Частные методы вырабатываются самой ИГПЗС: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Частные методы вырабатываются самой ИГПЗС:



Частные методы вырабатываются самой ИГПЗС:

· Конкретно-исторический — позволяет выявить своеобразие того или иного государства и правовой системы;

· Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

· Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Конкретные государственно-правовые явления изучаются путем.

· Системный подход — характеризует государственно-правовые явления как элементы взаимосвязанной структуры, метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элементов.

 

Вышеназванными методами осуществляются исследования качественных сторон исторического процесса. При исследовании его количественных сторон наука использует статистический метод. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

 

2. Государственный и общественный строй Древнего Египта.

Периодизация:

· Ранее царство (3200-2778 гг. до н.э.)

· Древнее царства (2778-2250 гг. до н.э.)

· Среднее царство (2250-1700 до н.э.)

· Новое царство (1575-1087 до н.э.).

В историческом процессе в Египте возникают 40 номов (общин) во главе с номархами (правителями). Затем номы объединились в два самостоятельных государства – Верхний Египет с центральным городом Фивы и Нижний Египет с Мемфисом. Со временем верхнеегипетский царь Нармер объединил красную корону Нижнего и белую корону Верхнего Египта.

Раннее царство:

· Формирование государственного аппарата.

· Во главе государства стоял царь, в руках которого находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела.

· Царская власть обожествлялась.

Древнее царство:

· Все самые важные дела государства проводились под руководством фараона (мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, военные походы, государственное строительство).

· Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона.

· Институт фараонской власти был наследственным.

· Авторитет фараона укреплялся при помощи обоготворения царя.

· Происходит централизация управления.

· После фараона главным лицом в государственном управлении был верховный сановниквезир (управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами фараона).

· Социальное и имущественное расслоение населения.

· Жрецы заняли господствующее положение.

Среднее царство:

· Почти неограниченная власть номархов.

· Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов.

· Появляется мелкие собственники – неджес.

· Возникает кадровое офицерство.

· В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя.

Новое царство:

· Эпоха захватнических войн, и как следствие появление большого количества рабов.

· Все население начинает делиться на группы по роду занятий.

· Воины наделялись участками земли.

· При Рамзесе II закрепилась кастовая организация общества.

· Класс мелких собственников землевладельцев практически исчезает.

· Укрепление системы централизованного бюрократического управления.

· Страна была разделена на два АО: Верхний и Нижний Египет. АО делились на области – номы.

· Высшим сановником оставался везир – джати (глава финансового ведомства и руководитель публичных работ,  государственный канцлер и хранитель государственной печати, возглавлял высшую судебную инстанцию страны – шесть великих домов).

3. Основные черты права Древнего Египта.

Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Различались царские законы и царские наказы. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли.

Имущественные отношения В Египте существовали следующие виды земельных владений: • государственные; • храмовые; • частные; • общинные. Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в частной и иной собственности и быть предметом различных сделок.   Виды договоров, известные в древнеегипетском праве: займа, найма, купли-продажи, аренды земли, товарищества. 1. Достижение соглашения между продавцом и покупателем. 2. Продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор. 3. Ввод покупателя во владение.
Брачно-семейное право. · Женщина занимала довольно высокое положение в семье. · Происходило оформление брачного контракта (на усмотрение джати). · Сохранялась раздельная собственность жены и мужа. Свобода развода. · Официально заключались браки между родственниками. · Наследование как по закону и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоего пола. · Завещание могли составить и муж и жена.
Уголовное право Виды преступлений: · Государственные - измена, заговор, мятеж; должностные преступления (коррупция). · Религиозные - убийство священных животных, чародейство; ограбление гробниц. · Против личности – убийство. · Против собственности - кража, обмеривание, обвешивание. · Преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование. Основной целью наказания было устрашение. Применялись телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.    
Суд · Суд не был отделён от администрации. · Надзор осуществлялся сам фараон или джати, которые могли пересмотреть решение любого суда, возбудить судебное преследование против должностных лиц.  · «Начальник шести великих домов» - возглавлял судебное ведомство и отвечал за судопроизводство по всей стране. · В Новом царстве джати подчинялась верховная судебная коллегия из 30 судей. · Центральный суд (кенбет) состоял из 30 судей, которые подбирались из знатных граждан разных городов. Храмы имели судебные функции. Решение жреца-оракула не могло быть оспорено царским чиновником.   Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

 

4. Государственный и общественный строй Древнего Вавилона.

Государственный строй

В руках царя находилась законодательная, исполнительная судебная и верховная религиозная власть.

Глава государства считался наместником и служителем бога. В отличие от Египта, царь здесь не являлся богом, а власть передавалась от богов ежегодно.

Лугаль - правитель города (стоял во главе городов-государств). Являлся главой общинного культа.

Энси – возглавляющий город, но не являющийся верховным жрецом, мог войти в храм только во время обряда коронации.

Шакканаккум – чиновник, правитель области.

Рабианумы – главы общин.

Общинные собрания/советы старейшин - избирали и низвергали правителей, определяли объём их полномочий, обладали законодательными, финансовыми, судебными функциями.

Жители Вавилона освобождались от налогов, трудовой повинности, военной службы.

На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

Сформировалось судебное ведомство. До Хаммурапи ведущее место в судебной системе занимают храмовые и общинные суды. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей.

Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора.

Воин получал надел царской земли, который  полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными.

Общественный строй

Вавилон имел кастовое устройство:

· Рабы (вардум): военнопленные, порабощенные и ставшие бесправным. Рабы рассматривались как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение, продают, закладывают. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считается как повреждением или уничтожением имущества господина. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие, казенные. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле.  Не ограничивалась власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные.

Свободное население Вавилона в свою очередь делилось на полноправных и неполноправных:

· Авилум – полноправные свободные граждане, землевладельцы. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появляются обедневшие общинники, попадающие в долговую кабалу. Законы Хаммурапи свидетельствуют о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. "Муж" не мог стать рабом-должником. Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход.

· Мушкену – противопоставлялись полноправным гражданам (пришлые люди, покорные, зависимые от государства). На неравноправное положение мушкену указывают статьи, определяющие наказание за преступление против него. Если членовредительство было совершено по отношению к "мушкену", то виновный платил лишь штраф.

Редум, баирум – воины, получавшие землю.

Декум, лубуттум – военноначальники.

Тамкары – предприниматели.

 

5. Законы Хаммурапи.

Текст был выбит на каменном столбе из черного базальта с изображением восседающего на троне бога солнца, правосудия и предзнаменований по имени Шамаш – покровитель суда и справедливости на небе и земле. Хаммурапи был изображен на этом же камне стоящим перед Шамашем в почтительной позе.

Законы Хаммурапи были составлены в конце его  правления и состояли из законов, выработанных его предшественниками, обычного права, его собственных указов и типичных решений судебных дел. Статьи носили казуальный характер.

Условно  подразделяют на 282 статьи, которые можно объединить в три раздела (Пролог, текст законов, эпилог).

Начало текста законов: Хаммурапи перечисляет свои царственные достоинства, призывая в поддержку своей власти богов.

· 1-й раздел заключал общие правила об отправлении правосудия

· 2-й раздел – правила охраны собственности царя, храмов, общин;

· 3-й раздел посвящался охране имуществ, полученных от царя за службу;

· 4-й раздел операциям с недвижимостью и охране ее от неправомерных посягательств посторонних;

· 5-й раздел – торговым делам и неправомерным действиям, связанным с торговлей;

· 6-й раздел – семейному праву;

· 7-й раздел охватывал правила о наказаниях за телесные повреждения;

· 8-й раздел – правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях.

Другим характерным принципом законов был в значительной мере религиозный смысл тех запрещений, которые предписывались. Хаммурапи объявил противоправными и наказуемыми такие же действия, которые в религиозной традиции рассматривались как греховные: насилие, обман, всякая ложь, инициатива в семейных раздорах, нарушение установленного богами порядка.

Договор аренды земли 1-2 года, купля-продажа – письменный договор, содержащий предмет, цену, условия.

Уголовное право.

ЗХ не дают общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются таковыми. Ничего не сказано о государственных и религиозных преступлениях, кроме кражи храмового и дворцового имущества. Из содержания кодификации можно выделить только три вида преступлений:

· Против личности -  убийство, членовредительство, побои карались штрафом.

· Имущественные - кража скота, рабов – раба за раба, укрывательство рабов – казнь (сожж, утоп,закап, кол). Грабеж и кражу различают. Все имущественные преступления караются очень жестоко - либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, напр.), огромный штраф (мог доходить до 30-кратной стоимости украденного), в случае неуплаты которого преступника казнили.

· Против семьи прелюбодеяние, изнасилование, кровосмешение, похищение женщины, ребенка, бегство жены от мужа, а также действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший отца, лишается руки и т.д.). Причинение вреда чужому имуществу – возмещение убытков.

Семейное право.

Патриархальная семья, при заключении брака – выкуп, в случае смерти жены – выкуп старой семье или детям. Если женщина не могла иметь детей – можно иметь наложницу. Наследство сыновьям (в т.ч. усыновленным) в равных долях, дочерям – необходимое приданое.

Судебный процесс.

Нет четкого различия между уголовным и гражданским судопроизводством. Дела возбуждались частными лицами. В большинстве случаев истец или потерпевший должен был сам доставить ответчика в суд. Розыск и арест особо опасных преступников был делом царских наместников. Доказательства предоставлялись суду истцом и ответчиком. Право знало понятие алиби. Важным способом доказывания были свидетельские показания, а также ордалии. Большое значение имела клятва. Принцип талиона. Процесс носил состязательный (обвинительный) характер.

Окончанием процесса была выдача судьями решения, которое не обжаловалось.  Если судья менял решение – штраф 12-крат размер иска, лишаясь должности. Решение суда о смертной казни и членовредительских наказаниях приводилось в исполнение немедленно и публично.

6.  Государство и право Древнего Китая.

Обычно страна именовалась по имени царствующей династии.

Периодизация (Доимперский Китай):

· Период Шань. В XI веке до н. э. государство Шань было завоёвано коалицией народов во главе с правителем раннего государственного образования Чжоу. Период Чжоу (период Чжоу подразделяется еще на два: Чуньцю («Период Весны и Осени».) и Чжаньго – «борющихся царств» - эпоха смуты).

· Период Чжоу (XI—III вв. до н. э.) делится на так называемые Западное и Восточное Чжоу, что связано с переездом правителя Чжоу в 770 до н. э. под угрозой нашествия варварских племён из Цзунчжоу — первоначальной столицы государства — в Чэнчжоу. Земли в районе старой столицы были отданы одному из союзников правителя государства, который создал здесь новый удел Цинь. Впоследствии именно этот удел станет центром единой китайской империи. Будущий император Цинь Ши Хуан — объединил весь Китай под своей властью. В период Восточного Чжоу формируются основные философские школы Древнего Китая — конфуцианство, моизм, даосизм, легизм.

 

Местное управление.

Административное деление Китая эпохи Цинь и Хань: община – волость – уезд – округ или область. Во главе областей стояли губернаторы. Только в пограничных районах гражданские и военные функции сосредотачивались в руках губернатора.

Население было организовано в общины, обладавшие определенным самоуправлением в лице старост и «отцов-старейшин». Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин (саньлао).

Суд.

В Китае существовало специальное судебное ведомство, которое возглавлял тинвэй. Ему подчинялись провинциальные судьи, рассматривавшие уголовные дела. Местная администрация также обладала судебной властью: низшим судом была уездная администрация. Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах исполняли представители местной администрации.

Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем. Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами.

 

Право.

Источники: обычаи, писаные законы, распоряжения.

Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы.

Земля:

• В период Инь - собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями.

• Во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собственность.

• Период Цинь - в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое землевладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Рабы:

• В период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало.

• Во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. Существовали две категории рабов: государственные и частные.

• Период Цинь - широкая и свободная торговля рабами.

 

Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе: мены, купли-продажи, дарения, займа и т.д.

Договор мены появился одним из первых. Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины. Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Появилось ростовщичество, долговое рабство.

 

В Древнем Китае брак заключали родители. Брачный возраст ж-14-20, м- 16-30. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным.

 

Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выделить:

• Государственные - мятеж, заговор.

• Религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу.

• Против личности - убийство, нанесение телесных повреждений.

• Против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота.

• Воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.

 

Вообще же перечень их огромен - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных преступлений. Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен системой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основной целью наказания во времена Цинь окончательно становится устрашение.

 

К видам наказаний относились:

• Смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю).

• Членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин).

• Штрафы, позволявшие откупиться от наказания.

• Тюремное заключение.

 

Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.

 

7. Государство и общественный строй Древней Индии.

Общественный строй

 

С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий – варн. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны).

· Брахманы – члены жреческих родов, дваждырождённые

· Кшатрии –  военная аристократия, из них происходили раджы, дваждырождённые

· Вайшья – рядовые общинники (земледельцы, ремесленники), дваждырождённые

· Шудры – неравноправные члены общества (слуги), однорождённые

 

По наиболее распространенной религиозной версии, творец всего существующего – бог Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев – из рук, вайшьев – из бедер и шудр – из ступней.

 

Со временем варны претерпели изменения и перешли в касты.

Каста – мелкие соц.замкнутая групппа, на которые делились варны. Число каст достигло 15. Особое место в обществе занимали лица, оказавшиеся вне варн: это были палачи, мусорщики и могильщики, они являлись совершенно бесправными и составляли особую касту неприкасаемых (парии).

Раджуки – крупные гос.чиновники.

 

Рабство в Древней Индии не получило глубокого развития. Индийские рабы могли иметь свои семьи, собственность, право на наследование. Вообще рабство не зависело от кастового положения: при попадании в рабство кастовая принадлежность оставалась прежней. Существовало семь разрядов рабов – в зависимости от источников рабства.

 

Государственный строй

Говорить о государственном строе более-менее определенно мы можем только в Маурийскую эпоху.

Главой государства являлся царь (раджа), соединявший в себе всю полноты власти. Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.

 

Особенности государственного строя, ограничивающие власть царя:

· Центральный административно-военный аппарат был слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока – в силу этого власть царей не была деспотична: оставался широкий простор для органов общинного самоуправления.

· В основе монархической идеи лежала индусская политико-религиозная концепция «богоугодного царя» (девараджи), которая предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанности по защите подданных).

 

Большую роль играл при дворе царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Паришад – совет царских сановников, из знати – военной и жреческой, которая стремилась ограничить власть раджи. Действовала пакши – многочисленная и сильная группировка сторонников царя, его советников, родственников, союзников.

Сабха – собрание знати и представителей городского и сельского населения, выполнявший важные политические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи становится уже, она приобретает характер царского совета.

 

Территория государства Маурьев делилась на провинции, во главе четырех главных провинций находились царевичи. Помимо этих четырех главных провинций существовали обычные провинции, области, округа. Низшей единицей была деревня.

 

В Древней Индии было 2 системы судов: царские и внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или высшая судебная коллегия из брахмана и трех судей. Царь имел право ежегодной амнистии. Во всех административных единицах назначалась территориальная судебная коллегия из трех судейских чинов. Большинство дел рассматривались общинными кастовыми судами.

 

8. Законы Ману.

 

Источниками древнеиндийского права были:

· Дхармашастры – сборники религиозно-нравственных предписаний, правил (дхарм), регламентирующих образ жизни различных социальных групп. Наиболее значимые из дхармашастр – Законы Ману. 2-3 век до н.э. Ману – полубог, легендарный прародитель человечества. Законы Ману состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 стихов-шлок. Содержание Главное в законах Ману – закрепление существующей варновой структуры.

· Артхашастры – это светские трактаты об управлении государством, администрации, финансах, судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях, внутренней и внешней политике.

· Обычай - в Древней Индии не только одобренный брахманом обычай, но и всякий другой мог признаваться в царских судах. Каждая из каст и варн имели свои обычаи.

· Ньяя – обозначает общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.

· Веды – священные источники «всех знаний».

Имущественные отношения · Разница между собственностью и владением. · На движимое и недвижимое имущество. · 7 возможных способов возникновения права собственности (наследование, получение в виде дара или находка, покупка – для всех варн; завоевание - кшатрии, ростовщичество, исполнение работы - вайши, получение милостыни – брахманы + давность владения (10 лет)). · Собственник мог продать, подарить, заложить имущество. Охранялась также и движимость, наиболее значительным из которой считались рабы, скот, инвентарь. · Договоры: займа,труд, найма, аренды земли, к-п, дарения, хранения. · Законам Ману известны обязательства из причинения вреда. В качестве основания для их возникновения указывались порча имущества. · Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения.
Брачно-семейное право. Большая патриархальная семья. Брак – имущественная сделка. Женщина полностью зависела от мужа и сыновей. Муж принадлежал к более высокой варне, чем жена (анулома), но строго запрещались браки женщин из высших варн с мужчинами низших варн (пратилома). Условия вступления в брак: ü Брачный возраст: мужчина – 16 лет, женщина – 12 лет.
Наследство. Допускалось только наследование по закону. Между сыновьями от «правильных» браков наследство делилось поровну, но старшему сыну выделялась дополнительная доля. Из списка наследников были исключены: женщины, изгои, больные, калеки и др.; утверждалось неравенство наследственных прав детей, рожденных от разных варн.
Уголовное право и процесс. На тяжесть преступления влияет рецидив, соучастие, принадлежность к той или иной касте. Формы вины (умысел, неосторожность). Коллективная ответственность общин. · Махапатака – великие грехи. К ним относили: убийство Брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя); · Преступления против личности: убийство (сразу смертная казнь), оскорбление действием или словом. · Святотатство и должностные преступления · Государственные: служба врагам царя, поломка городской стены, ворот. · Имущественные преступления: кража и грабеж. Уголовный процесс также прослеживается по законам Ману. Суд не отделялся от администрации. Уголовный и гражданский процесс не различались. Но процесс носил состязательный характер. Основным источником доказательств были свидетельские показания. Ценность показаний зависела от их принадлежности к той или иной варне. Заинтересованные лица и женщины не могли быть свидетелями. При отсутствии свидетелей применялись ордалии (огнем, весами, водой и др.).  
Наказания Виды смертной казни были разнообразны: посажение на кол, сожжение, утопление, затравливание собаками и др. Были членовредительские наказания – отрезание разных частей тела. Штрафы, изгнание, тюрьма. Принцип талиона сменился принципом композиции.

9. Возникновение и развитие государства в Древних Афинах: реформы Тезея, солона, Клисфена.

 

В 8 в до н.э. произошло объединение племен Аттики в Афинское государство – процесс «синойкизм». Инициатором этого объединения был царь – Тесей. Объединение племен протекало на протяжении нескольких столетий.

 

Между афинскими жителями существовало социальное разделение:

· Эвпатриды - благородные, имели право занимать общественные должности, родовая аристократия

· Геоморы и демиурги - простые ремесленники и земледельцы.

· Метеки – промежуточный слой, лично свободные, но лишённые политических и некоторых экономических прав.

 

Постепенно в руках родовой аристократии (то есть эвпатридов) сосредоточивались крупные земельные наделы. Долговая кабала служила одним из источников рабства.

Архонт – выбираемая из евпатридов должность. Изначально назначался пожизненно, потом срок был ограничен до 10 лет. В 7 в. до н.э. стала избираться коллегия из 9 архонтов на один год. Коллегия архонтов переняла военные, жреческие, судебные функции, постепенно взяла на себя управление государством. 

· 1.Архонт-эпоним – во главе коллегии, управление и судебные функции по семейным делам.

· 2.Басилевс – жреческие функции и некоторые судебные полномочия.

· 3.Полемарх – возглавляет военную власть.

· 4-9-фесмофеты – функции по отправлению правосудия.

 

Постепенно демократия становилась относительной: воля народа выражалась лишь на народном собрании, которое теряло свою значимость с течением времени. К власти же допускались лишь представитель благородного сословия.

 

К концу 8 в. до н.э. был создан новый орган эвпатридов – Ареопаг – орган публичного управления, заменил совет старейшин. Избирал и контролировал архонтов, руководил народным собранием, осуществлял высшую судебную власть. В состав входили бывшие и действующие архонты.

 

Территориальное деление.

Теперь это были округа – нуакрии. От каждого округа требовалось построить и снарядить военный корабль и предоставить команду для него. Сохранялось и старое разделение демоса на филы, фратрии и роды.

 

Реформы Солона.

В 594 г до н.э. архонтом-полемархом избирается Солон.

Первой его реформой была сисахфия - отменялись все долги, освобождались из рабского статуса кабальные должники и запрещалось долговое рабство.

Солон издал закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время провозглашалась свобода завещаний, однако землю можно было закладывать и отчуждать под видом завещания.

Цензовая реформа: независимо от происхождения афинские граждане были разделены по имущественному положению на 4 разряда:

· Пентакосиомедимны (пятисотники), т.к. они со своей земли получали 500 и более медимнов.

· Всадники (300 медимнов), т.к. были способны содержать боевого коня.

· Зевгиты (крестьяне – 200 медимнов) – основа афинского ополчения.

· Фетов (бедняки).

Чем выше разряд, тем больше политических права, но и больше налог.

Реформа государственного управления: создание совета 400-хсот(100 чел-к от филы), избиравшийся только из граждан первых трех разрядов. Народное собрание по прежнему контролировал ареопаг.

Судебная реформа – создание гелиэи – суда присяжных, в который мог войти любой гражданин Афин (5000судей+1000 запас, 30 лет). Решал дела о государственных преступлениях, злоупотреблениях властью должностными лицами.

 

Реформы Клисфена.

Территориальная реформа: Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая включала три триттии – территории в разных частях Аттики – городская часть, прибрежная часть и внутренняя центральная.

По филам избиралась центральная власть; от каждой филы – 50 человек в Совет - Буле, который из совета 400-т стал советом 500-т (булевт – 30 лет, 1 год, по жребию);

Триттии делились на демы, в которых избирался на 1 год староста, управлявший совместно с собранием граждан; теперь деление было не родоплеменным, а чисто территориальным.

 

Создание коллегии 10 стратегов – по 1 от каждой филы; сначала они имели только военные функции, но затем вытеснили архонтов и стали высшими должностными лицами.

 

Введение остракизма – «суда черепков»: имя опасного для государства человека писалось на черепках, если оно повторялось 6 тыс. раз – он изгонялся из государства на 10 лет без конфискации имущества.

 

Реформы Клисфена означали окончательную победу демоса над родовой аристократией.

Строй, сложившийся в Афинах, называют рабовладельческой республикой.

 

10. Организация государственной власти в Афинах в V—IV вв. до н. э.

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан. По форме правления оно представляло собой демократическую республику.

Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности.

 

Основными органами Афинского государства являлись:

• Народное собрание (эклессия).

• Совет пятисот (буле).

• Суд (гелиэя).

• Коллегия стратегов.

• Коллегия архонтов.

Эклессия – верховный орган власти, который насчитывал  6000 человек. Право участия в народном собрании имели только мужчины, 20 лет, полноправные афинские граждане.

Источники права.

В Афинах придерживались единой цели становления политической власти и расширения сферы социального регулирования, которая заключалась в  большей определенности и фиксированности основные элементы мононормы. Обычаи, религиозные установления, нравственные предписания приобретают все большую самостоятельность, хотя и остаются взаимосвязанными. Часть из них приспосабливается к складывающемуся менталитету политически, а затем государственно организованного общества, являет собой древнейшие источники права. Они получают новое истолкование (некоторые родоплеменные обычаи становятся территориальными правовыми обычаями, появляется правовая фиксированность и защищенность культа богов). Поначалу это соответствовало интересам прежде всего эвпатридов и закреплялось решениями ареопага и архонтов, а со временем - и большинства свободных, основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль.

 

Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Не исключено, что сам Драконт был мифической личностью. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд религиозных установлении и обычаев, вводя жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство (неумышленное каралос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.151 с.)