ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Репетиция комедии Ж.Б. Мольера «Скупой». Жак Копо предпочитал готовить спектакли на природе.



название по наименованию улицы, на которой располагался: «Вьё коломбье» — «Старая голубятня». В канун Первой мировой войны Копо поставил спектакль «Ночь королей» (1914 г.) по комедии Шекспира «Двенадцатая ночь». В этом изящном спектакле — а посмотреть его съезжались профессионалы со всей Европы — режиссёр будто предсказал конец того периода в истории культуры, который французы назвали la belle epoque («прекрасная эпоха»), и наступление мрачного XX века. Предчувствия Копо оправдались: в 1914 г. началась война, была объявлена всеобщая мобилизация, и театр закрыли.

В 1915 г. уцелевшие актёры собрались вокруг учителя, и Копо увёз вновь объединившуюся труппу в деревню, подальше от Парижа. Он хотел воспитать творчески мыслящего артиста, чтобы ставить лучшие произведения мировой классической и современной драматургии. «Вся оригинальность нашей интерпретации, — заявлял Жак Копо, — будет вытекать из глубокого знания текста». Главным выразительным средством сценического искусства он считал актёра: через него, по мнению режиссёра, и должно идти обновление театра. Кстати, Копо и сам был превосходным актёром.

Спектакли Копо и его труппы — «Скупой», «Ревность Барбулье», «Плутни Скапена» Мольера, «Обмен» Поля Клоделя (1868—1958), инсценировка «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского, «Ревизор» Н. В. Гоголя — были хорошо известны театральному зрителю. Но в 1924 г. неожиданно для всех, в самый расцвет популярности «Старой голубятни», Копо покинул театр. Рыцарь, верный однажды выбранным идеалам, Копо не мог допустить, чтобы творчество превратилось в простой источник дохода. Он увидел лишь начало этого превращения — и без сожаления покинул своё детище. Копо хотел заниматься искусством, а не решением финансовых вопросов. Режиссёр набрал учеников и уехал в провинцию — воспитывать новое поколение актёров для французского театра.

Когда Жак Копо покидал «Старую голубятню», в Париже уже прославились его ученики — Шарль Дюллен и Луи Жуве, которого сам Копо назвал своим наследником.

В 1926 г. Ш. Дюллен и Л. Жуве объединились с Гастоном Бати и Жоржем Питоевым (настоящее имя Георгий Иванович, 1884—1939). Четыре театра решили создать единую

Сцена из спектакля «Братья Карамазовы»

(по роману Ф.М. Достоевского).

Режиссёр Ж. Копо. Театр «Старая голубятня»,

Париж. 1914 г.

«КАРТЕЛЬ»

Шарль Дюллен (1885—1949) начал актёрскую карьеру у Жака Копо. В «Старой голубятне» были блистательно сыграны такие его роли, как Смердяков в «Братьях Карамазовых» и Гарпагон в мольеровском «Скупом». Опираясь на школу Копо и натуралистические опыты Антуана, Дюллен создал собственный метод работы над ролью.

Самые значительные спектакли его театра «Ателье» (возглавлял в 1922—1940 гг.) — постановка «Братьев Карамазовых» (перенесена без изменений со сцены «Старой голубятни»), а также «Вольпоне, или Лис» (1928 г.) английского драматурга Бенджамина Джонсона (1573—1637), «Птицы» Аристофана (1928 г.) и «Земля кругла» (1939 г.) французского автора Армана Салакру (1899—1989). В 1943 г. в парижском Городском театре Дюллен поставил пьесу Жана Поля Сартра «Мухи». Это был подлинно гражданский поступок — призвать людей к борьбе с тиранией в фашистском Париже.

Луи Жуве (1887—1951) в 1922 г. возглавил театр «Комедии Елисейских Полей». Уже в 1923 г. он выпустил комедию-гротеск французского писателя Жюля Ромена (1885—1972) «Кнок, или Торжество медицины», где сыграл главную роль. В этом спектакле сформировался особый строгий и лаконичный стиль Жуве: графичность мизансцен, резко очерченные характеры. В 1928 г. режиссёр поставил драму Жана Жироду (1882—1944) «Зигфрид», которую автор переделал из собственного романа. Впоследствии в постановке Жуве шли почти все произведения этого писателя, в частности знаменитая пьеса «Троянской войны не будет» (1935 г.). Сыгранная за четыре года до начала Второй мировой войны, она пророчески предсказала её.

Гастон Бати (1885—1952) начал творческий путь в Зимнем цирке Парижа. Наиболее известная работа Бати этого периода — постановка драмы Анри Рене Ленормана (1882—1951) «Самум» (1920 г.), посвященной пребыванию французской армии в Алжире. Именно тогда определился острый интерес режиссёра к сложным политическим темам. В 1921 г. Бати открыл театр «Барак Химеры». В манифесте театра были точно сформулированы эстетические пристрастия: режиссёр стремился к поиску синтетических форм. Он экспериментировал со светом и цветом, использовал скульптуру и живопись. Они оказывались у Бати не просто деталями оформления, а включались в общее художественное решение, помогали раскрывать смысл постановок. В 1930 г. Бати возглавил театр «Монпарнас-Бати» и в 1930—1931 гг. поставил здесь один из лучших своих спектаклей — «Трёхгрошовую оперу» Брехта.

Жорж Питоев был родом из Тифлиса (ныне Тбилиси). Бывший актёр Передвижного театра Павла Павловича Гайдебурова (1877—1960), после Первой мировой войны он оказался сначала в Швейцарии, а затем во Франции. Познакомившись со своей будущей женой, актрисой Людмилой Яковлевной Смановой (1895—1951), он создал собственную труппу. В 1921 г. по приглашению антрепренёра, владельца театра «Комедии Елисейских Полей», труппа Питоева переехала в Париж. Театр Жоржа Питоева открыл Франции драматургию А. П. Чехова и традиции русского психологического театра. Самые известные спектакли 20-х гг. — «Дядя Ваня», «Чайка» (оба 1921 г.), «Три сестры» (1929 г.).





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.005 с.)