависимого от земельных магнатов крестьянства при сохранении, однако, контроля со стороны государства. Основные же формы феодального землевладения – условные земельные пожалования в виде пронии, арифмоса – утверждаются еще позже, в XI – XII вв. на условиях несения службы, обычно на время жизни прониара или императора.

Наследственная вассально-синьориальная система начинает складываться в XI – XII в. Ведущее место в структуре господствующего класса принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству империи, остро соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью. Появились особые государственные крестьяне, сидевшие на землях, принадлежавших казне и императору, должны были платить канон – поземельный налог, подушный налог, налог на скот. С XI – XII вв. идет рост числа частновладельческих крестьян (парики). Они не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов, были обязаны выплачивать господину ренту в отработочной, натуральной, денежной формах. Низшее положение, как и ранее, занимали рабы.

 

Государственный строй.

Византийское государство унаследовало основные черты государственного строя позднеримской империи.

 

Во главе стоял император, обладавший всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти, а также являлся верховным покровителем христианской церкви, которая разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви. Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Император назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей, командующим армией и флотом.

 

Власть императора не была произвольной: отсутствием наследственности. Новый монарх избирался «народом Константинополя» и армией. Самовластие сдерживалось органом византийской аристократии – константинопольским сенатом, который обсуждал государственные дела и участвовал в избрании нового императора. Поэтому в актах ранневизантийских императоров признавалась необходимость «согласия великого сената и народа».

На этой основе в Византии возникли особые политические организации – так называемые городские партии (димы). Две наиболее крупные из них – «голубые» и «зеленые» – составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды.

 

С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти, базой которого стала стабилизация экономики на новой феодальной основе. Наивысшего развития Византийское государство достигло во время правления Македонской династии, когда жизнь страны контролировалась с помощью огромного бюрократического аппарата.

 

В VIII в Политические организации, сдерживавшие всевластие императора, ликвидируются.  С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

 

Единственной крупной политической силой остается православная церковь: возрастает роль патриарха в общественно-политической жизни Византии, который участвует в борьбе наследников за престол и венчает их на царство. Однако император сохранил право выбирать патриарха из трех предложенных ему кандидатур.

 

За императором утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца).

 

По мере развития феодализма между императором и крупными землевладельцами (динатами)  складываются новые сеньориально-вассальные отношения, что приводит к ограничению реальной власти императора.

 

Центральное управление сосредотачивалось в Государственном совете (консистории а позднее синклите). Он состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являвшихся ближайшими помощниками императора. Высшими должностными лицами помимо императора были префект (эпарх) столицы, начальник дворца (магистр), главный юрист и председатель консистория (квестор), два магистра армии, два префекта преториев (Малой Азии и Иллирийского претория на Балканах). Имелись также знатоки законов (логофеты). Канцелярии именовались секретами. Эти должностные лица осуществляли непосредственное управление с помощью разветвленного бюрократического аппарата.

Местное управление.

Местный государственный аппарат целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы, провинции). В провинциях власть подразделялась на гражданскую и военную. Военоначальник осуществлял власть над военными, гражданский правитель провинции – над всеми остальными.

Правители провинций наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Они являлись судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам в пределах провинции.

В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая   фемная. Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объдиняли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.73.56.98 (0.014 с.)